Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 21:38, курсовая работа
Целью аудиторской проверки является соответствие применяемого в организации порядка определения, формирования, исчисления, а также учета и расчетов с бюджетом по налогу на имущество нормативным документам, действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде.
Задачами аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогу на имущество являются:
- проверка правильности определения объекта налогообложения;
- проверка правильности определения состава налоговой базы;
- проверка правильности определения налогового периода;
- проверка правильности применяемых ставок налога на имущество;
- проверка правильности порядка исчисления налога на имущество;
- проверка возможности применения льгот по налогу на имущество;
- проверка правильности заполнения декларации по налогу на имущество;
- проверка правильности порядка уплаты в бюджет.
По результатам
проверки учреждением подана уточненная
декларация и произведена доплата
налога.
Своевременность и полнота уплаты налога
в бюджет.
При проверке правильности исчисления
налога и авансовых платежей, вносимых
в бюджет, следует обратить внимание на
то, что сумма налога по итогам налогового
периода определяется как разница между
суммой налога, исчисленной как произведение
соответствующей налоговой ставки и налоговой
базы, определенной за налоговый период,
и суммами авансовых платежей по налогу,
исчисленными в течение налогового периода.
При этом сумма авансового платежа по
налогу исчисляется по итогам каждого
отчетного периода в размере одной четвертой
произведения соответствующей налоговой
ставки и средней стоимости имущества.
Сроки уплаты налога и авансовых платежей
(в случае установления отчетных периодов),
в течение которых бюджетные учреждения
должны внести суммы налога и авансовых
платежей в бюджет, определяются законами
субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).
Например, согласно п. 3 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга
от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество
организаций" авансовый платеж по налогу
по итогам отчетного периода уплачивается
налогоплательщиками не позднее срока,
установленного для подачи налоговых
расчетов по авансовым платежам по налогу
за соответствующий отчетный период, то
есть не позднее 30 календарных дней с даты
окончания отчетного периода. Поэтому
проверке подлежат документы, подтверждающие
сроки уплаты налога, с целью установления
своевременности платежей.
Пример 3.
В августе
2008 г. проведена аудиторская проверка
правильности исчисления и уплаты налога
на имущество организаций в образовательном
бюджетном учреждении.
В результате проверки правильности определения
налоговой базы установлено следующее.
18 апреля 2008 г. приобретен легковой автомобиль
ВАЗ-2110 стоимостью 300 000 руб. В соответствии
с Классификацией основных средств, включаемых
в амортизационные группы, утвержденной
Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002
N 1, легковой автомобиль относится к третьей
группе со сроком полезного использования
от 3 до 5 лет.
В нарушение п. 40 Инструкции N 25н амортизацию
по транспортному средству начали начислять
с апреля 2008 г., а следовало - с 1-го числа
месяца, следующего за месяцем принятия
этого объекта к бюджетному учету, то есть
с мая 2008 г.
Годовая норма амортизации - 20% (100% / 5 лет
срока использования ОС).
Годовая сумма амортизационных отчислений
- 60 000 руб. (300 000 руб. x 20% / 100%).
Месячная норма амортизационных отчислений
- 5000 руб. (60 000 руб. / 12 мес.).
Итого завышение остаточной стоимости
основных средств за период с 01.01.2008 по
01.08.2008 составило 5000 руб.
В нарушение п. 4 ст. 376 НК РФ за период с
01.01.2008 по 01.08.2008 завышена налогооблагаемая
база по налогу на имущество организаций
на 5000 руб. Результаты анализа приведены
в таблице.
Наименование основного средства | Балансовая стоимость | Амортизация | Остаточная стоимость | Отклонение руб. (гр. 7 - гр. 6) | |||
по данным учета учреждения руб. | по данным проверки руб. | по данным учета учреждения, руб. | по данным
проверки, руб. |
по данным
учреждения учета руб. |
по данным
проверки, руб. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Автомобиль
ВАЗ-2110 |
300 000 | 300 000 | 20 000 | 15 000 | 280 000 | 285 000 | 5000 |
Итого | 5000 |
В период проверки
сделаны исправления в бюджетном и налоговом
учете в соответствии с законодательством
РФ, которые будут учтены при подаче расчета
авансовых платежей за 9 месяцев 2008 г.
