Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:35, дипломная работа

Описание работы

Под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами, коллективными и трудовыми договорами. В свою очередь, заработная плата это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (различные премии, доплаты, надбавки, социальные льготы). Таким образом, понятие оплата труда значительно шире понятия заработная плата, и отличается тем, что предусматривает не только систему расчета заработной платы, но и используемые режимы рабочего времени, правила использования и документального оформления рабочего времени, используемые нормы труда, сроки выплаты заработной платы и т.п.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методические аспекты учета и аудита расчетов с персоналом по оплате труда в современных условиях
1.1 Теоретические аспекты учета расчетов с персоналом по оплате труда в условиях рыночной экономики
Глава 2. Современное состояние учета и аудита расчетов с персоналом по оплате труда
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2 Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда
2.3 Состояние внутрихозяйственного контроля и учетной политики предприятия
2.4 Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
Глава 3. Совершенствование аудита расчетов с персоналом по оплате труда
3.1 Совершенствование учета расчётов с персоналом по оплате труда
3.2 Совершенствование аудита расчётов с персоналом по оплате труда
Выводы и предложения

Файлы: 1 файл

курс по аудиту.docx

— 76.46 Кб (Скачать файл)

Приступая к исследованию состояния  расчётов с персоналом по оплате труда, было выяснено, что:

применяется повременно-премиальная  система оплаты труда;

имеется коллективный договор;

среднесписочный состав работников составил 87 человек;

хорошая обеспеченность нормативными материалами;

контроль над всей работой в  бухгалтерии осуществляет главный  бухгалтер;

данный участок компьютеризован;

применяется упрощённая форма, т. к. для  малых предприятий часто применяется  эта форма. Критерии отнесения предприятий  к категории малых установлены  Федеральным законом от 14.06.1995 г. №83 – ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в РФ» (в ред. от 22.08.2004 г.).

Бухгалтерский учёт по упрощённой форме  в МУП «Аптека №27» проводятся следующим образом: первичные документы  обрабатываются в течение двух дней с момента их получения, обработка  состоит в проверке подлинности  документов, их соответствие законодательству и наличие в них необходимых  реквизитов. Заканчивается она внесением  сведений из первичных документов в  Журнал бухгалтерских записей с  одновременным кодированием этих операций в виде бухгалтерских проводок.

На основании бухгалтерских  проводок, отражённых в Журнале бухгалтерских  записей составляется реестр (разработанный  работниками бухгалтерии, вместо шахматной  ведомости). Затем данные из реестра  используются для составления оборотно-сальдовой  ведомости, на базе которой оформляется  баланс, и составляется отчётность предприятия;

С целью получения ответов на эти и другие вопросы целесообразно  провести дополнительное тестирование системы внутреннего контроля и  учёта по данному разделу проверки.

 

Тесты проверки состояния системы  внутреннего контроля и бухгалтерского учёта расчётов с персоналом по оплате труда

Содержание вопроса или  объекта исследования

Содержание ответа (результат  проверки)

Символ

Выводы и решения аудитора

А. ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ

1

Проверяется ли списочный  состав работников, правильность подсчёта среднесписочной численности?

Ежемесячно проводятся сверки численности сотрудников отделом  кадров и подразделения.

У4

Контроль удовлетворительный.

2

Проверяется ли достоверность  начисления оплаты труда (наличие приказов, договоров)?

Выборочно, не чаще одного раза в полугодие.

У2

Ослаблен внутренний контроль. Следует провести выбор. проверку

3

Соблюдается ли штатное расписание и оплата по штатному расписанию?

Штатное расписание пересматривается один раз в год.

У2

Ослаблен внутренний контроль. Возможны нарушения.

4

Проверяется ли правильность удержаний из заработной платы?

Не всегда.

У2

Необходимо провести выборочную проверку.

5

Соблюдается ли установленный  порядок начислений премий, отпускных, выдачи ссуд и др.?

Выплаты оформляются приказами  руководителя предприятия. Положения  о порядке выплат нет.

У2

Возможны случаи нецелевого использования средств предприятия.

6

Установлен ли круг лиц, которым  разрешено получение наличных денег  на хозяйственные и другие расходы?

Да

У4

Контроль удовлетворительный.

7

Контролируются ли сроки  возврата в кассу подотчётных  сумм?

Да

У4

Контроль удовлетворительный.

Б. СИСТЕМА УЧЁТА

8

Осуществляется ли выплата  заработной платы сотрудникам готовой  продукцией?

 

У4

Контроль удовлетворительный.

9

Разработаны ли схемы организации  и отражения на счетах расчётов с  персоналом?

Нет

У1

Велика вероятность ошибок в корреспонденции счетов.

