Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 21:17, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ организации учета и аудит расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М», а также выработка рекомендаций по устранению недостатков и оптимизации систем внутреннего контроля на предприятии.
Задачами данной работы являются:
рассмотрение экономико-правовых аспектов расчетов с покупателями и заказчиками коммерческой организации
классификация расчетов с покупателями и заказчиками
анализ нормативной базы, регулирующей порядок учета и методику аудита расчетов с покупателями и заказчиками
обзор принципов бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками коммерческой организации
характеристика состояния расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М»
анализ бухгалтерской документации и систем внутреннего контроля в части расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М»
выполнение аудиторских процедур с учетом возможных типовых нарушений в порядке учета расчетов с покупателями и заказчиками
выработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений
Введение
Глава 1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.1 Понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками
1.2 Основные виды расчетов с покупателями и заказчиками в коммерческой организации
1.3 Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками
1.4 Понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками
1.6 Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками
Глава 2. Учет расчетов с заказчиками на примере ООО «Агма-М»
2.2 Отражение в учетной политике ООО «Агма-М» расчетов с заказчиками
2.3 Отражение в бухгалтерском учете ООО «Агма-М» расчетов с заказчиками
2.4. Отражение расчетов с заказчиками в финансовой отчетности ООО «Агма-М»
Глава 3. Аудит расчетов с заказчиками на примере ООО «Агма - М»
3.1 Планирование аудита расчетов с заказчиками
3.2 Анализ контрольной среды и процедуры по существу
3.3 Итог проведение аудита расчетов с заказчиками и предоставление аудиторского заключения
3.4 Выводы и рекомендации по устранению нарушений
Отчетный документ аудитора
Заключение
Список литературы
Контрольный риск следует определить как средний, так как на предприятии существует система внутреннего контроля. Слабость данной системы в том, что контроль осуществляется нерегулярно (четкого графика нет) и не документируется.
На основании оценки неотъемлемого и контрольного рисков, риск необнаружения следует признать средним.
Возможные нарушения при учете расчетов с покупателями и заказчиками представлены ниже.
Ø В учете числится дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности
Ø Сальдо по счетам не соответствует суммам в отчетности
Ø Данные аналитического учета не соответствуют данным синтетического учета
Ø Операции проведены не в том периоде, к которому они фактически относятся
Уровень существенности рассчитывается аудитором на основании данных отчетности. Несмотря на то, что в стандартах приводится примерная методика расчета уровня существенности, отправной точкой является профессиональное суждение аудитора. Для ООО «Агма-М» примем уровень существенности равный 5% от среднего показателя дебиторской задолженности за период, поскольку это самая крупная статья активов. Использовать для расчета существенности выручку в данном отчетном периоде нецелесообразно, поскольку ввиду сложной экономической ситуации выручка заметно сократилась, и использование ее в расчетах может привести к неоправданному занижению уровня существенности. Расчетный показатель существенности равен 2 028 тыс. руб.
Трудоемкость
аудиторской проверки может рассчитываться
на основании следующих показателе
Ø суммарного выражения показателей отчетности
Ø количества операций
Ø наличия особых видов операций (импорт, экспорт, вексельные схемы и т.п.)
Ø системы учета
Ø программного обеспечения учета
Ø первый аудит или нет
Ø аудиторских рисков
Ø наличия в отчетном периоде реорганизации (слияния, поглощения, выделения и т.п.)
Могут учитываться и иные факторы на усмотрение аудиторской организации.
