Аудит материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы оценить аудиторский риск при проведении аудита материалов.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
изучить теоретические аспекты оценки аудиторских рисков;
рассмотреть подходы к определению аудиторских рисков;
раскрыть теоретико-методические основы аудита материалов;
рассмотреть организационные подходы к проведению аудита материалов, состав и порядок выполнения аудиторских процедур при осуществлении аудита материалов, а также рабочие документы;
рассчитать аудиторские риски при проведении аудита материалов.

Файлы: 1 файл

Аудит материалов с раб док..docx

— 94.73 Кб (Скачать файл)

Независимо от того, с какой целью  проводится аудит аудитор обязан всегда в первую очередь руководствоваться  ФПСАД № 1, ФПСАД № 2, ФПСАД № 3, ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010, ФСАД 3/2010, ФПСАД № 15.

Рассмотрим более подробно связь  ФПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды в которой  она осуществляется, и оценка аудиторских  рисков существенного искажения  аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»  с ФПСАД № 4 «Существенность в аудите».

ФПСАД № 4 устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским  риском.

Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному  суждению.

При разработке плана аудита аудитор  устанавливает приемлемый уровень  существенности с целью выявления  существенных искажений.

Между существенностью и аудиторским  риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот, чем ниже уровень существенности, тем выше уровень аудиторского риска. Обратная зависимость между существенностью  и аудиторским риском принимается  во внимание аудитором при определении  характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур.

Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор  определяет, что приемлемый уровень  существенности ниже, то аудиторский  риск повышается, аудитор компенсирует это либо снизив предварительно оцененный  уровень риска контроля там, где  это возможно и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств внутреннего контроля, либо снизив риск необнаружения искажений  путем изменения характера, сроков и объема запланированных процедур по существу.

На начальной стадии планирования оценка существенности и аудиторского риска может отличаться от такой  оценки после подведения итогов аудиторских  процедур. Например, если аудиторская  проверка планируется до конца отчетного  периода, аудитор может только прогнозировать результаты финансовой деятельности аудируемого  лица. Если фактические результаты окажутся в значительной степени  отличными от прогнозируемых, оценка существенности и аудиторского риска  может изменится.

Аудитор может намеренно устанавливать  приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита. Это  может быть сделано в целях  уменьшения вероятности необнаружения  искажений, а также в целях  предоставления аудитору некоторой  степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных а процессе аудита.

Требования стандартов ФПСАД № 8 и ФПСАД № 4 тесно взаимосвязаны, поэтому аудитор  в ходе оценки аудиторского риска должен руководствоваться обоими положениями.

Также тесное взаимодействие ФПСАД  № 8 имеет с ФПСАД № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и  недобросовестных действий в ходе аудита».

Данный стандарт устанавливает  единые требования к аудитору по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудитор обязан рассмотреть риск существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий или ошибок.

Аудитор не может получить абсолютную уверенность в том, что все  существенные искажения в финансовой (бухгалтерской) отчетности будут обнаружены.

При оценке неотъемлемого риска  и риск средств внутреннего контроля аудитор должен рассмотреть, в какой  мере может быть существенно искажена финансовая (бухгалтерская) отчетность в результате недобросовестных действий и ошибок.

Возможность сокрытия недобросовестных действий намного усложняет процесс  их обнаружения. Тем не менее, используя  знания о деятельности аудируемого  лица, аудитор может определить события  или условия, дающие возможность  или мотивацию совершения недобросовестных действий, либо установить факт уже  свершившегося недобросовестного  действия.

Применение выше перечисленных  стандартов помогает аудитору провести аудит оценки риска конкретного  объекта.

2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА  МАТЕРИАЛОВ 

2.1 Цель, задачи аудита материалов. Источники информации для проверки материалов.

Цель аудита материалов - составить  обоснованное мнение относительно достоверности  и полноты информации о материалах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации  и пояснениях к ней.

Основными задачами учета материалов являются: контроль за сохранностью материальных ресурсов; контроль за выполнением  планов снабжения материалами; выявление  фактических затрат, связанных с  заготовкой материалов; контроль за соблюдением  норм производственного потребления; правильное распределение стоимости  израсходованных в производстве материалов по объектам калькуляции; рациональная оценка материалов.

Материалы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда  и рабочей силой производственный процесс организации. Их себестоимость  полностью переносится на вновь  созданный продукт, составляя при  этом довольно высокий удельный вес.

Наличие материальных запасов - обязательное условие обеспечения нормального  функционирования производственного  предприятия.

Аудиторская проверка учета материалов состоит в подтверждении достоверности  данных по наличию и движению производственных запасов, в установлении правильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.

При аудите материалов необходимо в  первую очередь проверить как  ведется учет на синтетическом счете 10 «Материалы». Данный счет предназначен для обобщения информации о наличии  и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных  принадлежностей, тары и т.п. ценностей  организации (в том числе находящихся  в пути и переработке).