10

Как регулярно сопоставляются данные первичных документов, аналитического и синтетического учёта по каждому виду расчётов с персоналом?

Выборочно в конце квартала.

У3

Следует провести выборочную проверку.


 

Достоверность произведённых работникам начислений заработной платы и других выплат (премий, материальной помощи, подарков и др.) проверялись выборочно. Для  этого в выборку включались данные по различным категориям работающих или уволенных сотрудников (руководителей, специалистов, работающих), по основным видам начислений (удельный вес которых  превышал 5 % от общей суммы заработной платы) и по разным временным периодам (обычно, за один месяц каждого квартала). Проверке подвергались расчётные и  платёжные ведомости, лицевые счета  сотрудников, а также первичные  документы (табели, наряды и др.), на основании которых производились  начисления заработной платы. Особое внимание обращалось на правильность их заполнения, всё соответствовало требованиям  нормативных документов.

 

Таблица 8. Сведения о выплатах в  МУП «Аптека №27»

Ф.И.О.

Количество рабочих дней

Начислено

Следует начислить

 

по графику

факт. отработанных

   

Авдеева Л.И

22

22

8000,00

8000,00

Аверьянова Т.Н

22

22

7500,00

7500,00

Базанова В.П.

22

22

7000,00

7000,00

Блинова А.Н.

22

22

7000,00

7000,00

Итого

88

88

29500,00

29500,00


 

При проверке первичных документов было выявлено, что:

в некоторых документах отсутствуют  необходимые реквизиты (наименование документа, код формы, наименования должностей);

в некоторых документах нет подписей лиц, ответственных за учет выполненных  работ;

ошибки, которые были выявлены, оговорены  руководителем.

При исследовании особое внимание обращалось на правильность оформления и начисления различных выплат работникам. К ним  относились выплаты стимулирующего характера (премии, вознаграждение по итогам работы за год и др.), выплаты  компенсирующего характера (надбавки и доплаты за сверхурочное время и др.), выплаты за не проработанное время (отплата очередных и дополнительных отпусков, по временной нетрудоспособности и др.), оплата простоев, брака и т.д.

 

Таблица 9. Проверка правильности начисления заработной платы в МУП «Аптека  № 27»

Ф.И.О. сотрудника

Начислено по окладу

Премия

Итого начислено

Авдеева Л.И

8000,00

10400,00

18400,00

Аверьянова Т.Н

7500,00

9750,00

17250,00

Базанова В.П.

7000,00

9585,77

16585,77

Блинова А.Н.

7000,00

9100,00

16100,00

Итого

29500,00

38835,77

68335,77


 

Было выяснено, что:

начисление премий подтверждается приказом руководителя, которые предусмотрены  в договоре (контракте);

работы в праздничные и выходные дни работникам-повременщикам оплачиваются не менее чем по двойной ставке сверх оклада, если работа производилась  сверх месячной нормы времени, и  по одинарной, если работа выполнялась  в пределах месячной нормы рабочего времени. По желанию работника вместо оплаты, ему может быть предоставлен отгул;

оплата за ежегодный отпуск начисляется  из расчёта среднего заработка за 12 календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяца ухода  в отпуск, и количество дней отпуска. Средний заработок определяется путём деления суммы заработной платы за предшествующие 12 месяцев  на количество отработанных дней за эти 12 месяцев;

пособие по временной нетрудоспособности выплачивается на основании листка временной нетрудоспособности медицинского учреждения. Размер пособия рассчитывается: заработная плата за предшествующих 12 месяцев делится на 12, делится  на среднемесячное количество рабочих  дней в месяце, умножается на процент  стажа и на количество дней болезни  по листку нетрудоспособности. При  не прерывном стаже работы до пяти лет размер пособия равен 60%, до восьми лет – 80% и свыше восьми лет  – 100% заработка;

при проверке правильности расчёта  среднего заработка учитывается, что  в его сумму включаются все  виды оплат, кроме уплаты за работу, выполненную в сверх урочное время, в праздничные дни, по совместительству, за непроработанное время, премий, не входящих в фонд оплаты труда, и других выплат, носящих единовременный характер.

При внутрихозяйственном контроле с персоналом по оплате труда изучалось  своевременность и полнота удержаний  из начисленной заработной платы  налога на доходы, задолженности по подотчётным суммам, по возмещению материального ущерба, платежей по полученным ссудам, по исполнительным листам и др.

Общая сумма всех удержаний из заработной платы работника не превышает 50 % месячного заработка.

При исследовании особое внимание уделялось  основным видам удержания, как налог  с доходов физических лиц. При  этом осуществлялся контроль сумм удержанного  налога, при котором подтверждается правомерность применения льгот, предусмотренных  действующим законодательством. Но всё же установились случаи неполного  удержания налога с доходов с  сумм подарков, материальной помощи.