При расчете трудоемкости аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Агма-М» принимались во внимание следующие факторы:
Таблица 5. Определение трудоемкости проверки расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М»
Наименование фактора |
Описание |
Повышает трудоемкость |
Понижает трудоемкость |
Количество операций |
Менее 50 в месяц |
+ | |
Наличие особых видов операций |
Вексельные расчеты |
+ |
|
Система учета |
Автоматизированная, с возможностью выгрузок в EXCEL |
+ | |
Анализ результатов прошлых проверок |
Нет истории проверок |
+ |
|
Аудиторские риски |
Средние |
+ | |
Организация документооборота, квалификация персонала |
Нет утвержденного графика документооборота. Квалификация персонала средняя |
+ |
|
Реорганизация (слияние, выделение) в отчетном периоде |
Не имели места |
+ |
Таким образом, можно заключить, что проверка расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Агма-М» не требует большого количества времени. В целом на секцию было запланировано не более 20 человеко-часов с учетом возможных простоев по вине клиента и других непредвиденных обстоятельств. Данные часы включают время на подготовку всей необходимой документации по результатам проверки расчетов с покупателями и заказчиками.
Программа аудита
готовится с учетом всех вышеуказанных
факторов. Большинство аудиторских
фирм имеют набор шаблонных
Анализ контрольной
среды позволяет оценить
При первичной оценке системы внутреннего контроля в части расчетов с покупателями и заказчиками необходимо ответить на следующие основные вопросы:
Ø определен ли круг лиц, ответственных за расчеты с покупателями и заказчиками
Ø закреплена ли
эта ответственность в
Ø каким образом организация обеспечивает неразглашение коммерческой тайны
Ø проводится ли инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками (выполнение предпосылок «существование», «полнота»)
Ø работает ли принцип разумного разделения полномочий (контроль направлен на предотвращение мошенничества)
Ø обладает ли бухгалтер, отвечающий за учет расчетов с покупателями и заказчиками, соответствующим опытом и квалификацией
Ø каким образом осуществляется контроль (визирование и т.п.) договоров и относящихся к ним документов (актов, счетов и т.д.)
Ø осуществляется ли регулярный контроль за правильностью ведения регистров расчетов с покупателями и заказчиками (выполнение предпосылки «точное измерение»)
Для анализа контрольной среды ООО «Агма-М» был разработан лист тестирования системы внутреннего контроля, представленный в таблице ниже.
Таблица 6. Лист тестирования СВК
Вопрос |
ДА |
НЕТ |
Иное/ комментарий |
Источник сведений |
1. Инвентаризации |
||||
Проводятся ли в организации инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками |
+ |
Опрос руководства Приказы об инвентаризации | ||
Какова частота инвентаризаций? |
Ежегодно |
Опрос руководства Приказы об инвентаризации | ||
Издаются ли приказы руководителя об инвентаризации? |
+ |
Приказы об инвентаризации | ||
Кем подписываются приказы |
+ |
Генеральным директором |
Приказы об инвентаризации | |
Создается ли комиссия для инвентаризации |
+ |
Приказы об инвентаризации | ||
Кто входит в комиссию |
Бухгалтер, технический специалист |
Приказы об инвентаризации | ||
Документируются ли результаты инвентаризации |
+ |
Акты инвентаризации Ведомости ИНВ-26 | ||
Присутствовали ли при инвентаризации независимые аудиторы? |
+ |
Опрос руководства | ||
Анализируются ли результаты инвентаризации руководством? |
+ |
Опрос руководства | ||
Делаются ли записи в регистрах учета по результатам инвентаризации? |
+ |
Опрос руководства | ||
Были ли обнаружены ошибки в учете при инвентаризациях за последние 2 года? |
+ |
Опрос руководства Ведомости ИНВ-26 | ||
2. Документирование учета расчетов с покупателями и заказчиками |
||||
Регистры по расчетам ежемесячно распечатываются и подписываются отв. лицами |
+ |
Опрос руководства Регистры с подписями | ||
Кто осуществляет контроль за надлежащим оформлением расчетных операций |
+ |
Заместитель гл. бухгалтера, отв. менеджер по договору |
Опрос руководства | |
Как осуществляется контроль? |
Проверка первичных документов на соответствие образцам, контроль заполнения всех необходимых реквизитов |
Опрос руководства | ||
Как документируется контроль? |
