Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 21:24, курсовая работа
Внутренний аудит - это один из способов контроля за эффективностью деятельности отдельных подразделений экономического субъекта, при этом для руководства и (или) собственников экономического субъекта он имеет информационное и консультационное значение и призван содействовать оптимизации функционирования экономического субъекта и достижению поставленных целей.
Рассмотренная тема данной курсовой работы является более чем актуальна на сегодняшний день, так как правильность расчетов и отнесения лимитированных затрат на себестоимость, а вследствие чего и правильно сформированной налооблагаемой базой для исчисления налога на прибыль ограждает от наложения различных штрафных санкций.
Аудитор проверяет правильность оформления первичных учетных документов. Включение представительских расходов в себестоимость разрешается только при наличии первичных учетных документов, общие требования к которым содержатся в ст.9 Закона «О бухгалтерском учете». Приказом Минфина России от 15 марта 2000 года установлены дополнительные требования к оформлению расходов на представительство.
В первичных документах должны содержаться сведения о дате и месте встречи (приема), приглашенных лицах, конкретного назначения расходов (завтрак, обед или иное аналогичное мероприятие, транспортное обеспечение, посещение культурно-зрелищных мероприятий, буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплата услуг переводчиков, на состоящих в штате организации), величине расходов.
Организация вправе самостоятельно определять конкретный порядок расходования средств на представительство, систему их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации. Для отнесения на себестоимость представительских расходов не требуется утвержденная в установленном порядке смета, ранее являвшаяся обязательным документом.
Способ признания коммерческих расходов, частью которых являются расходы на представительство, должен быть закреплен в приказе об учетной политике, что позволит предприятию самостоятельно контролировать расходование средств на эти цели. Аудитор проверяет наличие установленного организацией порядка списания представительских расходов в приложениях учетной политике.
Порядок расходования средств, сроки представления первичных документов, список должностных лиц, имеющих отношение к расходам на представительство, должен быть оформлен в качестве приложения к приказу об учетной политике или в качестве отдельного распорядительного документа по предприятию.
В связи с тем, что закупки необходимых товаров народного потребления и продуктов питания для презентации в представительских целях осуществляется подотчетным лицом в сети розничной торговли, НДС в первичных учетных документах обычно отсутствуют.
Предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, часто проводят презентации для иностранных партнеров, приглашая как отдельных лиц, так и целые делегации. Прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц также являются представительскими расходами, но требуют отдельного учета.
Нормативы представительских расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц, установленные приказом Минфина России от 31 декабря 1999 года, разработаны и применяются только для органов исполнительной власти или предприятий, финансируемых из бюджета (в части исполнения сметы), и могут применяться как отвлеченный ориентир в коммерческой деятельности предприятий.
Для отнесения на себестоимость расходов по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц требуется, чтобы эти расходы были связаны с деятельностью предприятия. Участники встреч приглашаются для переговоров с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества.
Кроме того, представителями являются расходы по приему и обслуживанию участников, прибывших на заседания совета или другого аналогичного органа организации.
Участники совета, правления, дирекции могут быть не связаны с предприятием трудовыми отношениями и участвовать в управлении на правах собственника (акционера). Расходы по обеспечению их участия в заседании коллегиального органа управления (официальный прием, транспортное обеспечение, буфетное обслуживание, посещение культурно-зрелищных мероприятий и оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия) являются представительскими расходами.
В состав представительских расходов по приему и обслуживанию иностранных делегаций и отдельных лиц для целей налогообложения не включаются оплата за железнодорожные и авиабилеты, оплата проживания и регулярного питания.
Если предприятие – как принимающаяся сторона оплачивает билеты и проживание приглашенных лиц, возникает необходимость удержания налога на доходы с физических лиц (с оплаченных предприятием и полученных ими материальных благ и услуг).
2.1.1. Типичные ошибки в учете представительских расходов
Ненадлежащее оформление первичных учетных документов. Пункт 2 ст. 9 Закона «О Бухгалтерском учете» предусматривает наличие обязательных реквизитов первичных учетных документов: наименование документа, дата составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименования должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
В документах, подтверждающих проведение деловых встреч, следует указать состав делегации и круг обсуждавшихся вопросов, иначе нельзя будет установить, носили ли проводимые встречи производственный характер (обоснованные учетные записи).
Несвоевременное отражение хозяйственных операций происходит тогда, когда нарушается документооборот и несвоевременно представляются материальные и авансовые отчеты, табели учета использования рабочего времени, акты выполненных работ (услуг), акты приема-передачи векселей и др.
Отражение хозяйственных операций позднее установленных сроков приводит к снижению остатков по счетам учета материальных ценностей (товаров, материалов и других ценностей), а следовательно, к неправильному исчислению среднегодовой стоимости имущества при исчислении налога на рекламу.
Несвоевременное отражение расходов (по командировкам, за услуги, процентов по кредитам и займам) влечет за собой неточности в формировании финансового результата и соответственно налога на прибыль.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) допускается только при наличии оправдательных первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи (приема), список приглашенных лиц, участники со стороны предприятия, величина расходов.
В противном случае становится проблематичным отнести затраты именно на себестоимость.