Согласно п. 1 ст. 375 НК РФ налоговая база
по налогу на имущество организаций определяется
как среднегодовая стоимость имущества,
признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии с Федеральным законом
от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений
в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие законодательные
акты Российской Федерации", вступившим
в силу с 1 января 2008 г., п. 4 ст. 376 НК РФ изложен
в новой редакции.
Средняя стоимость имущества, признаваемого
объектом налогообложения, за отчетный
период определяется по формуле 1. Отчетными
периодами по налогу являются первый квартал,
полугодие и девять месяцев календарного
года (п. 2 ст. 379 НК РФ).
Сумма величин остаточной стоимости имущества
на 1-е число каждого месяца отчетного
периода
Средняя и 1-е число месяца, следующего
за отчетным периодом
стоимость = -----------------------------
имущества Количество месяцев в отчетном
периоде + 1
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого
объектом налогообложения, за налоговый
период определяется по формуле 2:
Сумма величин остаточной стоимости имущества
на 1-е число каждого месяца налогового
периода
Среднегодовая и последнее число налогового
периода
стоимость = ------------------------------
имущества Число месяцев в налоговом
периоде + 1
Таким образом, с 1 января 2008 г. порядок
расчета средней стоимости имущества,
используемой при исчислении авансовых
платежей по налогу на имущество за соответствующий
отчетный период, отличается от порядка
расчета среднегодовой стоимости, используемой
при исчислении самого налога на имущество
по итогам в 2007 г.
Кроме того, следует иметь в виду, что законодательный
(представительный) орган субъекта РФ
при установлении налога на имущество
вправе не определять отчетные периоды,
предусмотреть для отдельных категорий
налогоплательщиков право не исчислять
и не уплачивать авансовые платежи по
этому налогу в течение налогового периода
(п. 3 ст. 379 и п. 6 ст. 382 НК РФ).
Пример 4.
В бюджетном
учреждении проведена проверка
правильности исчисления и
В результате проверки установлено следующее.
В нарушение п. 2 ст. 372 НК РФ, п. 3 ст. 3 Закона
Санкт-Петербурга N 684-96 учреждение несвоевременно
уплатило авансовый платеж по налогу за
I квартал 2008 г. Объяснение руководителя
учреждения и лица, ответственного за
налоговый учет, прилагается к акту проверки.
Порядок установления своевременности
внесения налоговых платежей отражен
в таблице.
Наименование платежа | Срок внесения платежа | Дата
внесения платежа учреждением |
Документ,
подтверждающий
факт уплаты |
Отклонение
от
установленного законодательством срока |
Авансовый
платеж
за I квартал |
до
30.04.2007 |
03.05.2007 | Платежное поручение N 75 | 3 дня |
Авансовый
платеж
за полугодие |
До 30.07.2007 | 27.07.2007 | Платежное поручение N 231 | - |
Авансовый платеж за 9 месяцев | До 30.09.2007 | 25.10.2007 | Платежное поручение N 557 | - |
Налог | До 30.03.2008 | 19.02.2008 | Платежное поручение N 19 | - |
Проверка соблюдения
порядка уплаты налога и авансовых
платежей по налогу на имущество организаций
предполагает проверку соблюдения требований
ст. 383 НК РФ, а также иных нормативно-правовых
документов.
Налог и авансовые платежи по налогу в
отношении имущества, находящегося на
балансе бюджетного учреждения, подлежат
уплате в бюджет по местонахождению указанной
организации с учетом особенностей, предусмотренных
ст. ст. 384 и 385 НК РФ.
В отношении объектов недвижимого имущества,
входящего в состав Единой системы газоснабжения
в соответствии с Федеральным законом
от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской
Федерации", налог перечисляется в бюджеты
субъектов РФ пропорционально стоимости
этого имущества, фактически находящегося
на территории соответствующего субъекта
РФ.
