Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование аудита финансовых вложений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить цель и раскрыть задачи проверки финансовых вложений;
-рассмотреть основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки и источники информации;
-исследовать планирование аудиторской проверки;
-дать оценку системе внутреннего контроля, уровню существенности и аудиторскому риску;
-определить методологию аудита финансовых вложений;
-установить типичные ошибки в учете операций с финансовыми вложениями;
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы аудита финансовых вложений………………7
1.1 Цели и задачи аудита финансовых вложений………………………………7
1.2 Нормативное регулирование проверки и источники информации для проверки финансовых вложений……………………………………………….11
Глава 2. Методика аудита финансовых вложений……………………………15
2.1 Планирование аудита финансовых вложений……………………………15
2.2 Оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска……………………………………………………………...21
2.3 Проверка учета операций с финансовыми вложениями…………………26
Глава 3. Оформление результатов аудиторской проверки…………………..37
3.1 Типичные ошибки в учете операций с финансовыми вложениями……..37
3.2 Обобщение результатов проверки, отчет аудитора………………………39
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44
Приложения……………………………………………………………………...48
Таким образом, для проверки наличия предпосылок подготовки финансовой отчетности в части операций с финансовыми вложениями в соответствии с действующим законодательством аудитор должен знать и понимать как законодательство, регулирующее операции с финансовыми вложениями, так и законодательство, регулирующее бухгалтерский учет.
При проведении аудита финансовых вложений анализируется информация о составе финансовых вложений на основании данных первичных документов и учетных регистров, проверяется наличие права собственности на них, оценивается экономическая целесообразность финансовых вложений.(Таблица 1.2)
Таблица 1.2
Источники информации
Название группы |
Состав группы |
Первичные документы по учету финансовых вложений |
документы приема-передачи вкладов в уставные капиталы других организаций;документы приема-передачи вкладов в совместную деятельность; свидетельства на суммы произведенных вкладов; документы приема-передачи ценных бумаг; платежные поручения и выписки банка; приходные и расходные кассовые ордера. |
Документы,устанавливающие |
учредительные документы;выписки из реестра акционеров;выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей, совета директоров и т.п.;сертификаты акций и другие ценные бумаги;договоры займа;договоры о совместной деятельности. |
Учетные регистры |
Бухгалтерский баланс,отчет о движении денежных средств, оборотно-сальдовая ведомость,положение об учетной политике организации,регистры бухгалтерского учета по счетам 51,58,59,50,75,90,91,98. |
Формы учетной документации по инвентаризации |
приказ о создании комиссии по инвентаризации;ведомость
результатов инвентаризации; |
Прочие документы |
Книга учета ценных бумаг |
Аудитору необходимо провести проверку на соответствие указанных документов, подтверждающих финансовые вложения, требованиям нормативных правовых актов, регулирующих операции с ценными бумагами.
Глава 2. Методика аудита финансовых вложений
Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696). Планирование, будучи начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке: аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита; аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации. Планируя порядок проведения аудита аудиторская организация должна руководствоваться как общими, так и частными принципами проведения аудита, а именно: комплексности; непрерывности; оптимальности.
Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита. Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, аудиторской организации в течение года следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.
Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.
При планировании
аудита аудиторской организации
следует выделять основные его этапы:
предварительный, подготовка и составление
общего плана аудита, подготовка и составление
программы аудита.
На этапе предварительного планирования
аудитор должен получить информацию: о
внешних факторах, влияющих на хозяйственную
деятельность экономического субъекта,
отражающих экономическую ситуацию в
стране в целом и её отраслевые особенности;
о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную
деятельность экономического субъекта,
связанных с его индивидуальными особенностями;
об организационно-управленческой структуре
экономического субъекта; о видах деятельности;
о структуре капитала и курсе акций; о
технологических особенностях; об уровне
рентабельности; об основных контрагентах
экономического субъекта; о системе внутреннего
контроля и принципах формирования оплаты
труда персонала.
Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на бухгалтерскую отчетность. Основными источниками информации об экономическом субъекте служат(схема 2.3):
Помимо источников, которые перечислены в схеме, используются так же таки источники, как контракты и договоры экономического субъекта, отчеты аудиторов, внутрифирменные инструкции, материалы налоговых проверок, документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта.
На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита. Считая проведение аудита возможным, аудиторская организация готовит письмо-обязательство о согласии на проведение аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с экономическим субъектом заключается договор. При этом следует учитывать такие факторы как бюджет рабочего времени, предполагаемые сроки работы группы, количественный состав группы, должностной уровень членов группы, квалификационный уровень членов группы.
