Аудит расчетов с поставщиками и покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определение содержания учета и аудита расчетов с поставщиками и покупателями, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с поставщиками и покупателями.
Предмет исследования: нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с поставщиками и покупателями; учетная политика, регулирующая порядок учета расчетов с поставщиками и покупателями; вся первичная документация по учету операций расчетов с поставщиками и покупателями; учетные регистры и отчетность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Теоретические аспекты аудита учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками………………………………….5

1.1 Понятие аудита, его сущность, цели и задачи…………………………….5
1.2 Цель и задачи, информационная база аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками………………………………….9

Глава 2. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками…………………………………………………………………….14

2.1 Планирование аудиторской проверки и разработка конкретныxх аудиторских процедур ……………………………………...............................14

2.2 Аудит договорных отношений…………………………………………….24

2.3 Проверка правильности ведения первичной документации и состояния задолженности………………………………………………………………….28

2.4 Проверка соответствия синтетического и аналитического учета……...38

2.5 Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками……………………………….41

2.6 Обобщение результатов проверки и рекомендации по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками …………………………………………………44

Заключение……………………………………………………………………..50
Список литературы………………………………………………………….....52

Файлы: 1 файл

курсовая аудит 3 курс.docx

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Среди этих договоров наибольший риск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг, например: реклама, маркетинговые исследования, консультационные услуги, нотариальные услуги, пожарные услуги, охранные услуги и так далее. Как правило, все  эти услуги очень дорогие, а риск того, что подтверждающие их совершение первичные документы (а для аудитора - аудиторские доказательства) некачественные - очень велик. Кроме того, здесь  велика вероятность наличия фиктивных  договоров, обеспечивающих фиктивные  выплаты.

При аудите договоров с подрядчиками следует применять либо сплошную проверку таких договоров, либо непредставительную выборку договоров с большой  степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. В случае возникновения  необходимости аудитору следует  привлечь к правовой экспертизе договоров  эксперта, компетентного в юридических  вопросах.

Проверяя хозяйственные договора с покупателями и заказчиками, аудитор  также использует процедуру инспектирования. Он просматривает обороты по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в регистрах синтетического учета, устанавливает соответствие оборота  по указанным счетам с наличием договора. Так как договор является основным документом, который регулирует отношения  между участниками, то он должен быть составлен в соответствии с правилами  законодательства, только после этого  он будет иметь юридическую силу.

Подобное деление на группы обусловлено  тем, что специфика договоров  внутри каждой из групп требует различных  подходов при проведении аудита. В  первую очередь это разница в  используемых приемах сбора аудиторских  доказательств и порядке построения аудиторской выборки.

При проведении аудита договорных отношений с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками в ОАО "Базарносызганский маслодел" аудитором не было выявлено ошибок.

Проверка договоров в ОАО  «Базарносызганский маслодел» показала, что формы договоров соответствуют  действующему законодательству и риск признания договоров недействительными  отсутствует. [ приложения 6-7]

 

 

 

2.3 Проверка правильности ведения  первичной документации и состояния  задолженности

При проверки учета расчетов с поставщиками и  подрядчиками, покупателями и заказчиками, аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей  в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически  все документы поступают на предприятие  извне, увеличивая риски существенных искажений, т. е. повышая требования к надежности аудиторских процедур. Причин тому несколько:

- отсутствие  многократного контроля за первичными  документами на стадии их создания  и проверки;

- возможность  поступления документов, содержащих  недостоверные данные;

- сложность  восстановления отсутствующих и  неправильно оформленных документов;

- значительная  часть первичных документов, подтверждающих  совершение операций не унифицированы.

Отсюда  риск того, что первичная документация может  быть не признана в качестве подтверждающей, если  будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.

Анализ  организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно произвести основные аудиторские процедуры по данному разделу, и обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности, а также позволит определить качество первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.

Проверяя  расчеты, аудитор должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в отдельных случаях – провести встречные проверки на предприятиях, при необходимости запросить в банках копии документов.

При проверке своевременности и правильности отражения операций по реализации было установлено, что отражение операций по предоставлению услуг покупателям  и заказчикам ведется в соответствии с учетной политикой предприятия  и соответствует нормам действующего законодательства.[19]

При проверке наличия и правильности оформления первичных учетных документов по расчетам с покупателями и заказчиками  был заполнен следующий рабочий  документ (табл. 6):

Таблица 6. РДА №5 «Проверка оформления первичной документации»

Дата проверки

Наименование первичного документа

Дата документа

Номер документа

Содержание хозяйственной операции

Заключение аудитора

06.03.13

Товарно-транспортная накладная

04.05.12

10092

Выставлена товарно-транспортная накладная, которая не была подписана руководителем  организации

Первичный документ оформлен с нарушением приложения к учетной политике.

06.03.13

Приходный кассовый ордер

23.12.12

398

Составлен приходный кассовый ордер, который не был подписан кассиром

Первичный документ оформлен с нарушением приложения к учетной политике.

