Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:13, курсовая работа
Цель аудиторской проверки финансовых вложений заключается в том, чтобы составить обоснованное мнение относительно полноты и правдивости информации о них, отраженной в финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемой организации.
1. Аудит финансовых вложений
1.1 Цели и задачи аудита финансовых вложений
1.2 Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объект проверки и источники информации для проверки финансовых вложений
1.3 Аудиторские процедуры
1.4 Типичные ошибки выявленные аудитором при аудите финансовых вложений
2. Аудит финансовых вложений на примере ОАО «Гатика»
2.2 План и программа аудита финансовых вложений
2.3 Источники информации для проверки
3. Отчет аудитора
Проверка на обесценение финансовых вложений и порядок создания резерва под их обесценение производятся в соответствии с положениями нормативных актов?
Порядок формирования и учета доходов по финансовым вложениям соответствует положениям нормативных актов?
Проверяются документы, подтверждающие существование прав на финансовые вложения.
Первичными документами, на основании которых учитываются финансовые вложения, являются: сертификаты акций, облигаций, векселя и другие ценные бумаги; акты приемки-передачи материальных ценностей; выписки из реестра акционеров; договоры купли-продажи; платежные документы; инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности и другие документы.
Проверка первичных документов по учету финансовых вложений особенно важна, поскольку эти документы определяют особый порядок перехода права собственности по ценным бумагам.
В документах, на основании которых финансовые вложения принимаются к учету, должны быть указаны цель приобретения и срок, в течение которого предполагается использовать этот объект.
Аудит первичных документов
означает не только проверку их фактического
наличия, но и проверку их по форме
и существу. Так, например, ценная бумага
- это документ строго установленной
формы, её обязательные реквизиты должны
соответствовать требованиям
Ценные бумаги организации могут храниться как в ее офисах, так и в депозитариях, у финансовых агентов организации и т.д.
По форме фиксации прав
выделяют документарные и
Далее необходимо проверить правильность определения первоначальной стоимости финансовых вложений.
На основании п. 11 ПБУ 19/02, если затраты на приобретение ценных бумаг несущественны (кроме сумм, уплачиваемых в соответствии с договором продавцу) по сравнению с их стоимостью, уплаченной по договору, то такие затраты организация вправе признать прочими расходами в том периоде, в котором были приняты к учету ценные бумаги. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%. В связи с этим аудитору необходимо проверить, имеет ли место отражение в приказе по учетной политике организации конкретный уровень существенности. Следовательно, если затраты составляют менее установленного в учетной политике уровня существенности от стоимости приобретенных финансовых вложений и установленный размер уровня существенности отражен в учетной политике, то организация может их сразу отнести на прочие расходы.
Таким образом, организация имеет право вести учет стоимости ценных бумаг двумя способами:
1) в первоначальную стоимость
ценных бумаг включать все
затраты, связанные с их
2) в первоначальную стоимость ценных бумаг включать только суммы, уплачиваемые продавцу, а остальные затраты в случае их несущественности отражать в составе прочих расходов.
Первоначальная стоимость
ценных бумаг, приобретенных за плату,
включает в себя согласно п. 9 ПБУ 19/02
сумму фактических затрат организации
на их приобретение (за исключением
НДС и иных возмещаемых налогов).
Перечень фактических затрат является
открытым и предусматривает возможность
включения иных аналогичных затрат,
за исключением общехозяйственных
и иных расходов, которые непосредственно
не связаны с приобретением
Если финансовые вложения приобретены за счет заемных средств, то следует руководствоваться п. 11 ПБУ 10/99 и пп. 14 и 15 ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". Таким образом, проценты, начисленные организацией по предоставленным ей заемным средствам до момента принятия финансовых вложений к бухгалтерскому учету, включаются в первоначальную стоимость этих вложений.
Первоначальная стоимость финансовых вложений, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться (п. 18 ПБУ 19/02). Аудитор должен проверить правильность классификации финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, и финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.
Как правило, к финансовым вложениям, по которым можно определить текущую рыночную стоимость, относятся финансовые вложения в котируемые ценные бумаги.
Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений относится на финансовые результаты у коммерческой организации. Она отражается по кредиту (дебету) счета 91 "Прочие доходы и расходы" (в составе прочих доходов или расходов) в корреспонденции со счетом 58 "Финансовые вложения".
К финансовым вложениям, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, относятся вложения в уставные капиталы, по договору простого товарищества, в отдельные виды ценных бумаг и др. Их отражают в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).
Если по долговым ценным бумагам не определяется текущая рыночная стоимость, то коммерческой организации разрешается разницу между их первоначальной и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода относить на финансовые результаты (в составе операционных доходов или расходов) (п. 22 ПБУ 19/02).
В этом случае аудитор проверяет правильность произведенных расчетов и достоверность оценки ценных бумаг на отчетную дату.
