Аудит кассовых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - на основании проведенного аудита по кассовым операциям внести предложения по улучшению ведения бухгалтерского учета по кассе во избежание ошибок при учете кассовых операций.
Основные задачи курсовой работы:
научиться составлять план аудиторской проверки по кассовым операциям;
составление тестов средств внутреннего контроля по кассовым операциям;
составление перечня аудиторских свидетельств при аудите кассовых операций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы и нормативное регулирование учета……………….5
2. Организационно-экономическая характеристика СХПК «Сосновский»....16
2.1. Анализ основных экономических показателей……………………...…16
2.2. характеристика состояния бухгалтерского учета………………………22
2.3. Характеристика состояния внутреннего и внешнего контроля……….23
3. Организация проведения учета по кассовым операциям…………………..24
3.1. Перечень нормативно-правовых актов и внутрихозяйственных регламентов……………………………………………………………...24
3.2. Оценка системы внутреннего контроля………………………..………26
3.3. Разработка общего плана и программы аудита……………………….31
3.4. методика проведения отдельных этапов аудита……………………….35
3.5. Рабочие документы составляемые в ходе аудита………………………40
3.6. Оформление результатов аудита………………………………………..41
4. Пути совершенствования внутреннего контроля аудируемой организации………………………………………………………………………44
Выводы и предложения…………………………………………………………7
Список использованных источников…………………………………………..49
Приложение ……………………………………………………………………52

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 103.74 Кб (Скачать файл)

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕТА ПО КАССОВЫМ  ОПЕРАЦИЯМ

 

3.1. Перечень нормативно-правовых  актов и внутрихозяйственных        регламентов

 

Аудиторская деятельность – деятельность, осуществляемая в соответствии с Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным  законом «Об аудиторской деятельности», другими законодательными и иными  нормативными актами, регулирующими  предпринимательскую деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих  ему услуг.

Для обоснованного  проведения аудита кассовых операций аудитору следует ознакомиться с  перечнем нормативно-правовых актов  и внутрихозяйственных регламентов (таблица 3.1 и 3.2).

 

Таблица 3.1 – Реестр нормативно-правовых актов

№ п/п

Наименование документов

Выходные данные

Использование информации

1.

Федеральный

От 21 ноября 1996 г.

Устанавливает

 

закон

 

правила ведения

 

«О бухгалтер-

№ 129-ФЗ

бухгалтерского учета

 

ском учете»

(с учетом последующих изменений  и дополнений)

 

2.

Федерапьный

От 30 декабря 2009 г.

Устанавливает

 

закон

№ 307-ФЗ

правила

 

"Об аудиторской

(с учетом последующих изменений  и дополнений)

аудиторской

 

деятельности"

 

деятельности

3.

Порядок ведения

Письмо Центрального банка России №

Устанавливает

 

кассовых операций в

40 от 22 сентября 1993 г.

порядок ведения

 

РФ

 

кассовых операции

4.

Постановление Правительства

ред. от 08 августа  2003 г.

Устанавливает

     

порядок применения

 

«О применении

контрольно-кассовых

 

контрольно-кассовых

машин

 

машин при

   
 

осуществлении

   
 

денежных расчетов с

   
 

населением»

   

5.

ПБУ 4/99

утв. Приказом МФ РФ № 43н от 6

Устанавливает

 

"Бухгалтерская

июля 1999 г.

порядок составления

 

отчётность"

 

отчетности

6.

Методические указания по

Приказ Минфина РФ № 49 от 13

Устанавливает

 

инвентаризации

июня 1995 г.

порядок проведения

 

имущества и финан-

 

инвентаризации

 

совых обязательств

   

7.

Порядок регистрации

Приложение к Приказу ГНС РФ №

Устанавливает

 

контрольно-кассовых

ВГ-3-14/36 от 22 июня 1995 г.

порядок регистрации

 

машин в налоговых

 

кассовых машин

 

органах

   

8.

