Аудит системы управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:39, курсовая работа

Описание работы

Проведение аудита системы управления предприятия позволит:
• выявить сферы управленческой деятельности, требующей развития и слабые стороны управления организацией, препятствующие полноценному развитию предприятия;
• разработать программу оптимизации системы управления компанией;
• снизить риски при проведении организационных изменений;
• сформировать позицию руководства компании по направлениям и методам оптимизации системы управления компанией;
• предупредить кризисные ситуации, обусловленные внутренней средой предприятия.
• внедрить усовершенствованную систему мотивации для рядовых сотрудников и руководящего состава, позволяющую выстроить наиболее результативную управленческую деятельность.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы аудита системы управления
1.1 Понятие системы управления на предприятии
1.2 Аудит системы управления
2. Характеристика экономического и финансового состояния МП «Тотемский хлебокомбинат»
2.1 Экономическая характеристика МП «Тотемский хлебокомбинат»
2.2 Оценка финансового состояния МП «Тотемский хлебокомбинат»
3. Аудит системы управления в МП «Тотемский хлебокомбинат»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.52 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Аудит

Тема Аудит системы  управления организации

г. Вологда 2010 год

Содержание

Введение

1. Теоретические основы аудита  системы управления 

1.1 Понятие системы управления  на предприятии

1.2 Аудит системы управления

2. Характеристика  экономического и финансового состояния МП «Тотемский хлебокомбинат»

2.1 Экономическая характеристика  МП «Тотемский хлебокомбинат»

2.2 Оценка финансового  состояния МП «Тотемский хлебокомбинат»

3. Аудит системы управления  в МП «Тотемский хлебокомбинат»

Заключение

Список литературы

Введение

В аудит системы управления компанией  входит всестороннее исследование, т.е. анализ и оценка эффективности функционирования системы целиком и полноценного взаимодействия ее составных частей. По ее результатам происходит понимание  того, насколько качественно функционирует  весь механизм действия компании.

Любая компания - это многоуровневая система, состоящая из множества  деталей (так или иначе, но всегда присутствует планирование, контроль, распределена ответственность, в наличии  мотивация сотрудников). Вопрос в  том, насколько все эти и другие детали правильно взаимосвязаны  между собой, и как они влияют друг на друга, на сколько согласованы и уравновешены. Ответить на эти вопросы и позволяет проводимый аудит.

Проведение аудита системы управления предприятия позволит:

· выявить сферы управленческой деятельности, требующей развития и  слабые стороны управления организацией, препятствующие полноценному развитию предприятия;

· разработать программу оптимизации  системы управления компанией;

· снизить риски при проведении организационных изменений;

· сформировать позицию руководства  компании по направлениям и методам  оптимизации системы управления компанией;

· предупредить кризисные ситуации, обусловленные внутренней средой предприятия.

· внедрить усовершенствованную систему  мотивации для рядовых сотрудников  и руководящего состава, позволяющую  выстроить наиболее результативную управленческую деятельность.

1. Теоретические основы аудита  системы управления

1.1 Понятие системы управления  на предприятии

система управление аудит компания

В науке управления к началу 90-х  г.г. сложился определенный понятийный аппарат, позволяющий описать систему  управления предприятием. Тем не менее, в отношении понятий «система управления», «организационная система  управления» нет единого мнения.

Определения этих понятий можно  классифицировать следующим образом.[13]

· Система управления - это состав и номенклатура управленческих органов  и должностей. Некоторые авторы под  организационной структурой понимают лишь аппарат управления предприятием

· Большинство же авторов учитывает  взаимосвязи между элементами, и  система управления определяется как:

· «конструкция» организационной  системы, характеризующая состав, взаимосвязь  звеньев управления и исполнения (объекта и субъекта управления) ;

· строение управляющей системы, способ ее внутренней организации, связи элементов  субъекта управления между собой (порядок  расположения, соподчиненность отдельных  звеньев управленческого аппарата - отделов, групп, бюро), позволяющие  выполнять необходимые функции  управления ;

· элементы системы, их связи, ее целостные  свойства если они так или иначе  обеспечивают устойчивое существование  системы ;

· состав элементов, их права, ответственность  и взаимосвязи по реализации задач  управления объектом ;

· взаимоотношения подразделений  и должностей в организации, распределение  ролей, полномочий, ответственности, а  также функциональной и технологической  связей, возникающих в процессах  управления

· В ряде работ рассматривается  понятие организационной структуры  и взаимосвязь организационно-производственной и организационной структур.