2.2. Внутренний аудит расходов на рекламу
Для правомерного включения расходов на рекламу в себестоимость продукции (работ, услуг) в организации должны быть в наличии первичные документы, которые подтверждают факт осуществления расходов.
Основным документом, регулирующим отношения между рекламодателем и рекламопроизводителем, является договор на оказание рекламных услуг, в котором должны быть обозначены объем выполняемых услуг, сроки их оказания, формы расчетов и другие условия.
В соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, при совершении операций по оказанию рекламных услуг рекламопроизводитель обязан составлять на имя рекламодателя счет-фактуру. Этот документ в соответствии со ст. 169 НК РФ является основанием для принятия к учету произведенных расходов, а также для принятия к вычету или возмещению сумм налога на добавленную стоимость.
Для учета стоимости услуг рекламопроизводителя у рекламодателя, осуществляющего промышленную, производственную или торговую деятельность, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Аудитор проверяет правильность отражения в учете данных расходов. При отражении расходов на рекламу в бухгалтерском учете возникает ряд особенностей, связанных с их налогообложением и порядком включения в себестоимость продукции (работ, услуг).
Так в соответствии со ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, то расходы на рекламу отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» только после фактического размещения рекламы, подтвержденного оправдательными документами, в суммах, указанных в этих документах. В этом случае первичными документами, подтверждающими факт оказания рекламных услуг, признаются: акты выполненных работ, оказанных услуг, накладные, экземпляры печатных изданий с опубликованными рекламными сообщениями, справки о проведении теле и радиопередач и т.п.
Расходы на рекламу, произведенные в данном отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам, отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов» без НДС. Списание таких расходов в дебет 44 «Расходы на продажу» осуществляется на основе акта выполненных работ после размещения рекламы.
2.2.1. Типичные ошибки в учете расходов на рекламу
Согласно п. 4 ст. 264 Налогового кодекса, признаются рекламными расходами затраты организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний. Как уже было неоднократно отмечено, одним из основных признаков рекламы является ее безадресность . В данном случае принцип безадресности нарушается, следовательно, расходы на сувениры партнерам компании не могут быть признаны рекламными. К сожалению, вряд ли удастся отнести такие расходы к представительским, поскольку, по мнению налоговиков, данные расходы не будут являться экономически оправданными, в связи с чем они не учитываются для целей налогообложения прибыли, так как не соответствуют требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса (Письмо УМНС России по г. Москве от 22 января 2004 г. N 26-08/4777).
Одним из критериев признания в налоговом учете компании любых расходов является их документальное подтверждение. Зачастую организации ограничиваются заключением договора на изготовление сувенирной продукции и актом выполненных работ. Списание такой продукции на проведение рекламной акции документами не подтверждается, вследствие чего возникают неприятные ситуации при проверке налоговыми органами. Для того чтобы этого избежать, необходимо составлять соответствующие документы на списание. Причем, поскольку какая-либо форма документа на этот случай законодательно не предусмотрена, организация может разработать ее самостоятельно, закрепив ее в своей учетной политике. Такой формой документа может служить отчет рекламного менеджера о проведении рекламной акции или акт на списание рекламной продукции и т.д. Необходимо помнить, что в самостоятельно разработанных формах должны присутствовать все обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а именно:
а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д ) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц
Данная ошибка возникает из-за желания избежать споров с налоговыми органами, которые напрямую связывают расходы на рекламу с доходом от продаж. По их мнению, эта зависимость должна соблюдаться в деятельности компании, и если при проведении рекламной кампании не произошло роста выручки от реализации продукции, то затраты на рекламу не являются экономически обоснованными и не должны признаваться для целей исчисления налога на прибыль. Однако согласно гл. 25 Налогового кодекса, основным условием признания затрат является направленность их на получение дохода, а не возникновение дохода от конкретных расходов.
Существует Письмо МНС России от 27 сентября 2004 г. N 02-5-11/162@, которым можно воспользоваться для подтверждения своей правоты в этом вопросе, где говорится, что возникновение доходов в результате осуществления каких-либо расходов не является условием для признания таких расходов в налоговом учете.
Как известно, в целях налогообложения прибыли рекламные расходы делятся на нормируемые и ненормируемые в соответствии с п. 4 ст. 264 Налогового кодекса. Подробно об этом говорится в разд. 1 и 2 настоящей главы. Для недопущения превышения предельного размера, установленного Налоговым кодексом (1% от выручки), необходимо вести раздельный учет рекламных расходов. Такой учет необходим также еще по одной причине. Нормируемые рекламные расходы могут превысить предельный размер в I квартале отчетного года, когда выручки предприятия недостаточно. Однако по итогам полугодия, 9 месяцев или отчетного года, когда выручка формируется накопительно , нормируемые рекламные расходы могут оказаться в пределах нормы, и организация сможет учесть всю сумму в целях налогообложения. Для этого нужно производить расчеты предельного размера ежеквартально и сопоставлять с уже учтенной суммой рекламных расходов ранее. Если этого не делать и ограничиться тем, что не учесть сверхнормативную сумму рекламных расходов в отчетном периоде согласно п. 44 ст. 270 Налогового кодекса, то, возможно, тем самым организация необоснованно переплатит в бюджет налог на прибыль, что, несомненно, обидно.
Такого вида информация об услугах и контактных телефонах фирмы будет считаться рекламой на основании п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", так как она адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.