06.03.13

Накладная на отпуск материалов

12.04.12

98

Выставлена накладная на отпуск материалов, в которой не дано основание на отпуск

Первичный документ оформлен с нарушением приложения к учетной политике


 

В ОАО  «Базарносызганский маслодел» все первичные документы на месте и соответствуют законодательству РФ. [приложения 8-9]

Если  бы отсутствовал какой-либо первичный  документ, то заполняется следующий  рабочий документ (табл. 7). аудит расчетный заказчик

Таблица7. РДА №6 «Перечень отсутствующих первичных документов»

Даты, номера или иные идентификационные  признаки отсутствующих первичных  документов

Разъяснения уполномоченного лица

Признак наличия документов на конец  проверки

1

2

3

Копия платежного поручения, подтверждающая оплату выставленного счета №1426 от 10.09.12

Утеряна

Заказана и получена из банка копия  платежного поручения получена


Аудитор должен был бы получить разъяснения  по поводу данного обстоятельства у  ответственного сотрудника аудируемого  лица.

Учет  расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками в организации ведется комбинированным способом.

При проведения аудита организации первичного учета раздела учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств.

    1. Проверка достоверности фактов оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ), принятие к учету работ, услуг.

Основная  цель проверки – достижение уверенности  в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период.  Выборку на данном участке целесообразно  осуществлять следующим образом: операции по поступлению ТМЦ – выборка  репрезентативная (осуществлять с помощью  случайного или систематического  отбора), операции по приобретению работ, услуг – выборка непредставительная ( в зависимости от предметов договоров, их стоимости и прочих факторов).

Проводя эту  процедуру, аудитору надлежит сверить  данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком, или же договорами купле-продажи с покупателем. Затем необходимо проверить наличие счетов- фактур от поставщиков по каждой конкретной сделки. После этого следует сверить данные указанных документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах.

Результаты  проверки правильности ведения первичной  документации расчетов с поставщиками и подрядчиками ОАО «Базарносызганский маслодел» представлены в таблице  8.

 

Таблица 8. РДА №7 «Полнота оприходования товарно-материальных ценностей (работ, услуг), полученных от поставщиков и подрядчиков (руб.)»

 

№ п/п

Наименование поставщика

Наименование ТМЦ, работ, услуг

Документ, №, дата

Фактически поступило ТМЦ, произведено  работ, оказано услуг

Фактически оприходовано

Отклонение (+,-)

Выводы и предложения аудитора

По счету

Сумма

1

СПК «Искра»

Молочная продукция

Накладная №915 от 03.12.12

7822,50

10

7822,50

0

 

2

ООО «Рассвет»

Минеральные удобрения

Накладная № 918 от 05.12.12

6000

10

5480

-520

Отклонение без оправданий, необходимо оприходовать разницу


Если аудитор выявил подобное несоответствие данных учета с данными, отраженными  в документах поставщика, то он обязан, применяя приемы сопоставления, прослеживания, опроса выяснить его причину.

2. Проверка  оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг, а также регистрации отпуска продукции покупателям, своевременном отражении этих операций в учете. Аудитор должен установить причины расхождений между датами совершения хозяйственных операций  и сроками их регистрации в учете, а также выяснить имеют эти факты разовый или систематический характер.

Беседуя с главным бухгалтером  ОАО «Базарносызганский маслодел», аудитор выяснил каким образом  и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы, каковы основные каналы поступления документов.  Также выяснил, что ведется их централизованная регистрация, осуществляются работы по истребованию документов в случае их отсутствия.

Расхождений в регистрации фактов поступления сырья и материалов от поставщиков, а также отпуска  продукции покупателям аудитором  не обнаружено.

    1. Проверка законности первичной учетной документации. Проведение этой процедуры обязательно. Ее цель – получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу.

Аудитор полистно просмотрел ранее отобранные им документы для данной проверки. По данным этой проверки расхождения не были обнаружены.  По результатам проведения данной процедуры аудитором был выявлен высокий уровень соблюдения правил оформления документов на ОАО «Базарносызганский маслодел».

Также аудитором  были проведены следующие проверки относительно первичной документации:

- проверка  соблюдения графика документа  оборота – путем слежения за  движением конкретного документа,  исполнения сроков его создания  и обработки. Аудитором было  выявлено, что графики документооборота, установленные в ОАО «Базарносызганский  маслодел» реально не используются.

- проверка  полноты и точности регистрации  документа в учетных регистрах;

- проверка  организации хранения документов  и организации доступа к учетной  первичной документации. Аудитором  было выявлен факт соблюдения  сроков хранения документов в  ОАО «Базарносызганский маслодел»,  который составляет не менее  5 лет.

Согласно  программе аудиторской проверке аудитор должен проверить состояние  дебиторской и кредиторской задолженности  поставщиков и подрядчиков, покупателей  и заказчиков. Здесь необходимо узнать реальна ли дебиторская и кредиторская задолженность организации, соблюдается  ли порядок списания задолженности  не реальной к взысканию, проверить  расчеты по претензиям.

Цель  процедуры достижения уверенности  в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентах числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. Инвентаризацию целесообразно проводить посредством  запроса контрагенту аудируемой организации о состоянии расчетов на определенную дату с приложением  к запросу расшифровки задолженности.[18]

Такой запрос отравляется поставщикам или  покупателям в двух экземплярах, один из которых,  с подтвержденной (или нет) суммой возвращается аудитору.

Проверка  реальности дебиторской и кредиторской задолженности является одной из важных процедур аудита, так как  операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными деньгами представляют возможности для мошенничества, растрат и искажений данных финансовых отчетов. Необходимо принимать это  во внимание и знать типичные методы совершения и скрытия подобных действий.

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и покупателями