Методические

Приложение к письму ГНС РФ №

Устанавливает

 

рекомендации по

НИ-6-07/152от 5 мая 1994 г.

порядок применения

 

вопросам

 

ККМ

 

применения кон-

   
 

трольно-кассовых

   
 

машин при

   
 

осуществлении

   
 

денежных расчетов с

   
 

населением

   

9.

Типовые правила

Постановление МФ РФ № 104 от

Устанавливает

 

эксплуатации

30 августа 1993 г.

правила эксплуатации

 

контрольно-кассовых

 

ККМ

 

машин при

   
 

осуществлении

   
 

денежных расчетов с

   
 

населением

   

10.

Об установлении

Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001

Устанавливает

 

предельного размера

г.№ 1050-у

предельный размер

 

расчетов наличными

 

расчетов наличными

 

деньгами в РФ между

 

деньгами

 

юридическими

   
 

лицами по одной

   
 

сделке

   

Нормативно-правовые акты устанавливаются на государственном  уровне и обязательны для исполнения.

Внутрихозяйственные регламенты устанавливаются самим  предприятием на основании нормативной  базы в соответствующей области. Контроль за их выполнением несёт  руководство предприятия.

 

 

 

 

 

Таблица 3.2 – Перечень внутрихозяйственных  регламентов по учёту кассовых операций, регулирующих деятельность организации

Наименование регламента

Содержание информации

Назначение регламента

1.

Устав и Учредительный договор  предприятия

Цель и задачи, размер уставного  капитала, порядок его создания

Контроль дисциплины использования  правовых регламентов

2.

График документооборота

Порядок составления первичных документов и учётных регистров, сроки представления, использования

Контроль за использованием документов по целевому признаку

3.

Должностные инструкции работников бухгалтерии

Состав обязанностей прав и ответственности  бухгалтера материального стола

Контроль за использованием обязанностей

4.

Учётная политика организации

Учётная политика в отношении расчётов с подотчётными лицами

Соответствие Законодательным документам

5.

Положение об оплате труда рабочих, специалистов и служащих организации

Предусмотрена система оплаты, содержащая все виды выплат

Контроль за соблюдением фонда  оплаты труда


 

 

3.2 Оценка  системы внутреннего контроля

 

При оценке эффективности и надежности системы  внутреннего контроля в целом, контрольной  среды и отдельных средств  контроля аудиторская организация  использует не менее трех градаций: высокую, среднюю, низкую. Результатом  аудита системы внутреннего контроля является определение риска внутреннего  контроля.

При оценке системы внутреннего контроля аудитор  выполняет три важных этапа: описание действующей системы внутреннего  контроля; оценка целесообразности контрольных  механизмов; проверка эффективности  системы внутреннего контроля.

Применение  вопросных листов - один из наиболее распространенных приемов в деятельности аудитора. С помощью заранее заготовленных  вопросов он может получить от клиента  более детальную информацию относительно организации и действия внутренних проверок. Вопросные листы могут разрабатываться в закрытой (ответы «да», «нет») или открытой (описание ответа) формах.

Преимущество  закрытой формы состоит в том, что аудитор получает конкретный ответ на поставленный вопрос и не оставляет клиенту возможности  уйти от ответа. С другой стороны, давая  открытые ответы, клиент может затронуть  аспекты, упущенные аудитором.

Для того чтобы использовать преимущества обоих  видов ответов, в вопросных листах планируется одновременное их получение («ответьте «да» или «нет»; «если  ваш ответ отрицательный, то обоснуйте  его»). Вопросник аудитора (табл.3.3) составляется в трех экземплярах, на каждом из них  проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым  будет проведена беседа.

Результаты  опроса ответственных лиц могут  не совпадать: кассир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезапных ревизиях кассы, руководитель предприятия - о необходимости заключать  договор о полной материальной ответственности  с кассиром. Несовпадения в ответах  на поставленные аудитором вопросы  также свидетельствуют о слабых сторонах внутреннего контроля.

