Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:23, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование аудита финансовых вложений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить цель и раскрыть задачи проверки финансовых вложений;
-рассмотреть основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки и источники информации;
-исследовать планирование аудиторской проверки;
-дать оценку системе внутреннего контроля, уровню существенности и аудиторскому риску;
-определить методологию аудита финансовых вложений;
-установить типичные ошибки в учете операций с финансовыми вложениями;
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы аудита финансовых вложений………………7
1.1 Цели и задачи аудита финансовых вложений………………………………7
1.2 Нормативное регулирование проверки и источники информации для проверки финансовых вложений……………………………………………….11
Глава 2. Методика аудита финансовых вложений……………………………15
2.1 Планирование аудита финансовых вложений……………………………15
2.2 Оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска……………………………………………………………...21
2.3 Проверка учета операций с финансовыми вложениями…………………26
Глава 3. Оформление результатов аудиторской проверки…………………..37
3.1 Типичные ошибки в учете операций с финансовыми вложениями……..37
3.2 Обобщение результатов проверки, отчет аудитора………………………39
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44
Приложения……………………………………………………………………...48
Если финансовые вложения приобретены за счет заемных средств, то следует руководствоваться п. 11 ПБУ 10/99 и пп. 14 и 15 ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". Таким образом, проценты, начисленные организацией по предоставленным ей заемным средствам до момента принятия финансовых вложений к бухгалтерскому учету, включаются в первоначальную стоимость этих вложений.
Финансовые вложения, внесенные в счет вклада в уставный (складочный) капитал другой организацией, должны быть приняты к учету в оценке, согласованной учредителями.
При получении организацией ценных бумаг безвозмездно их оценивают по рыночной цене на дату приобретения. Необходимо отметить, что коммерческие организации могут дарить друг другу имущество стоимостью не более пяти минимальных размеров оплаты труда (п. 4 ст. 575 ГК РФ). Если хотя бы одним из участников договора дарения будет некоммерческая организация или физическое лицо, то стоимость подарка ничем не ограничивается.
Первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада организации-товарища по договору простого товарищества, признается их денежная оценка, согласованная товарищами в договоре простого товарищества.
Первоначальная стоимость финансовых вложений, приобретенных по договорам, которые предусматривают исполнение обязательств неденежными средствами, определяется в соответствии с п. 14 ПБУ 19/02 исходя из стоимости переданных или подлежащих передаче ею активов. В случае невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость финансовых вложений определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные финансовые вложения.
Следующим этапом аудита является проверка правильности отражений операций по поступлению финансовых вложений, в бухгалтерском и налоговом учете (приобретение за плату, вклад по договору простого товарищества, вклад в уставный капитал, поступление безвозмездно, мена).
Аудиторам необходимо убедиться в том, что в бухгалтерском учете и отчетности отражены все приобретенные организацией ценные бумаги и выданные займы; в бухгалтерском учете и отчетности отражены все факты поступления финансовых вложений; все операции по движению финансовых вложений своевременно зарегистрированы в бухгалтерском учете; наличие финансовых вложений подтверждено необходимыми первичными документами и результатами проведенной в установленном порядке инвентаризации; отраженные в бухгалтерском балансе ценные бумаги принадлежат организации на правах собственности, получены в результате осуществления договоров, соответствующих требованиям права, и организация имеет все необходимые свидетельства, подтверждающие законность получения ценных бумаг; все записи на счетах бухгалтерского учета подтверждены оправдательными и первичными документами, оформленными в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных актов; операции с финансовыми вложениями санкционированы уполномоченными лицами в установленном порядке; рублевая оценка ценных бумаг в иностранной валюте проведена в соответствии с требованиями действующего законодательства; в зависимости от способа приобретения ценных бумаг их фактическая стоимость сформирована согласно требованиям нормативных документов; стоимость ценных бумаг для включения в бухгалтерскую отчетность рассчитана правильно и в соответствии с требованиями нормативных актов; выручка от продажи ценных бумаг отражена в бухгалтерском учете в оценке, совпадающей с содержащейся в первичных документах; в первичных документах, регистрах бухгалтерского учета, при переносе данных в бухгалтерскую отчетность соблюдена арифметическая точность показателей; в бухгалтерской отчетности отражен финансовый результат, определенный на основании фактических данных; доходы и расходы, связанные с реализацией и погашением финансовых вложений, правильно классифицированы в отчете о прибылях и убытках и информация о финансовых вложениях раскрыта в пояснениях к бухгалтерской отчетности.
