Аудит операций на расчетном и прочих счетах в банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей бухгалтерского учета и аудиторской проверки операций на расчетных и прочих счетах в банке, а также систематизация, закрепление и углубление полученных ране теоретических и практических знаний и умений, полученных в процессе обучения.

Содержание работы

Введение
1 Бухгалтерский учет операций по расчетному счету и прочим счетам в банке
1.1 Порядок открытия расчетных и специальных счетов в банке
1.2 Формы расчетов через расчетные и специальные счета
1.2.1 Расчеты платежными поручениями
1.2.2 Расчеты по инкассо
1.2.3 Расчеты по аккредитивам
1.2.4 Расчеты чеками
1.3 Синтетический и аналитический учет операций по расчетным и специ-альным счетам в банках
1.4 Выписка банка
2 Аудиторская проверка учета операций по расчетным и прочим счетам в банке
2.1 Цели и задачи аудиторской проверки учета операций по расчетному и прочим счетам в банке
2.2. Нормативная база, используемая при аудите операций на расчетных и прочих счетах в банке
2.3 Оценка системы внутреннего контроля
2.4 План и программа аудита
2.5 Внешние и внутренние источники информации при проведении аудита операций на расчетных и специальных счетах в банке
2.5.1 Внутренние источники информации
2.5.2 Внешние источники информации
2.6 Получение аудиторских доказательств
2.7 Методика проведения аудита учета операций по расчетным и прочим счетам в банке
2.7.1 Проверка соответствия порядка ведения операций по расчетным и прочим счетам нормативным документам
2.7.2 Проверка правильности, полноты и обоснованности отражения в учете операций на расчетных и прочих счетах.
2.7.3 Сверка учетных регистров.
2.8 Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита операций на расчетных и прочих счетах в банке
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Аудит курсовая.docx

— 105.02 Кб (Скачать файл)

Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором  при проведении проверки, и результат  анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

К аудиторским доказательствам  относятся первичные документы  и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой отчетности, письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная от третьих лиц. [11]

Получение аудиторских доказательств  о наличии (или отсутствии) существенных искажений в финансовой отчетности является наиболее важным этапом. Аудиторские доказательства собирают, принимая во внимание каждую предпосылку подготовки бухгалтерской финансовой отчетности: существование, права и обязанности; полнота; точность; оценка; представление.

При проведении проверки аудитору приходится обращаться к разным источникам, содержащим необходимую информацию, но при этом они не должны противоречить друг другу.

Аудиторские доказательства получают в ходе проведения аудиторских  процедур по существу: инспектирование, опрос, запрос, наблюдения, пересчет, подтверждение, аналитические процедуры. [10]

Аудиторские доказательства, полученные из внешних источников, более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников. Доказательства, полученные самой аудиторской организацией, обычно являются более достоверными, чем доказательства, представленные экономическим субъектом. Доказательства в форме документов и письменных показаний обычно более достоверны, чем устные. [11]

 

 

 

2.7 Методика проведения аудита учета операций по расчетным и прочим счетам в банке

 

2.7.1 Проверка соответствия порядка ведения операций по расчетным

и прочим счетам нормативным документам.

 

Аудиторскую проверку операций по счетам в банке целесообразно  начинать с ознакомления со сведениями о рублевых счетах в банках. При этом аудитором устанавливается количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные необходимы для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Аудитор должен ознакомиться с применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке; документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке; перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке. Аудитору также необходимо проверить какие  формы безналичных расчетов применяются и соответствуют ли они законодательству, а также предусмотрены ли данные формы расчетов договором.

Аудитор определяет юридические  основы взаимоотношений организации  и банка, проверяет соответствие договора на банковское обслуживание нормам Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Необходимо удостовериться, что организация уведомила Федеральную Налоговую Службу Российской Федерации об открытии/закрытии всех счетов в банках и иных кредитных организациях.

При проверке операций по счетам в банке необходимо провести инвентаризацию средств на счетах путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерского учета, с данными выписок банков. Также необходимо установить соответствие первичных документов регистрам бухгалтерского учета.

 

2.7.2 Проверка правильности, полноты и обоснованности отражения в учете операций на расчетных и прочих счетах.

 

Операции по зачислению и  списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Центрального банка Российской Федерации. К таким документам относятся:

1. Выписки банка с приложенными формами расчетно-платежных документов, к которым относятся платежное поручение, платежное требование, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета и др.;

2. Первичные документы, обосновывающие правомерность совершаемых операций.

Если аудитор обнаружит, что отсутствует какой-либо оправдательный банковский первичный документ, или если в качестве оправдательного документа будет присутствовать ксерокопия, не заверенная печатью обслуживающего банка, то такая операция признается незаконной. В этом случае аудитор должен потребовать представления документов, оформленных в установленном порядке.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

При проверке операций на расчетных  и прочих счетах в банке, аудитор должен тщательно изучить выписки банка с приложенными к ним платежными документами. Такая проверка позволяет выявить бездокументальное списание/ перечисление средств на одни цели, тогда как приложенные платежные документы подтверждают другие цели.

Аудитору необходимо выявить, совершаются ли незаконные банковские операции (отсутствие договоров, по бестоварным счетам и т.п.). Также аудитор должен обратить внимание на полноту и своевременность оприходования оплаченных товарно-материальных ценностей; денежных средств в кассу, достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов и кредитов; правильность и законность операций с аккредитивами, чековыми книжками и т.д.

Аудитору необходимо проверить, предусмотрена ли договором банковского счета выплата банком процентов за пользование денежными средствами. Необходимо помнить и учитывать, что неправильное отражение причитающихся процентов может привести не только к искажению финансового результата за отчетный период, но и к налоговым штрафам.