Ответы  на вопросы могут быть типа «должен (должны) быть», т.е. отвечающий не уверен в своем ответе. В таком случае ответ на поставленный вопрос аудитору приходится находить самому или опрашивать других сотрудников предприятия.

По результатам  опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии кассовой дисциплины на предприятии. Представленный вопросник  позволяет аудитору сделать ряд  промежуточных выводов, совокупность которых дает право сделать основной вывод о том, что кассовая дисциплина у клиента не соблюдается, а порядок  ведения кассовых операций нарушается.

При проверке системы СВК аудитор выполняет  три важных этапа:

  1. описание действующей СВК;
  2. оценка целесообразности контрольных механизмов;
  3. проверка эффективности СВК.

Как правило, аудиторская оценка эффективности  системы внутреннего контроля необходима для оценки и планирования масштаба аудита.

Таблица 3.3 – Вопросник для оценки системы  внутреннего контроля и бухгалтерского учёта кассовых операций

п/п

Вопросы тестирования

Ответы

Примечание

Нет ответа

Да

Нет

1.

Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность  денежных средств (наличие сигнализации сейфов, решёток и т.д.)?

   

 

2

Проводятся ли ежедневные и внезапные  инвентаризации денежных средств в  кассе?

   

 

3.

Имеются ли письменные распоряжения руководителя предприятия о назначении уполномоченного  лица ставить подписи на приходных  и расходных кассовых ордерах  в отсутствие гл. бухгалтера?

 

   

4.

Ведётся ли на предприятии журнал регистрации  приходных кассовых ордеров?

 

   

5.

Ведётся ли на предприятии журнал регистрации  расходных кассовых ордеров?

 

   

6.

Сменялись ли кассиры на предприятии  в проверяемом периоде?

   

 

7.

Назначена ли приказом руководителя предприятия  комиссия для проведения ревизии  кассы?

 

   

8.

Заключён ли договор с кассиром о полной материальной ответственности?

 

   

9.

Производит ли предприятие реализацию готовой продукции с населением за наличные?

 

   

10.

Имеются ли на предприятии контрольно-кассовые машины (ККМ) и зарегистрированы ли они в налоговых органах?

 

   

11.

Имеет ли предприятие договор с  каким-либо центром технического обслуживания и ремонта ККМ?

   

 

12.

Соблюдается ли установленный лимит  кассы 

 

 

Не всегда

13.

Регулярно ли проверяется целевое  использование денежных средств, полученных в банке и соответствие первичных  банковских документов учётным регистрам?

 

   

14.

Полностью ли заполняются необходимые  реквизиты в кассовых документах и имеются ли в них подписи  руководителя и главного бухгалтера

   

Отсутствуют подписи руководителя

15.

Как регулярно обрабатываются, отражаются в учёте выписки банка?

 

   

16.

Проверяется ли соответствие проведённых  банковских операций договорам?

 

   

17.

Ведётся ли на предприятии кассовая книга?

 

   

18.

Ведётся ли журнал регистрации платёжных (расчётно-платёжных) ведомостей?

 

   

19.

Составляет ли кассир реестр депонированных сумм?

 

   

20.

Ведётся ли на предприятии журнал учёта  депонентов?

 

   

 

По результатам  опроса ответственных работников проверяемого предприятия по вопроснику можно  сделать выводы о том, что в  соответствие с:

