Аудит материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в оценке эффективности организации системы учета расходов, которая становится в настоящее время насущной проблемой многих строительных предприятий, требующей оперативного решения. Необходимость планирования, четкого учета и контроля расходов на осуществление строительства наряду с пониманием того, что деятельность строительных организаций должна быть прозрачной, обусловили повышение требований к системе, позволяющей получить оперативную и достоверную информацию для принятия соответствующих решений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………….…...3
Глава 1. Организационные основы аудита……………………………….……5
1.1 Нормативно-правовое регулирование аудита………………………5
1.2 Планирование аудита……………………………………………..…..6
1.3 Этапы аудита…………………………………………………...…..….8
Глава 2. Аудит материально-производственных запасов………………..…..10
2.1 Нормативно-правовое регулирование учета материально производственных запасов………………………………………..…….10
2.2 Сбор аудиторских доказательств……………………………….…..14
Глава 3. Аудиторское заключение…………………………………………….17
3.1 Виды аудиторский заключений …………………………………….17
3.2 Виды аудиторских заключений……………………………….……18
Заключение……………………………………………………………………....20
Список использованной литературы……………………………………..…....22

Файлы: 1 файл

курсовая аудит идеал1.doc

— 811.21 Кб (Скачать файл)

Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов, а также аналитические и синтетические регистры, связанные с учетом МПЗ.

При учете материалов используют в основном следующие унифицированные учетные документы:

- доверенность (форма №М-2 и №М-2а)- применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, оглашению;

- приходный ордер (форма №М-4) - используется для учета материалов поступивших от поставщиков или из переработки;

- акт о приемке материалов (форма№7) - для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;

Лимитно - заборная карта (форма № 8) - применяется для оформления отпуска материалов систематически потребляемых при изготовлении продукции в течении месяца;

Требование накладная (форма № 11) - используется для учета  движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально - ответственными лицами;

Накладная на отпуск материалов на сторону  (форма № 15) - применяется для учета отпуска материальных ценнотсей хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, или сторонним организациям;

Карточка учета материалов (форма №  М-17) - предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду размеру или другому признаку материала.

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма №М-35) - применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

В разделе 2 Методических рекомендаций определены критерии, по которым в ходе аудиторской проверки проводится сбор аудиторских доказательств.

Перечислим эти критерии и стоящие перед аудиторами задачи.

1. Существование. Необходимо убедиться в том, что все отраженные в отчетности МПЗ действительно существуют.

2. Права и обязательства. Необходимо убедиться в том, что права организации на МПЗ, отраженные в отчетности, документально подтверждены и не ограничены правами третьих лиц.

3. Возникновение. Необходимо убедиться в том, что отраженные в бухгалтерском учете операции по приобретению и выбытию МПЗ имели место в течение отчетного периода.

4. Полнота. Необходимо убедиться в том, что отсутствуют МПЗ, которые должны были быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены.

5. Стоимостная оценка. Необходимо убедиться в том, что:

- МПЗ отражены в учете и отчетности в правильной оценке: по фактической себестоимости или по рыночной стоимости, если она ниже фактической себестоимости;

- способ оценки МПЗ при их отпуске в производство или ином выбытии применяется в соответствии с принятой организацией учетной политикой.

6. Измерение. Необходимо убедиться в том, что приобретение и выбытие МПЗ отражены в учете в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.

7. Представление и раскрытие. Необходимо убедиться в том, что:

- МПЗ правильно классифицированы в отчетности как сырье и материалы, готовая продукция, товары для перепродажи;

- операции с МПЗ отражены в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;

- вся существенная информация о МПЗ раскрыта в отчетности.

Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем проведения аудиторских процедур, которые осуществляются в три этапа.

1. Процедуры подготовки и планирования аудита.

2. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу.

3. Заключительные процедуры (анализ ошибок, формирование мнения о достоверности показателей).

Здесь же даны перечни процедур, осуществляемых в рамках каждого этапа.

 

3.  ПРОЦЕДУРЫ ПОДГОТОВКИ И ПЛАНИРОВАНИЯ АУДИТА

 

3.1  Процедура: проверка начальных остатков.

 

Путем сопоставления данных регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, аудиторы должны убедиться в том, что сальдо по счетам 10, 11, 14, 15, 16, 40, 41, 42, 43 корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений.

Источниками информации служат Бухгалтерский баланс (форма N 1), сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.), регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.).

Все документы берутся за аудируемый и предшествующий аудируемому период.

Выявленные расхождения в данных регистров учета и отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, учитываются аудиторами при проведении дальнейших процедур и формировании мнения аудитора. В случае если расхождения существенны и данные на конец предшествующего периода не подтверждены результатами аудиторской проверки, все последующие процедуры проводятся не только за проверяемый период, но и за период, предшествующий проверяемому.

 

3.1 Процедура: проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности

 

На основании Бухгалтерского баланса (форма N 1), сводных регистров синтетического учета и регистров аналитического учета аудиторами составляется таблица остатков на начало и конец проверяемого периода по субсчетам счетов 10, 11, 14, 15, 16, 40, 41, 42, 43, сверяется сальдо на начало и конец проверяемого периода по Бухгалтерскому балансу с Главной книгой.

Результаты этой процедуры используются для предварительной оценки достоверности отражения данных бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности.

 

3.3 Процедура: проверка соответствия учетной политики в части раскрытия способов ведения бухгалтерского учета МПЗ действующему законодательству и иным нормативным актам

 

Следует иметь в виду, что при формировании учетной политики организация выбирает один из нескольких способов ведения и организации бухгалтерского учета, допускаемых законодательством и нормативными актами.

