Аудит расчётов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ организации учета и аудит расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М», а также выработка рекомендаций по устранению недостатков и оптимизации систем внутреннего контроля на предприятии.
Задачами данной работы являются:
рассмотрение экономико-правовых аспектов расчетов с покупателями и заказчиками коммерческой организации
классификация расчетов с покупателями и заказчиками
анализ нормативной базы, регулирующей порядок учета и методику аудита расчетов с покупателями и заказчиками
обзор принципов бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками коммерческой организации
характеристика состояния расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М»
анализ бухгалтерской документации и систем внутреннего контроля в части расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М»
выполнение аудиторских процедур с учетом возможных типовых нарушений в порядке учета расчетов с покупателями и заказчиками
выработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками
1.2 Основные виды расчетов с покупателями и заказчиками в коммерческой организации
1.3 Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками
1.4 Понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.6 Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками
Глава 2. Учет расчетов с заказчиками на примере ООО «Агма-М»
2.2 Отражение в учетной политике ООО «Агма-М» расчетов с заказчиками
2.3 Отражение в бухгалтерском учете ООО «Агма-М» расчетов с заказчиками
2.4. Отражение расчетов с заказчиками в финансовой отчетности ООО «Агма-М»
Глава 3. Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Агма - М»
3.1 Планирование аудита расчетов с заказчиками
3.2 Анализ контрольной среды и процедуры по существу
3.3 Итог проведение аудита расчетов с заказчиками и предоставление аудиторского заключения
3.4 Выводы и рекомендации по устранению нарушений
Отчетный документ аудитора
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Microsoft Word Document.doc

— 429.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические  основы учета и аудита расчетов с  покупателями и заказчиками

1.1 Понятие и  сущность расчетов с покупателями  и заказчиками

1.2 Основные виды  расчетов с покупателями и  заказчиками в коммерческой организации

1.3 Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками

1.4 Понятие и  сущность аудита расчетов с  покупателями и заказчиками

1.6 Основные виды  аудита расчетов с покупателями  и заказчиками

Глава 2. Учет расчетов с заказчиками на примере ООО  «Агма-М»

2.2 Отражение в учетной политике ООО «Агма-М» расчетов с заказчиками

2.3 Отражение  в бухгалтерском учете ООО  «Агма-М» расчетов с заказчиками

2.4. Отражение  расчетов с заказчиками в финансовой  отчетности ООО «Агма-М»

Глава 3. Аудит  расчетов с заказчиками на примере ООО «Агма - М»

3.1 Планирование  аудита расчетов с заказчиками

3.2 Анализ контрольной  среды и процедуры по существу

3.3 Итог проведение  аудита расчетов с заказчиками  и предоставление аудиторского  заключения

3.4 Выводы и  рекомендации по устранению нарушений

Отчетный документ аудитора

Заключение

Список литературы

Приложения

 

Введение

С проблемой  управления расчетами с покупателями и заказчиками сталкиваются предприятия  всех форм собственности независимо от их размера и сферы деятельности.

В условиях мирового финансового кризиса многие организации испытывают острый дефицит оборотных средств, вызванный трудностями привлечения внешнего финансирования в форме банковских кредитов. Такая ситуация способствует росту неплатежей и возрождению популярных в 90е годы неденежных форм расчетов.

Столкнувшись  с такого рода проблемами, многие предприятия  вынуждены пересмотреть свою политику управления оборотным капиталом. Наибольшее внимание при этом уделяется учету  и контролю расчетов с покупателями и заказчиками. Из этих категорий основной акцент обычно делается на дебиторской задолженности покупателей, поскольку входящий денежный поток от ее погашения контрагентами является одним из основных источников наличных средств организации.

В отличие от западных компаний, которые в стремлении повысить конкурентоспособность проводят широкомасштабные компании, борясь за ничтожные доли процентов в улучшении тех или иных показателей, российский бизнес до сих пор располагает возможностью увеличения экономической рентабельности на десятки процентов. Однако необходимым условием этого является налаживание эффективной системы бухгалтерского и управленческого учета и внедрения определенных контрольных процедур.

Учитывая сказанное выше, проблема учета и контроля расчетов с покупателями и заказчиками представляется особенно актуальной именно для российских предприятий, в частности для малого и среднего бизнеса. Крупные холдинги, предприятия с иностранным капиталом, а также компании, акции которых котируются на международных биржах, уже давно позаботились о внедрении у себя эффективных систем учета и контроля. Для малого и среднего бизнеса перенимание опыта более передовых коллег может способствовать росту инвестиционной привлекательности, повышению эффективности финансового менеджмента, улучшению структуры капитала и лучшему контролю целевого использования средств.