· Другие авторы наряду с этим считают  решающим в организационной структуре  информационные связи и взаимоотношения.

1.2 Аудит системы  управления

Контрольная деятельность в организации всегда существовала и будет существовать. Часто контроль является основной функцией для ряда руководителей. Однако только профессиональный подход к контрольной деятельности в области управления может принести ощутимые результаты. Данный подход реализуется в концепции аудита и его конкретного вида - организационного аудита.

В наиболее общем  виде аудит - это процесс получения и оценки (контроля) объективных данных (имеются международные нормативы аудита и стандарты на формы представляемых данных) в соответствующей профессиональной деятельности (имеются стандарты на элементы этой деятельности), устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам и стандартам. Применительно к организационной системе аудит дает следующие преимущества по отношению к обычному контролю: гармонизация, достоверность, независимость, объективность, однозначность, повторяемость, понятность, профессионализм, уместность, сопоставимость, стабильность, своевременность.[1] Следует напомнить, что контроль может осуществляться тремя путями:

1. по авторской методике, исходя из профессиональной подготовки  руководителя или консультанта. При этом они сами формируют  механизм проведения соответствующей  функции. Этот путь может быть  очень хорошим, но он трудно  воспроизводится другими людьми, например, при возможном замещении  конкретного руководителя или  заключении договора на консультационное  обслуживание с другой фирмой;

2. по результатам сравнения  с деятельностью других аналогичных  подразделений или организаций  в целом. Руководитель заранее  выбирает для себя пример организации  или деятельности, показатели которой являются для него ориентирами в работе. Этот путь позволяет без большого риска поддерживать приемлемый уровень выполнения функции. Однако аналог никогда не может быть точным идеалом какой-то организационной системы, поэтому, руководитель должен постоянно сопоставлять анализируемые объекты своей организации и аналога;

3. по утвержденным нормам  или стандартам на ключевые  элементы организационной системы.  При этом формируется преемственность  при анализе и совершенствовании  элементов организационной системы  в течение значительного времени.  Данный путь представляет суть  аудита организации. 

Общая схема осуществления  аудита организации приведена на рис. 1.3.1.

Аудит постепенно превращается в большую взаимосвязанную систему  контрольной деятельности. Он разделяется  по отраслям, подотраслям, направлениям и в зависимости от полноты его проведения (рис. 1.3.2).

Отрасли аудита: аудит имущества (АИ), аудит профессионализма персонала (АПП), аудит интеллектуальной собственности (АИС) аудит методологии и процесса управления (АМПУ), аудит механизма  управления (АМУ), аудит технологии и процесса производства (АТПП), аудит  организации производства (АОП), операционный аудит (ОА), управленческий аудит (УА), аудит  бухгалтерского учета (АБУ). Среди них:

· полностью разработанные  отрасли: ОА, АБУ;

· отрасли разрабатываются: АПП, АМПУ, АМУ, АТПП, АОП, УА;

· отрасли еще не разрабатываются: АИС.

Подотрасли аудита имущества:

· аудит основных и оборотных  управленческих средств;

· аудит основных и оборотных  производственных средств;

· аудит основных и оборотных  технологических средств.

Рисунок 1.3.1. Общая схема  реализации аудита

Подотрасли аудита профессионализма персонала:

· аудит профессионализма руководителей;

· аудит профессионализма специалистов;

· аудит профессионализма рабочих и служащих;

· аудит повышения квалификации персоналом.

Подотрасли аудита интеллектуальной собственности:

· аудит интеллектуальной собственности руководителей;

· аудит интеллектуальной собственности специалистов;

· аудит интеллектуальной собственности рабочих и служащих.

Подотрасли аудита методологии и процесса управления:

· аудит целей и задач;

· аудит принципов функционирования организации;

· аудит функций;

· аудит стратегий;

· аудит технологий управления;

· аудит коммуникаций;

· аудит свойств и  схем процесса управления;

· аудит управленческих решений;

· аудит информационных технологий.

Рисунок 1.3.2. Структура аудита организаций 

Подотрасли аудита механизма управления:

· аудит функциональных структур;

· аудит организационных  структур;

· аудит оргтехники;

· аудит офисной мебели;

· аудит сетей связи;

· аудит схем и свойств  документооборота.