Когда аудиторская организация
не считает возможным проведение аудита,
в адрес экономического субъекта посылается
отказ от его проведения.
Разработка общего плана и программы аудита
основывается на предварительных данных
об экономическом субъекте, а также на
результатах
проведенных аналитических процедур.(Таблица 2.3)
Таблица 2.3
Аудиторские процедуры
№ |
Перечень аудиторских процедур |
Рабочие документы (код) |
1. |
Первичных учетных документов |
001 |
2. |
Выписки из протоколов |
002 |
3 |
Выписки банков |
003 |
4 |
Договор займа |
004 |
5 |
Договор о совместной деятельности |
005 |
Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской
отчетности экономического субъекта.
В процессе подготовки
общего плана и программы аудита
аудиторская организация
При подготовке общего плана и программы аудита аудиторской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.
Составляя общий
план и программу аудита, аудиторской
организации следует учитывать
степень автоматизации
Результаты проводимых аудиторской организацией
процедур при подготовке общего плана
и программы следует детально документировать,
поскольку они служат основанием для планирования
аудита и могут использоваться в течение
всего процесса аудита.
В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.
В общем плане
необходимо предусмотреть сроки
проведения аудита и составить график
его проведения, подготовки отчета
(письменной информации руководству
экономического субъекта) и аудиторского
заключения. В процессе планирования
необходимо учесть: реальные трудозатраты;
уровень существенности; проведенные
оценки рисков аудита.
При разработке общего плана аудита аудитору
необходимо принимать во внимание следующее(Таблица2.4
)
Таблица 2.4
Необходимо обратить внимание при разработке плана
Название |
Раскрытие информации |
Деятельность аудирумого лица |
общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита; общий уровень компетентности руководства; |
Системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля |
Учетная политика;
влияние новых нормативных |
Риск и существенность |
Ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, установление уровней существенности, возможность существенных искажений и мошенничества. |
Характер, временные рамки и объём процедур |
Относительная важность различных результатов учета, влияние на аудит наличия компьютерной системы. |
Координация и направление работы, текущий контроль |
Привлечение других
аудиторских организаций к |
Прочие аспекты |
Вопросы связанные с непрерывностью деятельности, особенности договора об оказании аудиторских услуг, существование аффилированных лиц. |
Аудиторская организация
определяет в общем плане и
роль внутреннего аудита, а также
необходимость привлечения
Таблица 2.5
Общий план аудита
№ п/п |
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
Примечания |
1 |
Проверка учета вложений в уставные капиталы других организаций |
За год |
Аудиторская группа |
Согласно свободному общему плану экономического субъекта |
2 |
Проверка учета вложений в совместную деятельность |
За год |
Аудиторская группа | |
3 |
Проверка учета вложений в займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок до 12 месяцев |
За год |
Аудиторская группа | |
4 |
Проверка учета вложений в займы, предоставленные другим экономическим субъектам на срок более 12 месяцев |
За год |
Аудиторская группа |
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица.
Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно - средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы. Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре.(Приложение 1)
2.2 Оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска
Оценка системы внутреннего контроля производится аудитором на стадии планирования аудиторских процедур (предварительная оценка) и подтверждается или корректируется при их проведении. Оценивая систему внутреннего контроля финансовых вложений, аудитору следует выяснить, кто несет ответственность за них. Особое внимание необходимо обратить на то, кто должен санкционировать операции по финансовым вложениям и кто в действительности санкционирует эти операции. Если операции с ценными бумагами санкционируют не те лица, которые на это уполномочены, или такие операции вообще не санкционируются (либо санкционируются задним числом), это свидетельствует о недостатках системы внутреннего контроля. Кроме того, для эффективного функционирования системы внутреннего контроля, функции учета операций с ценными бумагами должны быть отделены от санкционирования этих операций. Аудитору необходимо выяснить, каким образом организована передача информации о финансовых вложениях, получении доходов по ним из отдела ценных бумаг (от сотрудника, занимающегося ценными бумагами) в бухгалтерию организации. Аудитору надлежит сверить данные о финансовых вложениях в бухгалтерском учете и отчетности с данными отдела ценных бумаг. Выявление фактов несвоевременной передачи информации или передачи неточной информации, несовпадения данных бухгалтерского учета с данными отдела ценных бумаг свидетельствует о недостатках системы внутреннего контроля и требует увеличения объема проводимых аудиторских процедур.(Таблица 2.6)