Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 03:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить порядок проведения аудита основных средств на примере ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика».
Задачи данной курсовой:
- выявить сущность, цели и задачи аудита основных средств
- изучить нормативное регулирование аудита основных средств
- выявить типичные ошибки при учете основных средств
Введение 2
1.Теоретические основы аудита основных средств 4
1.1 Сущность, цели и задачи аудита основных средств 4
1.2 Нормативное регулирование аудита основных средств 13
1.3. Типичные ошибки при учете основных средств 17
2.Методика проведения аудита основных средств на ЗАО «Пензенская Кондитерская Фабрика» 21
2.1 Краткая характеристика предприятия 21
Инвентаризация основных средств 33
2.2Разработка плана и программы аудита основных средств 33
2.3 Выводы и рекомендации аудитора по результатам проверки 58
Заключение 62
Список используемой литературы 64
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств применяется для оформления передачи объектов основных средств из одного структурного подразделения в другое, выписывается передающей стороной в трёх экземплярах. Данные о перемещении вносятся в инвентарную карточку.
Акт о приёме-сдаче
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4) составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр остаётся у лица, ответственного за сохранность основных средств и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся запчастей, металлолома и т.д.
При поступлении оборудования к установке на склад приёмной комиссией составляется в двух экземплярах Акт о приёме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14).
Передача оборудования монтажным организациям оформляется Актом о приёме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15).
Если в процессе ревизии,
монтажа или испытания
Пообъектный учёт ведётся бухгалтерией в инвентарной карточке учёта объекта основных средств (форма № ОС-6). В инвентарных карточках приводятся основные данные по объекту; первоначальная стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации, норма амортизации и т.д.
Инвентарные карточки хранятся в бухгалтерии в картотеке; в небольших организациях пообъектный учёт можно осуществлять в инвентарной книге.
Таким образом, операции по основным
средствам должны оформляться унифицированными
формами первичной учетной
Таблица 1. Унифицированные формы первичной документации по учету основных средств
ОС-1 |
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-1а |
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) |
ОС-1б |
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) |
ОС-2 |
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств |
ОС-3 |
Акт о приеме-сдаче |
ОС-4 |
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств |
ОС-4а |
Акт о списании автотранспортных средств |
ОС-4б |
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) |
ОС-6 |
Инвентарная карточка учета объекта основных средств |
ОС-6а |
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств |
ОС-6б |
Инвентарная книга учета объектов основных средств |
ОС-14 |
Акт о приеме (поступлении) оборудования |
ОС-15 |
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж |
ОС-16 |
Акт о выявленных дефектах оборудования |
Информационная база, используемая аудитором при проверке основных средств, включает:
основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения основных средств;
приказ об учетной политике организации;
регистры синтетического и аналитического учета движения основных средств, используемые в организации;
первичные документы по отражению операций по основным средствам;
бухгалтерскую отчетность.
Аудитор должен ознакомиться с методологией учета основных средств, изложенной в приказе об учетной политике организации. В частности, необходимо знать:
лимит стоимости объектов для их отнесения к основным средствам и средствам в обороте;
установленный перечень объектов, относимых к основным средствам независимо от стоимости;
способы начисления амортизации по основным средствам;
Аудитор должен выяснить:
1. Имеется ли приказ
о создании комиссии по
2. Определены ли сроки
проведения инвентаризации
3. Проведена инвентаризация в установленные сроки
4. Когда была проведена
последняя инвентаризация
5. Отражены ли результаты инвентаризации в учете
6. Имеются ли приказы
о назначении лиц,
7. Заключены ли договоры
о полной материальной
8. Использует ли организации
унифицированные формы
9. Разработан ли график
документооборота по учету
10. Контролирует ли главный бухгалтер организацию учета средств
А так же особое внимание уделяется:
Регистры синтетического и аналитического учета, используемые для отражения хозяйственных операций по учету основных средств и привлекаемые аудитором для проведения проверки, зависят от применяемых форм бухгалтерского учета. К ним относятся регистры синтетического учета по счетам 01 "Основные средства", 02 "Амортизация ОС", 08 " Вложения во внеоборотные активы", 01.09 "Выбытие основных средств"; оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.