При аудите правильности создания резерва необходимо убедиться в обоснованности создания резерва под обесценивание финансовых вложений, поскольку данный резерв может быть создан только в отношении тех финансовых вложений, которые учитываются по первоначальной стоимости, так как их текущая рыночная стоимость не определяется. Если имеет место устойчивое снижение стоимости финансовых вложений (п. 37 ПБУ 19/02) вследствие появления у эмитента признаков банкротства, существенного снижения процентов или дивидендов и прочих факторов, то организация должна создать резерв под обесценивание финансовых вложений.
Для того чтобы признать, что вложения обесцениваются, необходимо одновременное наличие следующих условий (Схема 2.5)
Схема 2.5 Условия для обесценения вложений
Коммерческая организация образует резерв за счет финансовых результатов (в составе прочих расходов). Резерв под обесценивание должен быть создан в сумме разницы между учетной (первоначальной) стоимостью финансовых вложении и их расчетной стоимостью. Данный резерв должен быть отражен на счете 59 "Резервы под обесценивание вложений в ценные бумаги" в корреспонденции с операционными расходами (91/2 "Прочие расходы").
Списание резерва на финансовые результаты (в состав прочих доходов) осуществляется в двух случаях: при продаже или ином выбытии финансовых вложений, под которые резерв создавался; если дальнейшего устойчивого существенного снижения стоимости этих вложений не происходит.
Проверка формирования и учета доходов по финансовым вложениям
Доходы, получаемые организацией по финансовым вложениям, признаются прочими доходами в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" и отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Доходы от финансовых вложений организация может получить либо в виде процентов, дивидендов, доходов от ценных бумаг либо в виде поступлений от продажи финансовых вложений. В бухгалтерском учете доходы по финансовым вложениям отражаются по принципу начисления в составе прочих доходов, а в налоговом учете - по дате получения в составе внереализационных доходов.
Процедуры проверки доходов
от ценных бумаг проводятся путем
пересчета причитающихся
Если источником получения доходов являются дивиденды, то организация, выплачивающая их, признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений п. 2 ст. 275 НК РФ. При этом налоговый агент обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы, а налогоплательщику - получателю дохода перечисляется сумма дивидендов за минусом удержанного налога. Следовательно, аудитору необходимо удостовериться, что доходы не облагались налогом на прибыль дважды - у источника выплаты доходов и у налогоплательщика.
Доходы от продажи финансовых вложений проверяются на основании анализа условий договоров (контрактов) на их продажу и проверки полноты и своевременности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.
Расходы, связанные с обслуживанием финансовых вложений организации (расходы по оплате услуг банка, депозитария), должны быть учтены в составе прочих расходов организации (п. 36 ПБУ 19/02) и отражены по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" и кредиту счетов расчета с конкретной организацией.
Проводя данные процедуры, аудитор кроме подтверждения правомерности учета финансовых вложений в качестве активов проверяет одновременно полноту и своевременность отражения в отчетности (отчете о прибылях и убытках, отчете о движении денежных средств) доходов по финансовым вложениям - процентов к получению, доходов от продажи ценных бумаг. Таким образом, проверяя соответствующие статьи отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств, достаточно сделать ссылку на перекрестные процедуры, проведенные при проверке финансовых вложений.