По данным договоров страхования, заключенных со страховыми компаниями, платёжных поручений и лицевых  счетах работников определяются факты  перечисления денежных средств со счетов предприятия в пользу работников по договорам добровольного страхования. Все суммы страхового возмещения облагались налогом с доходов  при их выплате.

Удержание по исполнительным листам производятся только при их наличии, либо на основании личного заявления  работника.

Далее рассматривалось установление правильности указанной в учётных  регистрах, корреспонденции счетов и сумм начисленной заработанной платы, удержания из неё в отчётном периоде. Подтверждалось соответствие данных аналитического и синтетического учёта по начисленной, выплаченной  и депонированной заработанной плате.

 

Таблица 10. Проверка правильности удержаний  из заработной платы в МУП «Аптека  № 27»

Ф.И.О.

Начислена з/п.

Удержан НДФЛ

Прочие удержания

Всего удержано

Грибова. О.В

26590,90

3587,00

-

3587,00

Ивина О.И.

17790,64

2312,00

153,02

2465,02

Ковалева С.Ю.

21850,00

2840,00

-

2840,00

Пучкова И.А.

18329,45

2383,00

157,08

2540,08

Климова Е.Н.

15777,00

2025,00

-

2025,00

Итого

100337,99

13147

310,1

13457,1


 

Для этого осуществлялся арифметический контроль в разрезе табельных  номеров и итоговых записей по расчётным ведомостям показателя «К выдаче», который определялся как  разница между показателями «Итого начислена» и «Итого удержано». Сумма  невыплаченной в конце месяца заработной платы соответствует  кредитовому сальдо по счёту 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда».

 

Глава 3. Совершенствование  аудита расчетов с персоналом по оплате труда

 

3.1 Совершенствование учета  расчетов с персоналом по оплате  труда

 

В ходе изучения учёта расчетов с  персоналом по оплате труда в МУП  «Аптека №27»города Рыбинска, можно  сказать, что он соответствует предъявленным  требованиям законодательства, но вместе с этим были обнаружены небольшие  недостатки:

отсутствует график документооборота. Отсутствие таких графиков само по себе не влечет, каких либо нежелательных  последствий в виде штрафов и  разного вида взысканий, однако бесконтрольность в сфере документопотоков может  привести к большому числу нарушений, которые в свою очередь могут  повлечь негативные последствия;

в некоторых документах отсутствуют  необходимые реквизиты (наименование документа, код формы, наименование должностей, подписи лиц ответственных  за совершение хозяйственной операции). Отсутствие любого из остальных обязательных реквизитов может привести к разногласиям с налоговыми органами и остальными заинтересованными лицами;

уровень учётной политики, применяемой  на предприятии, характеризуется как  неудовлетворительный. В ней не отражены изменения в законодательстве.

В целях совершенствования учёта  расчётов по оплате труда можно предложить следующее:

Разработать график документооборота, который позволит разграничить должностные  обязанности между работниками  бухгалтерии и своевременно составлять отчётность.

Необходимо заполнять все необходимые  реквизиты в документах. Если есть возможность переоформить документы  в рамках отчётного периода, то следует  ею воспользоваться. В противном  случае необходимо обеспечить (путём  дооформления документа) наличие всех обязательных реквизитов, предусмотренных  законодательством.

Разработать рабочий план счетов.

 

3.2 Совершенствование аудита  расчётов с персоналом по оплате  труда

 

При исследовании аудита было выявлено, что он не всегда соответствует деятельности предприятия.

При изучении и оценке учёта расчётов с персоналом по оплате труда, а также  аудита были выявлены следующие недостатки:

1. Достоверность начисления оплаты  труда (наличие приказов, договоров)  проверяется один раз в полугодие.

Для усиления внутрихозяйственного контроля следует провести выборочную проверку учёта расчётов с персоналом по оплате труда.

2. Штатное расписание и оплата  по нему пересматривается раз  в год.

Во избежание нарушений при  оплате труда следует пересматривать штатное расписание хотя бы один раз  в квартал.

3. Не всегда проверяется правильность  удержаний из заработной платы.  Рекомендуется провести выборочную  проверку за несколько месяцев  с целью выяснения правильности  удержаний.

4. Данные синтетического и аналитического  учёта в МУП «Аптека № 27»  сверяются ежеквартально.

Во избежание вероятности искажения  помесячных данных, рекомендуется, данные аналитического и синтетического учёта  сверять помесячно.

По результатам проведённого исследования можно предложить программу проверки расчётов с персоналом по оплате труда.