Основными источниками информации являются первичные документы по учету производственных запасов  и различные аналитические и  синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные  учетные документы, к числу которых  относятся следующие формы:

1) доверенность по форме № М-2 и по форме № М-2а - применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;

2) приходный  ордер по форме № М-4 - используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки;

3) акт о приемке  материалов по форме № М-7 - для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;

4) лимитно-заборная карта по форме № М-8 - применяется для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;

5) требование-накладная по форме № М-11 - используется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами;

6) накладная  на отпуск материалов на сторону  по форме № М-15 - применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;

7) карточка учета  материалов по форме № М-17 - предназначена для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материала;

8) акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений по форме № М-35,- применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

Аудитору необходимо проверить:

1) правильность оценки материалов  в учете, применения первичных  документов по учету материалов, организации складского хозяйства; 

2) имеется ли приказ об установлении  круга лиц, которым дано право  затребовать материалы, разрешить  их отпуск со склада (образцы  подписей этих лиц должны находиться  на складе); разработана ли в  организации номенклатура-ценник; назначены  ли приказом материально ответственные  лица, заключены ли с ними договоры  о полной материальной ответственности; 

3) производится ли приемка продукции  производственно-технического назначения  по количеству и качеству, соответствует  ли она требованиям инструкции  о порядке приемки продукции  по количеству и качеству;

4) правильно ли оформлены документы  по приходу и расходу материалов, их внутреннему перемещению; правильно  ли осуществляется бухгалтерский  учет материалов в бухгалтерии  предприятия; 

5) правильно ли осуществляется  учет заготовления материалов;

6) правильно ли отражены в  учете неотфактурованные поставки  и материальные ценности, находящиеся  в пути; правильно ли отражен  учет операций по реализации  материалов;

7) выделяется ли в платежных  документах и в первичных учетных  документах НДС; 

8) правильно ли произведено списание  материалов в случае их порчи  или недостач; проводилась ли  инвентаризация материальных ценностей,  оформлены ли ее результаты; правильно  ли отражены в учете результаты  инвентаризации;

9) правильно ли осуществляется  учет товарно-материальных ценностей,  принятых на ответственное хранение, учет строительных материалов  открытого хранения, учет материалов, принятых в переработку, и др.

При учете и аудите материалов необходимо руководствоваться следующими законодательно-нормативными документами:

1)  Гражданский Кодекс Российской Федерации;

2) Положение по бухгалтерскому  учету «Учет материально-производственных  запасов» (ПБУ 5/01);

3) Методические рекомендации по  сбору аудиторских доказательств  достоверности показателей материально-производственных  затрат в бухгалтерской отчетности (утверждены Минфином России 23 апреля 2004 г.);

4) Методические указания по бухгалтерскому  учету материально-производственных  запасов (утверждены приказом  Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

2.2 Процедуры, выполняемые в ходе аудита материалов

В ходе аудита материалов аудитор  применяет процедуры подготовки и планирования аудита и процедуры  по существу.

Процедуры подготовки и планирования аудита.

Аудитор, осуществляющий проверку организации  не в первый раз, должен убедиться  в том, что остатки по счетам учета  МПЗ на начало проверяемого периода  соответствуют их остаткам, подтвержденным в составе финансовой отчетности на конец предшествовавшего отчетного  периода.

Если аудиторскую проверку организации  аудитор осуществляет впервые, то он должен получить доказательства того, что:

1) начальные сальдо по МПЗ  не содержат искажений, которые  могут существенно повлиять на  финансовую отчетность проверяемого  периода; 

2) остатки по счетам учета  МПЗ на начало текущего периода  правильно перенесены из предыдущего  периода. 

Процедура №1: проверка начальных  остатков.

Источники информации: бухгалтерский  баланс (форма № 1); сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость  остатков по синтетическим счетам и  т.д.); регистры аналитического учета (аналитические  ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.).

Все документы берутся за аудируемый и предшествующий аудируемому период.

Порядок выполнения: путем сопоставления  данных регистров бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец  периода, предшествующего проверяемому, убедиться в том, что сальдо по счету № 10 корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений. Результаты сверки оформить в таблице рабочий документ РД-0.1. Рабочий документ РД-0.1 представлен  в приложении А.

Процедура №2: проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности.

Источники информации: бухгалтерский  баланс (форма № 1); сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость  остатков по синтетическим счетам и  т.д.); регистры аналитического учета (аналитические  ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.).

Порядок выполнения: составить таблицу  остатков на начало и конец проверяемого периода по субсчетам счету № 10. Сверить сальдо на начало и конец  проверяемого периода по бухгалтерскому балансу (форма № 1) с Главной книгой. Результаты сверки оформить в таблице  РД-0.2. Рабочий документ РД-0.2 представлен  в приложении Б.

Процедура №3: проверка соответствия учетной политики в части раскрытия  способов ведения бухгалтерского учета  материалов, действующему законодательству и иным нормативным актам.

Источник информации: приказ об учетной  политике предприятия.

Порядок выполнения: заполнить в  соответствии с приказом об учетной  политике рабочий документ РД-0.3.

Данные рабочего документа РД-3 в дальнейшем используются при проведении процедур по проверке правильности и  последовательности применения выбранной  учетной политики.

Выявленные расхождения фиксируются  в отчетном документе ОД-1, и оценивается  их влияние на достоверность финансовой отчетности. Применение методов учета, противоречащих действующим нормативным  документам, может являться основанием для выдачи аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного. Рабочий документ РД-0.3 представлен  в приложении В. Отчетный документ ОД-1 представлен в приложении Г.

Информация о работе Аудит материалов