Аудит расчетов с поставщиками и покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определение содержания учета и аудита расчетов с поставщиками и покупателями, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с поставщиками и покупателями.
Предмет исследования: нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с поставщиками и покупателями; учетная политика, регулирующая порядок учета расчетов с поставщиками и покупателями; вся первичная документация по учету операций расчетов с поставщиками и покупателями; учетные регистры и отчетность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Теоретические аспекты аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками………………………………….5

1.1 Понятие аудита, его сущность, цели и задачи…………………………….5
1.2 Цель и задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками………………………………….9

Глава 2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками…………………………………………………………………….14

2.1 Планирование аудиторской проверки и разработка конкретныxх аудиторских процедур ……………………………………...............................14

2.2 Аудит договорных отношений…………………………………………….24

2.3 Проверка правильности ведения первичной документации и состояния задолженности………………………………………………………………….28

2.4 Проверка соответствия синтетического и аналитического учета……...38

2.5 Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками……………………………….41

2.6 Обобщение результатов проверки и рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками …………………………………………………44

Заключение……………………………………………………………………..50
Список литературы………………………………………………………….....52

Файлы: 1 файл

курсовая аудит 3 курс.docx

— 92.50 Кб (Скачать файл)

 

    1. Цель и задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Одним из важнейших моментов, которые  характеризуют финансовое состояние  предприятия, является состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.

Основная  цель проверки – установить соответствие совершенных операций по расчетам с  поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность  отражения этих операций в бухгалтерской  отчетности.

Согласно  основной цели аудитору в первую очередь  необходимо проверить наличие договоров  с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных  сделок. При этом все сделки с  поставщиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности всех заключаемых договоров. В первую группу входят расчеты с  поставщиками. Предмет договоров  данной группы – приобретение любых  товаров и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Подобное разделение на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита. В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки. [8]

В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен:

  • проверить правильность оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;
  • подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;
  • оценить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий;
  • проверить списанные безнадежные к взысканию долги;
  • проверить выданные авансы и полученные коммерческие кредиты.

При этом особое внимание должно быть уделено  просроченной задолженности и задолженности  с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины  возникновения такой задолженности  и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.

В случае если среди контрагентов предприятия  есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует  выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить производился ли пересчет остатков по счету 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" на отчетную дату. При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в  условных единицах), необходимо определить каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету и после этой даты.

Основная  цель поверки расчетов с покупателями и заказчиками – установить правильность ведения учета расчетов за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные  работы, оказанные услуги.

В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками  должны быть решены следующие задачи:

  • проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
  • контроль над выполнением условий договоров и контрактов;
  • подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;
  • оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претензий;
  • проверить правильность отражения в учете сумм неистребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.)

При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями используются приемы фактического и документального контроля, аналитические  процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным  вопросам данного раздела аудиторской  программы.

При аудите расчетов с использованием различных  форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или  у покупателя, поставщика.

Аудитор, исходя из конкретных целей аудита расчетов, устанавливает: правильность и завершенность сумм, относимых  к дебиторской задолженности; право  собственности организации на подлежащие оплате ценности; обоснованность оценки сумм дебиторской задолженности, включаемой в баланс; правильность корреспонденции  и отражения на счетах дебиторской  задолженности; обоснованность отнесения  дебиторской задолженности к  соответствующему периоду; арифметическую точность и соответствие статей дебиторской  задолженности в балансе итогам учетных регистров и Главной  книге; правильность раскрытия краткосрочной, долгосрочной и просроченной дебиторской  задолженности в финансовой отчетности.

Источниками информации для поведения  аудита расчетов поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами являются:

  • регистр синтетического учета и отчетность (баланс, главная книга).
  • регистры синтетического и аналитического учета расчетов.
  • Первичные документы по учету расчетов (накладные, счета-фактуры, договора и др.).

Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать  суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных  правил учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками  на примере ОАО «Базарносызганский маслодел»

 

2.1. Подготовка и планирование аудиторской проверки и разработка конкретных аудиторских процедур

 

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих  услуг аудиторская организация  должна ознакомиться в достаточной  мере с деятельностью экономического субъекта. [10]

Поэтому планирование следует рассматривать  как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку  от качества его выполнения зависит  эффективность всей последующей  работы аудитора. Планирование аудиторской  проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование  аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

  • предварительное планирование;
  • изучение системы бухгалтерского учета;
  • оценка системы внутреннего контроля;
  • установление уровня существенности;
  • построение аудиторской выборки;
  • подготовка общего плана и программы аудита.