В бухгалтерской отчетности по долговым ценным бумагам, по которым не определялась текущая рыночная стоимость, согласно п. 42 ПБУ 19/02 подлежит раскрытию с учетом требования существенности:
- разница между первоначальной
стоимостью и номинальной
- данные об их оценке
по дисконтированной стоимости,
При проведении аудита, прежде всего, необходимо проверить правильность формирования первоначальной стоимости поступивших финансовых вложений.
Финансовые вложения, внесенные в счет вклада в уставный (складочный) капитал другой организацией, должны быть приняты к учету в оценке, согласованной учредителями.
При получении организацией ценных бумаг безвозмездно их оценивают по рыночной цене на дату приобретения. Необходимо отметить, что коммерческие организации могут дарить друг другу имущество стоимостью не более пяти минимальных размеров оплаты труда (п. 4 ст. 575 ГК РФ). Если хотя бы одним из участников договора дарения будет некоммерческая организация или физическое лицо, то стоимость подарка ничем не ограничивается
Первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада организации-товарища по договору простого товарищества, признается их денежная оценка, согласованная товарищами в договоре простого товарищества.
Первоначальная стоимость финансовых вложений, приобретенных по договорам, которые предусматривают исполнение обязательств неденежными средствами, определяется в соответствии с п. 14 ПБУ 19/02 исходя из стоимости переданных или подлежащих передаче ею активов. В случае невозможности установить стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость финансовых вложений определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные финансовые вложения.
Следующим этапом аудита является проверка правильности отражений операций по поступлению финансовых вложений, в бухгалтерском и налоговом учете (приобретение за плату, вклад по договору простого товарищества, вклад в уставный капитал, поступление безвозмездно, мена).
Аудиторам необходимо убедиться в том, что:
- в бухгалтерском учете
и отчетности отражены все
приобретенные организацией
- в бухгалтерском учете и отчетности отражены все факты поступления финансовых вложений;
- все операции по движению
финансовых вложений
- наличие финансовых вложений
подтверждено необходимыми
- отраженные в бухгалтерском
балансе ценные бумаги
- все записи на счетах
бухгалтерского учета
- операции с финансовыми
вложениями санкционированы
- рублевая оценка ценных
бумаг в иностранной валюте
проведена в соответствии с
требованиями действующего
- в зависимости от способа
приобретения ценных бумаг их
фактическая стоимость
- стоимость ценных бумаг
для включения в бухгалтерскую
отчетность рассчитана
- выручка от продажи
ценных бумаг отражена в
- в первичных документах,
регистрах бухгалтерского
- в бухгалтерской отчетности
отражен финансовый результат,
определенный на основании
- доходы и расходы,
связанные с реализацией и
погашением финансовых
- информация о финансовых
вложениях раскрыта в
При аудите правильности создания резерва необходимо убедиться в обоснованности создания резерва под обесценивание финансовых вложений, поскольку данный резерв может быть создан только в отношении тех финансовых вложений, которые учитываются по первоначальной стоимости, так как их текущая рыночная стоимость не определяется. Если имеет место устойчивое снижение стоимости финансовых вложений (п. 37 ПБУ 19/02) вследствие появления у эмитента признаков банкротства, существенного снижения процентов или дивидендов и прочих факторов, то организация должна создать резерв под обесценивание финансовых вложений.
Для того чтобы признать,
что вложения обесцениваются, необходимо
одновременное наличие
- на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость финансовых вложений существенно выше их расчетной стоимости;
- в течение отчетного
года расчетная стоимость
- на отчетную дату отсутствуют
свидетельства того, что в будущем
возможно существенное
Коммерческая организация образует резерв за счет финансовых результатов (в составе прочих расходов). Резерв под обесценивание должен быть создан в сумме разницы между учетной (первоначальной) стоимостью финансовых вложении и их расчетной стоимостью.
Списание резерва на финансовые
результаты (в состав прочих доходов)
осуществляется в двух случаях: при
продаже или ином выбытии финансовых
вложений, под которые резерв создавался;
если дальнейшего устойчивого
Необходимо проверить формирование и учет доходов по финансовым вложениям.
Доходы, получаемые организацией по финансовым вложениям, признаются прочими доходами в соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" и отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Доходы от финансовых вложений организация может получить либо в виде процентов, дивидендов, доходов от ценных бумаг либо в виде поступлений от продажи финансовых вложений. В бухгалтерском учете доходы по финансовым вложениям отражаются по принципу начисления в составе прочих доходов, а в налоговом учете - по дате получения в составе внереализационных доходов.
Процедуры проверки доходов
от ценных бумаг проводятся путем
пересчета причитающихся
Если источником получения доходов являются дивиденды, то организация, выплачивающая их (российская организация), признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений п. 2 ст. 275 НК РФ. При этом налоговый агент обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы, а налогоплательщику - получателю дохода перечисляется сумма дивидендов за минусом удержанного налога. Следовательно, аудитору необходимо удостовериться, что доходы не облагались налогом на прибыль дважды - у источника выплаты доходов и у налогоплательщика.