  1. п. 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ, кассовые ордера подписываются главным бухгалтером и лицами, полномочия которых подтверждены письменным распоряжением (приказом) руководителя предприятия (в отсутствие гл. бухгалтера – заместитель гл. бухгалтера);
  2. п. 21 Порядка ведения кассовых операций в РФ, в бухгалтерии предприятия ведется Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
  3. п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ, на предприятии не установлены приказом (распоряжением) руководителя предприятия сроки внезапной ревизии кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;
  4. п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ, приказом руководителя предприятия назначена специальная комиссия для проведения ревизии кассы;
  5. п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ и приказа руководителя предприятия на предприятии внезапные ревизии кассы не проводились;
  6. п. 32 Порядка ведения кассовых операций в РФ договор о полной материальной ответственности с кассиром заключен;
  7. ст. 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» № 5215-1 от 18 июня 1993 г., предприятие производит расчеты с населением за готовую продукцию, материалы и прочее с использованием контрольно-кассовых машин;
  8. ст. 2 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» № 5215-1 от 18 июня 1993 г., предприятие зарегистрировало в налоговой службе используемые при расчетах с населением контрольно-кассовые машины;
  9. Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденного Приказом ГНС РФ № ВГ-3-14/36 от 22 июня 1995 г., предприятие не имеет договоров с центром технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин;
  10. п. 22, 23 Порядка ведения кассовых операций в РФ, на предприятии ведется кассовая книга.
  11. внутренний контроль за правильностью и своевременностью расчетов с персоналом по выплате заработной платы и социальных выплат подтверждается наличием на предприятии журнала регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей, передаваемых из отдела труда и заработной платы в кассу предприятия для оплаты;
  12. внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного приказом руководителя предприятия круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды;
  13. п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ, при выдаче денег на хозяйственные нужды устанавливается срок, на который они выданы. Такое положение повышает возможность контроля за расходованием средств:
  14. п. 18 Порядка ведения кассовых операций в РФ, кассир при закрытии платежных (расчетно-платежных) ведомостей составляет реестр депонированных сумм;
  15. внутренний контроль за выплатой депонированных сумм подтверждается наличием на предприятии журнала учета депонентов;
  16. внутренний контроль за выдачей депонированных сумм ослаблен тем, что обязанность ведения книги регистрации депонентов (картотеки депонентов) возложена на кассира, а не на счетного работника

 

3.3 Составление  плана и программы проведения  проверки

 

Подготовка  общего плана аудита основывается на предварительных данных об экономическом  субъекте, оценке системы внутреннего  контроля. Аудиторская организация  независима в выборе приемов и  методов аудита и несет полную ответственность за результаты своей  работы в общем плане аудита. В  общем плане аудита следует предусмотреть  следующие вопросы:

  1. конкретные участки учета, подлежащие аудиту;
  2. состав аудиторской группы, привлекаемой к проведению аудита;
  3. распределение аудиторов в соответствии их профессиональными качествами по конкретным участкам учета;
  4. стандарты и документы, с которыми следует ознакомить группу аудиторов;
  5. предполагаемые сроки работы аудиторской группы;
  6. бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита;
  7. предполагаемые сроки работы аудиторской группы;
  8. контроль руководителя аудиторской группы за выполнением общего плана аудита и качеством работы аудиторов за ведение ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита.

Аудиторская организация определяет в общем  плане аудита роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения  экспертов. В процессе проведения аудита могут возникнуть основания для  пересмотра отдельных положений  общего плана аудита. Вносимые в  план изменения, а также причины  этих изменений следует подобно  документировать конкретные требования к содержанию и оформлению общего плана аудита устанавливающиеся внутренними стандартами аудита.

Прежде  чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланировать эту проверку, так как  «сплошная» проверка не означает, что  один за другим будут просмотрены  все кассовые документы. Эти документы  могут просматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет  совершенно определенную процедуру, направленную на выявление одного из возможных  нарушений. Каждая процедура имеет  свое назначение, преследует определенную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы (рабочего документа аудитора).

Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в  кассе предприятия.

Аудитор с помощью специально составленного  вопросника определяет состояние внутреннего  контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений  места, планирует состав основных контрольных  процедур, определяет специфические  черты ведения учета кассовых операций на предприятии, описание которых  отсутствует в имеющемся у  него наборе стандартных процедур.

Информация о работе Аудит кассовых операций