Не документируется,
при обнаружении ошибок неверно
заполненные документы |
Опрос руководства Служебные записки за 1, 2, 3, кварталы 2009 | ||
Кто подписывает договоры на реализацию (оказание услуг)? |
Ген. директор, также визирует гл. бухгалтер, старший менеджер. |
Опрос руководства Договоры | ||
Оформляются ли к договорам акты приемки-передачи? |
+ |
Опрос руководства | ||
3. Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками |
||||
Ведется ли аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками |
+ |
Регистры учета по счетам 60, 62 | ||
Как организована охрана коммерческой тайны? |
Пункт о неразглашении в трудовых договорах |
Опрос руководства | ||
Проводилась ли уступка прав требования по дебиторской задолженности (цессия, факторинг и т.п.)? |
+ |
Опрос руководства | ||
Имели или место договоры мены или операции по взаимозачету? |
+ |
Опрос руководства | ||
Как часто проводятся сверки с контрагентами? |
Как минимум раз в квартал |
Акты сверки, опрос руководства | ||
Имеют ли место неурегулированные претензии по расчетам? |
+ |
Опрос руководства | ||
4. Ответственность и разграничение полномочий |
||||
Определен ли круг ответственных лиц, имеющих право заключать договоры с покупателями (заказчиками) |
+ |
Опрос руководства | ||
Имеется ли у бухгалтера по расчетам с дебиторами и кредиторами, по банку и кассе должностные инструкции? |
+ |
Должностная инструкция | ||
Описан ли в инструкции порядок предоставления внутренней отчетности по участку, порядок документооборота? |
+ |
Должностная инструкция | ||
Соблюдается ли график предоставления внутренней отчетности по расчетам и остаткам дебиторской и кредиторской задолженности? |
Такой график отсутствует |
Опрос руководства | ||
Ведение участков «дебиторы и кредиторы», «банк и касса» ведется разными бухгалтерами |
+ |
Должностные инструкции, опрос руководства | ||
Бухгалтерские регистры состоят из небольшого числа индивидуально значимых проводок? |
+ |
Выгрузки по счетам |
Обычно тестирование
контрольной среды
При проверке расчетов с покупателями и заказчиками в число аудиторских процедур обычно включаются как минимум следующие:
Ø Сверки с контрагентами
Ø Анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения с целью выявления просроченных балансов по контрагентам
Ø Анализ соответствия аналитического учета синтетическому
Ø Проверку тождественности данных оборотно-сальдовой ведомости цифрам в отчетности
Ø Проверка соответствия данных первичным документам записям в бухгалтерской системе
Ø Проверка полноты раскрытия информации в отчетности и пояснительной записке
Результаты всех
аудиторских процедур в обязательном
порядке документируются и
В качестве методов проверки целесообразно использовать прослеживание, инспектирование документов, аналитические методы, запросы информации у контрагентов.
С учетом аудиторских рисков, уровня существенности, количества операций, отсутствия истории прежних проверок для ООО «Агма-М» была разработана следующая программа аудита.
Таблица 7. Программа аудита расчетов с покупателями и заказчиками
Проверяемая организация: ООО «Агма-М» Отчетный период: 2009 год Секция: расчеты с покупателями и заказчиками Трудоемкость проверки, всего 630 часов Трудоемкость проверки секции 20 часов Состав аудиторской группы: Кравченко С.В., Радомлин Р.А., Лавров К.А. Руководитель проверки: Кравченко С.В. Планируемый аудиторский риск: средний Планируемый уровень существенности: 2 028 тыс. руб. | |||
№ |
Перечень проверяемых вопросов |
Аудиторские процедуры |
Рабочие документы аудитора |
1 |
Аудит тождественности
показателей бухгалтерской бухгалтерского учета |
Сравнение суммы по стр. 230, 240 формы 1, суммы по стр. 610, 620 формы 5 и сальдо по счетам 62, 60 (в части авансов). Проверка соответствия данных формы 1 на 31.12.2009 с остатками по счетам 62,60 на 01.01.2009. |
Лист контроля № 1 |
2 |
Проверка актов сверки расчетов с контрагентами, по наиболее крупным балансам - запросы контрагентам с просьбой подтвердить остатки |
Инспектирование актов сверки, подготовка писем-запросов контрагентам. Письма-запросы подписывает клиент и рассылает от своего имени. |
Проверочный лист №1 |
3 |
Аудит оформления первичных учетных документов |
Проверка актов приемки-передачи, накладных на отгрузку по выборке |
РД №1 |
4 |
Анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения |
Анализ выгрузок по счетам 62,60, изучение условий договоров, выявление просроченных балансов |
Проверочный лист №2 |
5 |
Анализ учетной политики на соответствие требованиям законодательства |
Анализ учетной политики |
РД №2 |
6 |
Проверка корректности оформления векселей, принятых в обеспечение дебиторской задолженности |
Сплошная проверка векселей на соответствие требованиям законодательства по их оформлению |
Проверочный лист №3 |
7 |
Проверка полноты отражения дебиторской задолженности на конец периода |
Проверка первичных документов, проведенных за декабрь 2009 и январь 2010 на предмет их отражения в правильном периоде |
РД №3 |
Данная программа сформирована, исходя из специфики ООО «Агма-М», и содержит только те аудиторские процедуры, которые применимы к предприятию. Так, например, в программу не включены процедуры проверки расчетов с покупателями и заказчиками по аккредитивам, поскольку таковых у ООО «Агма-М» не было.
Проверку первичных документов можно осуществлять тремя основными способами в зависимости от количества операций:
Ø с применением выборки
Ø сплошным методом
Ø методом проверки крупнейших балансов до тех пор, пока непроверенная сумма не станет меньше уровня существенности
В ООО «Агма-М» для проверки векселей применялся сплошной метод, для проверки оформления первичных учетных документов – выборка, для выбора контрагентов, которым будут направлены письма-подтверждения - третий метод.
По результатам проверки тождественности показателей бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета расхождений выявлено не было.
По результатам
проверки актов сверки расчетов с
контрагентами расхождений
Аудит оформления
первичных учетных документов выявил
неправильно оформленные акты (на
актах отсутствовали
В ООО «Агма-М» в основном применяются унифицированные формы первичных документов. К неунифицированным формам можно отнести акт приемки-передачи услуг.
Анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения показал наличие просроченных балансов по нескольким контрагентам. Такая задолженность не списана, резерв на нее не сформирован ни в бухгалтерском ни в налоговом учете.
Анализ учетной политики на соответствие требованиям законодательства показал, что учетная политика ООО «Агма-М» не вполне соответствует требованиям законодательства. Подробный анализ учетной политики ООО «Агма-М» был приведен выше.
Проверка корректности оформления векселей, принятых в обеспечение дебиторской задолженности, не выявила никаких нарушений.
Проверка полноты
отражения дебиторской
Все выявленные нарушения в суммарном выражении нематериальны и не привели к существенному искажению отчетности. Вместе с тем, при повторении в будущем существующих методологических ошибок сумма искажений может уже оказаться существенной.
Поскольку существенные искажения в отчетности отсутствуют, в части расчетов с покупателями и заказчиками ничто не препятствует выпуску чистого аудиторского заключения.
Аудиторское заключение
представляет собой официальный
документ, предназначенный для
Форма, состав, обязательные
реквизиты и порядок
В зависимости от мнения аудиторов о достоверности отчетности различают следующие типы аудиторских заключений:
Ø безоговорочно-положительные
Ø модифицированные
Безоговорочно-положительное заключение не содержит каких-либо замечаний или оговорок и выдается в случае, когда аудитор согласен с тем, что отчетность формирует у пользователей достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.
Аудиторское заключение является модифицированным, если имеют место:
Ø факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечь внимание к какой-либо информации, раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности
Ø факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или выражению отрицательного мнения.
Заключение может быть модифицировано, если нарушен принцип непрерывности деятельности аудируемого лица.
Аудитор может
оказаться не в состоянии выразить
безоговорочно-положительное
Ø ограничен объем работы аудитора
Ø имеется разногласие с руководством компании относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения, правильности раскрытия информации в отчетности.
Информация о работе Аудит расчётов с покупателями и заказчиками