Программа проведения внутреннего  контроля учёта труда и расчётов с персоналом по его оплате на МУП  «Аптека № 27»

Перечень процедур

Источники получения информации

1. Внутренний контроль  оформления первичных документов

1.1 Определение степени  унификации первичных документов  по учёту персонала и рабочего  времени.

Приказы о приёме на работу, приказ об увольнении, приказ о перемещении, табель учёта рабочего времени, личные карточки, коллективный договор.

1.2 Проверка правильности  учёта рабочего времени.

Табели учёта рабочего времени, график-календарь.

1.3 Проверка правильности  оформления расчётно-платёжных документов.

Расчётно-платёжные ведомости, расчётные ведомости, платёжные  ведомости, расходные кассовые ордера.

1.4 Проверка правильности  учёта депонированной заработной  платы.

Книга учёта депонированной заработной платы, депонентные карточки, расходные кассовые ордера.

2. Внутренний контроль  системы начисления заработной  платы

2.1 Проверка обоснованности  начислений за особые условия  труда:

а) сверхурочные работы и  работы в ночное время;

б) работу в выходные и  праздничные дни;

в) работы в районах с  неблагоприятными климатическими условиями.

Приказы руководителя, табели учёта использования рабочего времени, расчётно-платёжные ведомости, лицевые  счета.

Табели учёта использования  рабочего времени, расчётно-платёжные  ведомости, личные карточки.

2.2 Проверка правильности  документирования и оплаты простоев.

Табель учёта рабочего времени, листки о простоях, акты с  приложением списка работников.

2.3 Проверка правильности  документирования и оплаты работы  в случае брака.

Акты о браке, приказы  руководителя, расчётно-платёжные ведомости, личные карточки.

2.4 Проверка правильности  расчёта среднего заработка для  различных целей.

Приказы руководителя, заявление  работников, расчётно-платёжные ведомости, личные карточки.

2.5 Проверка правильности  расчёта пособий, выплачиваемых  за счёт средств ФСС РФ.

Заявление работников на выплату  пособия, листки нетрудоспособности, путёвки  на санаторно-курортное лечение, счета  организаций, оказывающие услуги, расчётно-платёжные  ведомости, личные карточки.

2.6 Проверка правильности  образования и корректировки  резервов: на предстоящую оплату  отпусков, на выплаты ежегодного  вознаграждения за выслугу лет,  на выплату вознаграждений по  итогам года.

Ведомость расчёта оплаты труда формы № В-8, шахматная  ведомость.

3. Внутренний контроль  обоснованности применения льгот  и удержаний из заработной  платы

3.1 Проверка правильности  применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц.

Личные карточки, расчётно-платёжные  ведомости, сведения о полученных доходах подаваемые в налоговую инспекцию.

3.2 Определение соответствия  применения налоговых ставок  налога на доходы с физических  лиц действующему законодательству.

Личные карточки, расчётно-платёжные  ведомости, сведения о полученных доходах  подаваемые в налоговую инспекцию

3.3 Проверка правильности  удержаний по исполнительным  листам.

Исполнительные листы, расчётно-платёжные  ведомости.

4. Внутренний контроль  тождественности показателей бухгалтерской  отчётности и регистров бухгалтерского  учёта

4.1 Проверка правильности  отражения оборотов по счетам  и субсчетам Главной книги  с аналогичными показателями  регистров синтетического учёта.

Ведомость расчёта оплаты труда формы № В-8, шахматная  ведомость.

4.2 Проверка правомерности  отнесения на себестоимость продукции  выплат, начисленных персоналу организации.

Ведомость расчёта оплаты труда формы № В-8, шахматная  ведомость.

4.3 Проверка правильности  отчисления страховых взносов  во внебюджетные фонды на себестоимость  продукции

Ведомость расчёта оплаты труда формы № В-8, шахматная  ведомость.

4.4 Проверка обоснованности  расходов организации по подготовке  и переподготовке кадров, правильности  отражения таких выплат на  себестоимость продукции.

Ведомость расчёта оплаты труда формы № В-8, шахматная  ведомость.

5. Внутренний контроль  по начислению платежей во  внебюджетные фонды

5.1 Проверка правильности  начисления страховых взносов  во внебюджетные фонды и своевременности  их перечисления по назначению.

Разработочная таблица «Сводка  начисленной заработной платы по составу и категориям работников, учёта расчётов с работниками  по страхованию и распределению  заработной платы (вкладным листом)», ведомость  расчёта оплаты труда формы №  В-8, шахматная ведомость, отчётные декларации по расчётам с органами социального  страхования и обеспечения.

Информация о работе Аудит расчетов с персоналом по оплате труда