Проверка операций по выбытию финансовых вложений.
В соответствии с ПБУ
19/02, выбытие финансовых вложений в
бухгалтерском учете
Выполняя процедуру проверки операций по выбытию финансовых вложений, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:порядок ведения бухгалтерского и налогового учета операций выбытия финансовых вложений, по которым определяется и не определяется текущая рыночная стоимость, соответствует положениям нормативных актов.
Аудитору следует проверить, правильно ли списана стоимость выбывших в течение проверяемого периода финансовых вложений. Если финансовые вложения учитывались по первоначальной стоимости, то при их выбытии стоимость может быть списана одним из трех способов, предусмотренных учетной политикой(Схема 2.6)
При выбытии финансовых вложений, по которым определяется текущая рыночная стоимость, на дату выбытия она принимается на уровне, установленном при последней переоценке (п. 30 ПБУ 19/02).
При исчислении налога на прибыль выбывающие финансовые вложения оцениваются по стоимости приобретения, включающей расходы на их приобретение. Поэтому наряду с оценкой финансовых вложений в бухгалтерском учете организации должны вести учет их налоговой стоимости.
При выбытии акций других организаций, полученных при увеличении уставного капитала акционерного общества, рассчитывается первоначально оплаченная стоимость акции, скорректированная с учетом изменения количества акций в результате увеличения уставного капитала.
Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами установлены ст. 280 НК РФ.
Аудитор должен убедиться в последовательности применения учетной политики в отношении способа списания по каждому виду финансовых вложений. Необходимо также изучить положения учетной политики, где указан выбранный организацией способ оценки, и путем пересчета проверить его соблюдение при отражении операций по выбытию вложений.
Глава 3. Оформление результатов аудиторской проверки
3.1 Типичные ошибки в учете операций с финансовыми вложениями
Итоговым этапом аудита хозяйственных операций, связанных с учетом финансовых вложений, являются обобщение результатов аудита, анализ ошибок, выявленных в ходе аудита.
Ошибки, обнаруженные в процессе аудита по данной процедуре, могут оказывать влияние: на правильность оценки финансовых вложений; на правильность определения финансовых результатов и на правильность исчисления и уплаты налога на прибыль.
Как следствие, все это влияет на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Необходимо проанализировать обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности "Существенность в аудите". Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями.
При анализе ошибок, выявленных в ходе аудита, необходимо определить степень их влияния на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Перечень проверенных документов, выявленные ошибки и нарушения, а также мнение аудитора по результатам проверки, фиксируются в рабочих документах.
Наиболее распространенные ошибки будут рассмотрены ниже:(схема 3.7).
При анализе ошибок, выявленных, в ходе аудита, необходимо определить степень их влияния на достоверность бухгалтерской финансовой отчетности.
Обнаруженные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируются в рабочей документации аудиторов и определяется их количественное влияние на показатели бухгалтерской отчетности.
3.2 Обобщение результатов проверки, отчет аудитора
Аудитор должен составлять рабочие документы о проведенных аудиторских процедурах в отношении финансовых вложений в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.
В рабочих документах отражается информация о планировании аудиторской работы; характере и временных рамках выполнения аудиторских процедур; объеме выполненных аудиторских процедур и их результатах; выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.
Результаты представляют собой обоснование аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, и лежат в основе формирования выводов аудитора. Объем рабочей документации по конкретной аудиторской проверке операций с финансовыми вложениями определяется исходя из профессионального мнения аудитора. С учетом принципа выборочной проверки отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по данному вопросу, новый аудитор смог бы исключительно на основе рабочей документации понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов прежнего аудитора.
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки.
Рабочие документы по аудиту финансовых вложений подлежат проверке со стороны руководителя группы аудиторов и ответственного за проведение проверки. В качестве рабочих документов могут использоваться типовые формы рабочей документации по операциям аудита финансовых вложений(схема 3.8):