Особое внимание аудитор  должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации ст. 854 это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком. [1]

При аудите операций по специальным  счетам аудитору необходимо проверить, соответствует ли порядок учета операций при аккредитивной и чековой формах расчетов положениям нормативных актов; а также соответствуют ли корреспонденции счетов по поступлению и выплате денежных средств требованиям законодательства.

При проверке документального  оформления операций по безналичному расчету необходимо обратить внимание все ли обязательные реквизиты содержат расчетные документы (наименование расчетного документа и код формы по ОКУД; дату выписки документа; вид платежа; номер, наименование банка и его местонахождение и т.п.)

Для подтверждения достоверности  бухгалтерской финансовой отчетности необходимо проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета, а также выпискам банка. При выявлении каких-либо расхождений необходимо определить сумму отклонений и выявить их причины.

Проверка полноты и  правильности синтетического учета  операций по расчетным и специальным счетам должна проводиться по каждому счету, открытому в банке.

Аудитору необходимо выявить наиболее часто встречающиеся операции, связанные с расчетными и специальными счетами в банке, а также проверить правильность корреспонденции счетов. Особое внимание аудитору следует обратить на корреспонденцию счетов по нетипичным записям.

 

 

Таким образом, необходимо:

- проверить правильность оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;

- выполнить арифметическую проверку правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств;

- проверить соответствие записей в выписках банка и регистрах бухгалтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной книге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса по счету 51 «Расчетный счет»;

- проверить соответствие  данных аналитического и синтетического  учета по счету 55 «Специальные  счета в банках» данным Главной  книги и баланса;

-  ведутся ли регистры  синтетического учета по каждому  расчетному и специальному счету, составляется ли сводный регистр;

- своевременность отражения  в регистрах синтетического учета  операций по движению денежных  средств на расчетных и прочих счетах;

- проверить производятся ли записи в учетные регистры по каждой выписке банка;

 

2.7.3 Сверка учетных регистров.

 

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 90 «Продажи» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Чтобы установить, насколько  реально и обоснованно перечисляются  денежных средств с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам, следует анализировать расчетные операции по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Поступление денежных средств  от финансово-кредитных организаций  в виде кредитов, зачисление средств  с других расчетных счетов проверяют  путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 66 «Краткосрочные кредиты банков», 67 «Долгосрочные кредиты банков», субсчетам к счету 51 «Расчетный счет», счету 55 «Специальные счета в банках», а также сверки выписок банка и приложенных к ним документам.

Особое внимание аудитор  должен уделить проверке полноты  оприходования наличных денежных средств, сдаваемых в кассу банка (кредитной  организации). Для этого проводят встречную проверку записей с  данными учетного регистра по кредиту  счета 50 "Касса".

Детальной проверке должны быть подвергнуты операции по счету 51 «Расчетный счет» в сопоставлении со счетами учета затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 25 «Общепроизводственные расходы», 44 «Издержки обращения»), так как в данном случае может быть сокрыто перечисление средств за невыполненные работы, неоказанные услуги.

Детальная проверка и анализ первичных документов, подтверждающих списание денежных средств, в корреспонденции со счетами учета затрат позволяют также выявить ошибки (возможно и умышленные) по списанию расходов на научно-исследовательские работы, на оплату социально-бытовых услуг и др., на себестоимость продукции (работ, услуг), что ведет к искажению финансовых результатов и может иметь существенные налоговые последствия.

Пересекающейся процедурой аудиторской проверки операций по расчетному счету является проверка списания денежных средств со счета и полноты  оприходования наличных денег в кассу. Аудитор должен проверить: приложена ли к выписке банка по операции снятия наличных денег квитанция к приходному кассовому ордеру; тождественность записей в регистрах синтетического учета по кредиту счета 51 «Расчетный счет» и дебету счета 50 «Касса».

Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения  аудитор фиксирует в рабочей  документации.

 

 

 

 

 

2.8 Типичные ошибки, выявляемые в ходе аудита операций на расчетных

и прочих счетах в банке

 

Типичными ошибками, которые может выявить аудитором при аудите операций на расчетных и прочих счетах в банке являются:

1. Поступление/списание денежных  средств с «незарегистрированных»  счетов.

2. Отсутствие выписок банка и оформление их ненадлежащим образом.

Полнота банковских выписок  устанавливается по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен совпадать с остатком средств на начало периода в следующей выписке. При обнаружении в выписке неоговоренных исправлений, подчисток, пятен, «жирных» подчеркиваний и подобных загрязнений аудитор должен произвести выверку информации в учреждении банка.

3. Отсутствие оправдательных документов к выпискам банка.

Каждая сумма, указанная  в выписке банка, должна быть подтверждена оправдательным документом. Это могут  быть платежные поручения, платежные  требования-поручения, мемориальные ордера, квитанции к объявлению на взнос  наличными и другие документы. Суммы  по выпискам банка должны полностью  соответствовать суммам, указанным  в приложенных к ним первичных  документах. Если какой-либо оправдательный документ отсутствует, аудитору следует  в письменном виде довести это до сведения руководителя проверяемого предприятия или уполномоченного им лица. При отсутствии оправдательных первичных документов аудитору также следует произвести выверку информации в учреждении банка.

Очень часто отсутствие оправдательных документов свидетельствует о мошенничестве с наличными денежными средствами при получении. Поэтому следует проверить правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными. Проверка осуществляется путем сопоставления квитанции к объявлению на взнос наличными, кассовой книги, отчета кассира и выписки банка на соответствующую дату.

Информация о работе Аудит операций на расчетном и прочих счетах в банке