Подотрасли аудита технологии и процесса производства:

· аудит техники и  технологии производства;

· аудит процесса производства;

· экологический аудит.

Подотрасли аудита организации производства:

· аудит схем и свойств  документооборота;

· аудит укомплектованности производства;

· аудит эргономики и  техники безопасности;

· аудит должностных  инструкций и положений.

Подотрасли операционного аудита:

· технологический контроль изделий;

· ведомственная приемка  изделий;

· аудит самоконтроля изделий.

Подотрасли управленческого аудита:

· аудит деловых операций;

· аудит затрат ресурсов;

· аудит экономичности  и эффективности производства.

Уровни полноты аудита: функциональный, комплексный и системный. Функциональный аудит определяется разделением труда аудиторов  по функциям производства и управления. Объектами функционального аудита являются в отдельности: бухгалтерский  учет, финансы, персонал, делопроизводство, экология и др. Комплексный аудит  характеризуется охватом наиболее значимых элементов и процессов  в деятельности организации, например, аудит управленческих технологий, целей  и функций одновременно. Он осуществляется на базе функциональных аудитов либо самостоятельно по принятому перечню  проверок. Выделяют комплексный аудит  производства и управления. Системный  аудит - это более глубокий по сравнению  с комплексным аудитом контроль организации за счет учета влияния  каждого функционального аудита друг на друга и аудита элементов  и процессов, связывающих организацию  с внешней средой. Системный аудит  может использоваться в организации  для подтверждения правильности расчетов по:

· экономической, организационной  и социальной эффективности работы организации;

· прогнозированию рисков;

· определению стоимости  организации для продажи или  страхования;

· определению стоимости  системы управления для продажи  или страхования;

· аттестации руководителей  и специалистов;

· затратам на лоббирование интересов организации;

· затратам на услуги консультационных фирм.

Каждое направление аудита организации состоит из пяти видов  аудита: технологического, организационного, экономического, правового и социального (рис. .1.3.2).

Рисунок 1.3.2. Виды аудита

Технологический аудит - это  контроль на базе норм и стандартов профессионального уровня и текущего состояния техники и технологии, используемой аппаратом управления организации. С его помощью выявляется соответствие или несоответствие уровня техники и технологии, а также  их количества в зависимости от трудоемкости, сложности и совместимости выполняемых  функций работниками аппарата управления организации. Особенно эффективно технологический  аудит используется при аудите управленческих информационных технологий.

Организационный аудит - это  контроль на базе норм и стандартов процессов создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. Он включает сбор и оценку информации об организационной сфере деятельности системы управления. Например, аудит  соответствия управленческой технологии организационной структуре управления организации; аудит распределения  и выполнения сотрудниками функций  управления. Важной стороной организационного аудита является контроль соответствия норм и стандартов современному развитию управленческой науки и практики.

Экономический аудит - это  контроль соблюдения экономических  норм, правил расчетов и отчетности. Аудит бухгалтерского учета является составной и наиболее разработанной  его частью. Его объектами являются: экономическая стратегия фирмы, бизнес-план, учетная политика, экономическая  эффективность системы управления, элементы материального стимулирования персонала. В качестве стандартов для  проведения экономического аудита используются типовые утвержденные методики расчетов и оценок.

Социальный аудит - это  контроль соблюдения социальных норм, правил и расчетов, связанных с  деятельностью коллективов в  организации. Его объектами являются: коллективные договора между администрацией и коллективом организации, психофизиологические условия работы персонала, эргономика, экология, методы формирования социальных групп, методы оценки персонала, коммуникации в коллективе и организации в  целом, методы обучения персонала. В  качестве стандартов для проведения социального аудита используются утвержденные в организации методики и договора, а также законодательные акты РФ по социальным вопросам.

Правовой аудит - это  контроль соблюдения выполнения международных, государственных и местных законодательных  актов и положений, а также  внутренних для организации уставных документов и распоряжений руководителя. Объектами правового аудита являются договора, контракты, акты, положения, соглашения о намерениях, сведения о персонале и контрагентах, условия  сделок, уставные и регистрационные  документы фирмы, учетная политика фирмы, архивы фирмы. В качестве стандартов используются утвержденные в организации документы, а также законодательные акты РФ. [5]

Информация о работе Аудит системы управления организации