Наряду с международными
стандартами в каждой стране существуют
национальные стандарты аудита. Они
могут быть определены законом, нормативными
актами или уполномоченным органом
данной страны. Их применение является
обязательным при проведении аудита
финансовой отчетности или предоставлении
сопутствующих аудиту услуг. Помимо
обязательных к применению стандартов
уполномоченный орган или профессиональные
аудиторские организации страны
могут разрабатывать и
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Налоговый кодекс РФ, ч.ч. 1 и 2.
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008.
4. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.07.2003 № 415, от 08.08.2003 № 476, от 18.11.2006 № 697)
6. Постановление Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»(с изменениями от 25 января, 2 июля, 11 ноября 1999 г., 29 декабря 2000 г., 6 апреля 2001 г., 28 января 2002 г., 21 января 2003 г.)
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).
8. Положение но бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом МФ РФ № 26н от 30 марта 2001 г.).
9. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н с изменениями от 27 ноября 2006 г., 25 октября, 24 декабря 2010 г.).
10. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49).
Аудит операций с основными средствами - важная часть аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. При проверке производственных отчетов надежность и достоверность аудита основных средств в решающей мере определяет достоверность оценки имущественного состояния предприятия. Целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой на предприятии методики учета основных средств, отраженной в приказе руководителя "Учетная политика", нормативным и законодательным актам, действующим на территории РФ и регулирующим учет поступления, наличия и движения основных средств.
Аудит сохранности, учета и использования основных средств требует выяснения:
С учетом конкретных задач, поставленных в ходе проверки, аудитор проверяет:
Если обновление основных
средств происходит активно, то необходимо
прежде всего проверить
В соответствии с Законом
"Об аудиторской деятельности"
аудитор имеет право проводить
выборочную или сплошную проверку фактического
наличия материальных ценностей, в
ходе которой, как правило, проверяется
также наличие инвентарных
Примерный перечень типичных ошибок следующий:
В учетной политике предприятия указано, что аналитический учет основных средств должен вестись в инвентарных карточках (ф. ОС-6). Однако на предприятии этого не делают, считая ведение таких карточек излишним, ссылаясь на имеющиеся в бухгалтерии копии инвентарных списков, а на тех предприятиях, где названные карточки все-таки ведут, не всегда соблюдают требование полноты занесения реквизитов.
Материальная ответственность, организуется лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на счете 01 «Основные средства».
Несоответствие информации о наличии основных средств по данным Главной книги информации об их остатках по данным инвентарных карточек нередко влечет за собой неправильное начисление амортизации.
Оприходование основных средств не по цене их приобретения.
При покупке основных средств у физических лиц не всегда удерживается налог на доходы физических дин,
При передаче основных средств
в качестве вклада в уставный капитал
другого предприятия сумма
При безвозмездной передаче основных средств выявленный убыток не всегда списывается на уменьшение добавочного капитала.
Начисление амортизации основных средств производится один раз в квартал.
Предприятие продолжает начислять амортизацию по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации.
Неправомерное ускоренное начисление амортизации основных средств.
Списание 50% балансовой стоимости в первый месяц или в первый квартал после ввода в эксплуатацию основных средств, а не равномерно в течение года.
Согласно учебному пособию под редакцией В.И. Подольского, аудитору следует оценить, прежде всего, систему внутреннего контроля клиента, проверить, установлена ли в помещениях пожарно-охранная сигнализация, каким образом проводится инвентаризация, и оформляются её результаты[11]. Обнаруженные ошибки необходимо сравнить с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. Мнение аудитора определяется в том числе адекватностью учётной политики в отношении основных средств.
Очень важно удостовериться
в правильности определения первоначальной
стоимости объектов основных средств.
На практике встречается масса случаев,
когда первоначальная стоимость
объектов занижается за счёт неприсоединения
к указанной в договоре (счёте)
поставщика стоимости дополнительных
расходов. Как правило, все эти
дополнительные расходы относятся
на себестоимость готовой