В зависимости  от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд  особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая  особое внимание на методы получения  аудиторских доказательств и ведение рабочей документации аудитора.

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями  руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем  службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом  предприятии). Беседы должны строиться  таким образом, чтобы аудитор  мог получить достаточно четкое представление  о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Принимая во внимание пожелания руководства  и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих  повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые  должны быть достигнуты по итогам ее проведения. [12]

Основным  источником информации на данном этапе  выступает письменно зафиксированная  учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных  факторов [приложение 8]. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политики.

Этап  предварительного планирования следует  завершить изучением отчетов  службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур. [11]

Изучение  системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям по реализации продукции и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

На этапе  оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный  объем аудиторских доказательств  для высказывания мнения об эффективности  этой системы и принять решение  о том, в какой мере он в своей  работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки системы внутреннего контроля является создание основы для определения  времени, видов и объема аудиторских  процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает  о возникновении недостоверной  информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при  оценке системы внутреннего контроля, - выработка конструктивных предложений  по ее совершенствованию.[14]

Оценка  системы внутреннего контроля предусматривает  два этапа:

- общее знакомство с системой внутреннего контроля;

- оценку надежности системы внутреннего контроля.

На первом этапе аудитор должен получить общее  представление о подходах руководства  к организации внутреннего контроля расчетных операций с поставщиками и покупателями. А также организационной  структуре внутреннего контроля, наличии и характере внутренних связей и механизме выполнения решений руководства на уровне исполнителей, методах распределения функций и ответственности, процедурах внутреннего контроля, доступе к документации, функциях внутренних аудиторов, возможных видах ошибок. Документирование системы внутреннего контроля позволяет аудитору предварительно установить сильные и слабые стороны контроля, что является важным для дальнейшего исследования.

Уже по итогам общего знакомства с системой внутреннего  контроля аудитор должен принять  решение о том, может ли он в  своей дальнейшей работе вообще полагаться на систему внутреннего контроля. Если аудитор считает это невозможным, то дальнейший аудит планируется  таким образом, чтобы аудиторское  мнение не основывалось на доверии  к этой системе. Если аудитор принимает  решение о том, что на систему  внутреннего контроля положиться можно, то проводится оценка ее надежности.[18]

В задачу оценки надежности системы внутреннего  контроля входит выяснение того, что  предпринимается в организации  для предотвращения, выявления и  исправления ошибок и искажений  информации. Предлагаемая методика первичной  оценки надежности системы внутреннего  контроля основана на тестировании. Примерные  вопросы теста разделяются по разделам. Каждому положительному ответу соответствует 1 балл, отрицательному - 0 баллов.

Программа тестов средств контроля представляет собой программу действий, предназначенных  для подтверждения достоверности  оценки системы внутреннего контроля.

Общий итог подводится по всем разделам. Ориентируясь на рекомендуемые параметры оценки надежности системы внутреннего  контроля и сумму баллов, полученную по итогам тестирования, оценка может  быть определена как "низкая", "средняя" или "высокая".

Таблица 1. Оценка надежности СКВ.

Оценка надежности системы      
внутреннего контроля

Сумма баллов по итогам    
тестирования

Низкая

0 - 8

Средняя

9 - 16

Высокая

17 - 24


 

Если  по итогам оценки надежность системы  внутреннего контроля оценена как "высокая" или "средняя", то аудитор  должен учитывать это при разработке программы аудита, однако не должен доверять системе абсолютно. Если надежность оценена как "низкая", то аудитор  не должен в дальнейшем полагаться на систему внутреннего контроля клиента. При анализе результатов  тестирования следует обратить особое внимание на вопросы теста, по которым  получены отрицательные ответы.[23]

Ниже  приводится вопросник тестов контроля состояния внутреннего аудита и  системы учета расчетных операций на предприятие ОАО «Базарносызганский маслодел», который представлен  в таблице 1.

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и покупателями