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками  является одной из важнейших составляющих аудита финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Проверка статей «дебиторская задолженность» в балансе и статьи «выручка» в отчете о прибылях и убытках позволяет выявить как непреднамеренные ошибки в учете, так и попытки манипулировать отчетностью с применением методов «креативной бухгалтерии[1]».

Целью данного  исследования является анализ организации  учета и аудит расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М», а также выработка рекомендаций по устранению недостатков и оптимизации  систем внутреннего контроля на предприятии.

Задачами данной работы являются:

Ø рассмотрение экономико-правовых аспектов расчетов с покупателями и заказчиками  коммерческой организации

Ø классификация  расчетов с покупателями и заказчиками 

Ø анализ нормативной  базы, регулирующей порядок учета и методику аудита расчетов с покупателями и заказчиками

Ø обзор принципов  бухгалтерского учета расчетов с  покупателями и заказчиками коммерческой организации

Ø характеристика состояния расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М»

Ø анализ бухгалтерской  документации и систем внутреннего  контроля в части расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М»

Ø выполнение аудиторских  процедур с учетом возможных типовых  нарушений в порядке учета  расчетов с покупателями и заказчиками

Ø выработка  рекомендаций по устранению выявленных нарушений

Данная работа основывается на книгах и статьях  российских и зарубежных авторов, а  также широко применяемых во всем мире методиках АССА и СРА.

Все нормативные  акты, использованные в настоящей  работе, позаимствованы с сайта http://www.consultant.ru. Кроме того, широко использовались специализированные Интернет-ресурсы, такие как

Ø сайт «Корпоративный менеджмент» http://www.cfin.ru,

Ø Интернет-издание  «Теория и практика управленческого  учета» http://www.gaap.ru,

Ø бухгалтерский  сайт http://www.buhnews.ru,

Ø сайт по вопросам учета http://www.businessuchet.ru/,

Ø сайт журнала  «Главбух» http://www.glavbuh.net/,

Ø сайт, посвященный  финансовому анализу http://www.finanalis.ru/,

Ø сайт правовой информации http://www.pravcons.ru/,

Ø сайт, посвященный  аудиту http://www.audit-it.ru/ и др.

В качестве примера  в работе использовались материалы  компании ООО «Агма-М», специализирующейся на оказании рекламных услуг на российском рынке, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.

Финансовая отчетность ООО «Агма-М» предоставлена руководством компании исключительно для целей  написания настоящей работы и  не может быть передана третьим лицам  без письменного согласия ООО  «Агма-М».

Данная квалификационная работа подразделяется на три главы, в каждой из которых рассматривается отдельный блок вопросов.

 

Глава 1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками

1.1 Понятие и сущность  расчетов с покупателями и  заказчиками

В процессе коммерческой деятельности компании постоянно вступают в различные расчетные отношения. Так, организации оплачивают счета поставщиков и подрядчиков за приобретенные у них товары, работы и услуги. Покупатели и заказчики, напротив, генерируют входящий денежный поток, расплачиваясь за проданные им товары (выполненные работы, оказанные услуги). Кроме того, расчетные операции возникают при уплате налогов в бюджет, при перечислении процентов по кредитам банкам, при выплате зарплат и т.д. В общем случае расчетам предшествует возникновение каких-либо прав или обязательств, иными словами - дебиторской или кредиторской задолженности.

Организации и  лица, имеющие задолженность перед  компанией, называются дебиторами. Покупатели и заказчики представляют собой  основную категорию дебиторов коммерческой организации. Соответственно, расчеты с покупателями и заказчиками возникают в хозяйственной деятельности предприятия при погашении дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность  представляет собой совокупность обязательств третьих лиц перед организацией и обладает следующими основными характеристиками:

Ø возникает  на основании договора, закона или  деликта;

Ø является частью активов предприятия, важной компонентой  оборотного капитала;

Ø часто рассматривается  как иммобилизованные оборотные  средства компании, посредством которых осуществляется кредитование ее контрагентов;

Ø является отражением определенных транзакций на счетах бухгалтерского учета;

Ø влияет на результаты деятельности предприятия, на его финансовое состояние;

Ø может быть оценена различными способами, что влияет на величину задолженности в стоимостном выражении;

Ø может являться предметом манипуляций со стороны  руководства компании, так как  содержит оценочную величину – резерв по сомнительным долгам

Расчеты с покупателями и заказчиками возникают при выполнении договоров на поставку товаров, на оказание услуг, на выполнение работ. Иными словами, это те договоры, по которым предприятие получает выручку (доход).