Примечание. В соответствии со ст. 384 НК
РФ учреждение, в состав которого входят
обособленные подразделения, имеющие
отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые
платежи по налогу) в бюджет по местонахождению
каждого из обособленных подразделений
в отношении имущества, признаваемого
объектом налогообложения согласно ст.
374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе
каждого из них, в сумме, определяемой
как произведение налоговой ставки, действующей
на территории соответствующего субъекта
РФ, на которой расположены эти обособленные
подразделения, и налоговой базы (одной
четвертой средней стоимости имущества),
определенной за налоговый (отчетный)
период, в отношении каждого обособленного
подразделения.
Учреждение, учитывающее на балансе объекты
недвижимого имущества, находящиеся вне
местонахождения его или его обособленного
подразделения, имеющего отдельный баланс,
уплачивает налог (авансовые платежи по
налогу) в бюджет по местонахождению каждого
из указанных объектов недвижимого имущества
в сумме, определяемой как произведение
налоговой ставки, действующей на территории
соответствующего субъекта РФ, на которой
расположены эти объекты недвижимого
имущества, и налоговой базы (одной четвертой
средней стоимости имущества), определенной
за налоговый (отчетный) период, в отношении
каждого объекта недвижимого имущества.
Пример 5.
По результатам
аудиторской проверки в организации
обнаружена ошибка в исчислении налога
на имущество за 2005 г. (а именно за IV квартал
2005 г. налог завышен на сумму 10 000 руб.),
и, соответственно, неправильно исчислен
налог на прибыль за 2005 г. Как исправить
данную ошибку, если она обнаружена в декабре
2006 г.? Сальдо доходов и расходов за декабрь
без учета корректирующих записей представляет
собой прибыль в размере 20 000 руб., что соответствует
сумме налогооблагаемой прибыли по данным
налогового учета.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении
налоговой базы, относящихся к прошлым
налоговым (отчетным) периодам, в текущем
(отчетном) налоговом периоде перерасчет
налоговых обязательств производится
в периоде совершения ошибки (п. 1 ст. 54
Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 382 НК РФ сумма
налога на имущество, подлежащая уплате
в бюджет по итогам налогового периода,
определяется как разница между суммой
налога, исчисленной за налоговый период,
и суммами авансовых платежей по налогу,
исчисленными в течение налогового периода.
Для целей налогообложения прибыли начисленный
в соответствии с законодательством РФ
налог на имущество относится к прочим
расходам, связанным с производством и
реализацией на дату начисления (пп. 1 п.
1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Следовательно,
налоговая база по налогу на прибыль за
2005 г. была занижена на сумму 10 000 руб.
В данном случае организация производит
корректировку налога на имущество за
2005 г. и может подать уточненную налоговую
декларацию за 2005 г. Кроме того, производится
корректировка налоговой базы по налогу
на прибыль за 2005 г. с обязательной подачей
уточненной налоговой декларации и уплатой
недостающей суммы налога и соответствующей
ей пени (п. 1 ст. 81 НК РФ) <*>.
Изменения в бухгалтерской отчетности,
относящиеся как к отчетному году, так
и к предшествовавшим периодам (после
ее утверждения), производятся в отчетности,
составляемой за отчетный период, в котором
были обнаружены искажения ее данных (п.
39 Положения по ведению бухгалтерского
учета и отчетности в РФ, утвержденного
Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
В случаях выявления организацией в текущем
отчетном периоде неправильного отражения
хозяйственных операций на счетах бухгалтерского
учета в прошлом году исправления в бухгалтерский
учет и бухгалтерскую отчетность за прошлый
отчетный год (после утверждения в установленном
порядке годовой бухгалтерской отчетности)
не вносятся (п. 11 Указаний о порядке составления
и представления бухгалтерской отчетности,
утвержденных Приказом Минфина России
от 22.07.2003 N 67н). Следовательно, в рассматриваемой
ситуации исправления в бухгалтерском
учете (уменьшение налога на имущество
и соответственно увеличение налога на
прибыль за 2005 г.) вносятся записями декабря
2006 г.