Кроме того, учетная политика должна содержать:

- указание на то, что организация пользуется типовыми формами первичных учетных документов, или описание первичных учетных документов, по которым не предусмотрены унифицированные формы;

- схему документооборота;

- описание форм внутренней бухгалтерской отчетности и т.д.

Проверка соответствия учетной политики действующему законодательству осуществляется по следующим позициям:

Таблица 1

N  
п/п

    Элемент учетной политики   

    Нормативный документ  

1

Сроки и периодичность проведения инвентаризации                 

Положение по ведению   бухгалтерского учета и     отчетности в РоссийскойФедерации Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н

2

Оценка материалов при постановке на учет               

ПБУ 5/01; План счетов и Инструкция по его применению            

3

Учет выпуска готовой продукции 

ПБУ 5/01; План счетов и Инструкция по его применению;    п.204 Методических указаний по учету МПЗ Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

4

Метод оценки материалов,   списываемых в производство     

ПБУ 5/01

5

Создание резерва под снижение    
стоимости МПЗ                  

План счетов и Инструкция по его применению            


 

Выявленные расхождения фиксируются в специальном отчетном документе и оценивается их влияние на достоверность финансовой отчетности. Следует иметь в виду, что применение методов учета, противоречащих действующим нормативным документам, может являться основанием для выдачи аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.

 

3.4 Процедура: выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностей деятельности организации-клиента

 

На основании регистров бухгалтерского учета и заключенных договоров организации аудиторы выявляют виды хозяйственных операций с товарно-материальными ценностями, подлежащие обязательной проверке. Это могут быть операции, наиболее существенные по объему; операции, не связанные с основной деятельностью организации; операции, по которым предусмотрен особый порядок ведения бухгалтерского учета. Результаты процедуры отражаются в рабочем документе РД-0.9 и используются в дальнейшем для определения уровня существенности и построения аудиторской выборки.

 

 

 

 

 

 

4 ПРОЦЕДУРЫ, ВЫПЛНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ ПО СУЩЕСТВУ

 

4.1 Процедура: проверка правильности проведения инвентаризации МПЗ и отражения ее результатов в бухгалтерском учете

 

В ходе этой процедуры аудиторы проверяют правильность оформления следующих документов:

- приказов о порядке и сроках проведения инвентаризации;

- приказов о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий;

- инвентаризационных описей, актов инвентаризации, сличительных ведомостей;

- протоколов заседания инвентаризационной комиссии;

- решений руководства по утверждению результатов инвентаризации;

- бухгалтерских регистров аналитического и синтетического учета, в которых отражены результаты проведенной инвентаризации;

- контрольных подсчетов аудитора.

Перечень представленных документов, отметки о правильности их оформления и замечания аудиторов фиксируются в рабочем документе РД-1.1.1. Выявленные ошибки обобщаются в отчетном документе ОД-1.1.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой бухгалтерской отчетности.

В целях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры "пересчет вперед" или "пересчет назад", заключающиеся в построении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведения инвентаризации до отчетной даты.

Наблюдая за проведением инвентаризации, аудитор должен убедиться в том, что:

- в организации установлены порядок и сроки проведения инвентаризации, утвержден состав инвентаризационной комиссии;

- организация процесса инвентаризации позволяет обеспечить достоверность подсчета количества МПЗ;

- материальные ценности, принятые организацией на ответственное хранение (товары, принятые на комиссию, материалы, принятые в переработку, готовая продукция или товары, приобретенные покупателями, но не отгруженные им, и т.п.), вносятся в отдельные инвентаризационные описи.

В случае если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации на отчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольная инвентаризация.

При инвентаризации аудитор может выбрать для проверки отдельные статьи МПЗ, самостоятельно провести контрольный подсчет и убедиться в том, что данные подсчета правильно отражены в инвентаризационных описях. Далее необходимо сверить данные проведенных подсчетов с данными, отраженными в бухгалтерском учете и отчетности организации. Необходимо провести и обратную процедуру: выбрать по регистрам бухгалтерского учета определенное количество статей материальных ценностей и при инвентаризации путем подсчета удостовериться в том, что они действительно существуют. В качестве рабочего документа целесообразно применять типовую форму инвентаризационной ведомости N ИНВ-3.

В ходе проведения инвентаризации следует обращать внимание на физическое состояние МПЗ организации: испорченные, утратившие свои потребительные свойства материальные ценности должны отражаться в отчетности с учетом резерва под снижение их стоимости или списываться с баланса организации в связи с невозможностью их использования.

 

4.2 Процедура: проверка документального подтверждения прав собственности на МПЗ

 

Путем анализа договоров, спецификаций, накладных поставщиков, актов оприходования материалов, созданных самой организацией, аудиторы должны убедиться, что организация имеет право собственности на проверяемые материалы и все условия договоров, обусловливающих переход права собственности, соблюдены. По материальным запасам, созданным в процессе деятельности организации, необходимо убедиться, что их происхождение подтверждено документально.

При анализе договоров с поставщиками необходимо обратить внимание на правильность определения момента перехода права собственности исходя из условий договоров. В случае если организация осуществляет реализацию МПЗ, необходимо также проанализировать условия договоров с покупателями, особое внимание уделить договорам комиссии, агентским договорам и другим, предусматривающим участие посредников между организацией и конечным покупателем.

Информация о работе Аудит материально-производственных запасов