Дебиторская задолженность  может возникать как при предоставлении покупателю (заказчику) отсрочки платежа, так и при перечислении аванса поставщикам и подрядчикам. В первом случае задолженность представляет собой денежную сумму, подлежащую уплате. Во втором случае задолженность - это ни что иное, как товары (работы, услуги), которые контрагенты обязаны поставить организации. Дебиторская задолженность может возникать на основании договора, закона или деликта.

Срок, в течение  которого дебиторская задолженность  отражается в учете и отчетности, обычно определяется договорными отношениями или нормативными актами. Так, условиями договора может быть предусмотрено возникновение обязательства покупателя по оплате товара в момент отгрузки. В этом случае дебиторская задолженность возникнет в момент отгрузки и будет отражаться в учете до момента перечисления средств покупателем, т.е. до момента погашения обязательства. Признание дебиторской задолженности в учете всегда тесно связано с возникновением, изменением или прекращением гражданских правоотношений. Что касается нормативных сроков, то здесь самым ярким примером служит срок исковой давности, по истечении которого безнадежная задолженность списывается с учета.

Таким образом, в данном разделе были рассмотрены  понятие и сущность расчетов с  покупателями и заказчиками. Расчетные  операции возникают в процессе хозяйственной деятельности предприятий и, как правило, являются следствием договорных правоотношений. Расчеты с покупателями и заказчиками нельзя рассматривать в отрыве от понятия дебиторской задолженности, которая представляет собой сумму обязательств контрагентов перед компанией. Сроки погашения дебиторской задолженности, т.е. осуществления расчетов по урегулированию обязательств, могут быть установлены законом или соглашением сторон.

1.2 Основные виды расчетов  с покупателями и заказчиками  в коммерческой организации

учет аудит  покупатель заказчик

Расчеты между  поставщиками и покупателями, являющимися  юридическими лицами, производятся в  безналичной форме. При заключении договоров организации определяют форму и порядок расчетов, приемлемые для обеих сторон.

Расчеты, производимые организациями через банк, можно  подразделить на две основные категории:

Ø расчеты по товарным операциям

Ø расчеты по нетоварным операциям

Расчеты по товарным операциям включают платежи за проданные  товары (материалы, основные средства), оказанные услуги, выполненные работы. Как правило, это транзакции, выполняемые в рамках основной деятельности компании и составляющие основную массу расчетов коммерческих фирм.

К расчетам по нетоварным операциям относятся перемещения  денежных средств при урегулировании финансовых обязательств, расчеты с некоммерческими организациями (учебными учреждениями, фондами), с налоговыми органами, с иными государственными учреждениями и пр.

Основными формами  расчетов по товарным операциям являются:

Ø акцептная

Ø аккредитивная

Ø расчеты платежными поручениями

Ø расчеты чеками,

Ø расчеты векселями

Ø расчеты посредством  плановых платежей.

Применение той  или иной формы расчетов предусматривается  в договоре между сторонами (поставщиком  и покупателем), за исключением случаев, когда правилами банка установлены обязательные формы расчетов.

Акцептная форма  расчетов является одной из наиболее распространенных. Акцепт представляет собой согласие плательщика на оплату платежного требования поставщика в  строго определенный срок. Акцептная форма расчетов является выгодной для покупателя, поскольку снижает финансовые риски и позволяет отказаться от оплаты при нарушении поставщиком условий договора.

Существует два  основных вида акцепта:

Ø предварительный  акцепт

Ø последующий акцепт

Когда имеет  место предварительный акцепт, плательщик при получении платежного требования соглашается (акцептует) платеж или  отказывается от платежа. Если в установленный  срок не будет заявлен отказ от оплаты, то требование считается акцептованным и оплачивается на следующий день.

Последующий акцепт предполагает немедленную оплату платежного требования поставщика. При этом за плательщиком сохраняется право  в случае неправильной оплаты в течение  трех дней заявить отказ от акцепта. Отказ покупателя от акцепта может быть частичным или полным. Мотивами для полного отказа от акцепта платежного требования могут быть обоснованные претензии по качеству товара (работ, услуг) или претензии в связи с несоблюдением условий договора. Частичный отказ от акцепта может быть обусловлен несоответствием цены договорной, недопоставкой, браком и т.д. Необоснованный отказ покупателя от акцепта может повлечь за собой финансовые санкции, предусмотренные договором или назначенные арбитражным судом.

Информация о работе Аудит расчётов с покупателями и заказчиками