Сумма налога на имущество в бухгалтерском
учете в 2005 г. была отнесена к расходам
по обычным видам деятельности (п. 5 Положения
по бухгалтерскому учету "Расходы организации"
ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина
России от 06.05.1999 N 33н, Письмо Минфина России
от 05.10.2005 N 07-05-12/10). Поскольку исправления
вносятся в декабре 2006 г., то есть за прошлый
отчетный год, то в данном случае организации
необходимо отразить прочий доход в виде
прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном
году, в сумме 10 000 руб. (п. 7 Положения по
бухгалтерскому учету "Доходы организации"
ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина
России от 06.05.1999 N 32н). При этом производится
запись по кредиту счета 91 "Прочие доходы
и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы",
и дебету счета 68 "Расчеты по налогам
и сборам", субсчет, например, 68-4 "Расчеты
по налогу на имущество" (Инструкция
по применению Плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций, утвержденная Приказом Минфина
России от 31.10.2000 N 94н).
В Письмах Минфина России от 23.08.2004 N 07-05-14/219
и от 10.12.2004 N 07-05-14/328 указано, что суммы
прочих расходов и доходов, признанных
в бухгалтерском учете в результате исправления
ошибок, должны исключаться из расчета
налоговой базы по налогу на прибыль как
отчетного, так и последующих отчетных
периодов. В соответствии с п. п. 4, 7 Положения
по бухгалтерскому учету "Учет расчетов
по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного
Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н,
указанные суммы прочих расходов и доходов
рассматриваются в качестве постоянных
разниц, которые являются источником формирования
постоянного налогового обязательства
(актива). В Отчете о прибылях и убытках
(Форма N 2) сумма доплаты налога на прибыль
в связи с обнаружением ошибок (искажений)
в предыдущие налоговые (отчетные) периоды,
не влияющая на текущий налог на прибыль
отчетного периода, должна быть отражена
по отдельной строке (после показателя
текущего налога на прибыль).
В соответствии с вышеприведенными разъяснениями
Минфина России в рассматриваемой ситуации
организация признает постоянный налоговый
актив в сумме 2400 руб. (10 000 руб. х 24%) записью
по дебету счета 68, субсчет, например, 68-1
"Расчеты по налогу на прибыль", в
корреспонденции со счетом 99 "Прибыли
и убытки", а также отражает сумму налога
на прибыль к увеличению (по уточненной
налоговой декларации за 2005 г.) в том же
размере записью по кредиту счета 68, субсчет
68-1, в корреспонденции со счетом 99.
Как видно из приведенной ниже таблицы
проводок, текущий налог на прибыль за
2006 г. равен 4800 руб. (7200 руб. - 2400 руб.)
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма
Руб. |
Первичный
документ |
Бухгалтерские записи в декабре 2006 г. | ||||
Отражена
прибыль прошлых
лет в сумме излишне начисленного на имущество налога |
68-4 | 91-1 | 10 000 | Бухгалтерская
справка |
Отражен
постоянный
налоговый актив |
68-1 | 99 | 2 400 | Бухгалтерская
справка-расчет |
Заключительными
оборотами месяца сформирован финансовый
результат
(20 000 + 10 000) |
91-9
90-9 |
99 | 30 000 | Бухгалтерская
справка |
Отражен
условный расход по налогу на прибыль
(без
учета иных доходов и расходов) (30 000 x 24%)
|
99 | 68-1 | 7 200 | Бухгалтерская
справка-расчет |
Отражена
сумма налога на
прибыль к увеличению (по декларации за 2005 г.) уточненной налоговой |
99 | 68-1 | 2 400 | Бухгалтерская
справка-расчет |
В данном случае
операции по начислению и уплате пени
не рассматриваются. Обращаем внимание
на то, что уточненная декларация представляется
в налоговый орган на бланке установленной
формы, действующей в отчетном (налоговом)
периоде, за который производится перерасчет
налоговых обязательств (абз. 4 пп. 2 п. 3.2
Порядка заполнения Налоговой декларации
по налогу на прибыль организаций, утвержденного
Приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н),
то есть в рассматриваемой ситуации - по
форме, утвержденной Приказом МНС России
от 11.11.2003 N БГ-3-02/614, применявшейся при сдаче
налоговой отчетности за 2005 г.