Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:13, реферат
Целью данной курсовой работы является раскрытие основных правил и методик ауди-торской проверки страховых организаций и выявление отдельных моментов, на которые ауди¬тору следует обратить внимание
Введение 4
1. Характеристика страховой деятельности, особенности ведения бухгалтерского учета в страховых организациях 7
2. Методика проведения аудита, организации аудиторской проверки страховых организа¬ций 14
3. Особенности аудита отдельных операций в страховых организациях 18
Заключение 33
Список литературы 37
1 приложения
16
9. Федеральные
правила (стандарты) по аудиторской деятельности
в Российской Федерации
(утверждены Постановлением Правительства
РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утвержде
нии федеральных правил (стандартов) аудиторской
деятельности»);
Для аудиторской проверки необходимы следующие основные источники информации:
17
3.
Особенности аудита отдельных
операций в страховых
3.1 Аудит учредительных документов страховой организации
Основной целью экспертизы учредительных документов и расчетов с учредителями является подтверждение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования — от момента регистрации до фактической реорганизации или ликвидации. Аудитор при проведении аудиторской проверки должен ответить на следующие вопросы:
Аудиторская проверка страховой компании начинается с установления наличия учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации. Здесь важно обратить внимание на правильность отражения изменений в уставе страховой компании, касающихся состава учредителей, ее организационно-правовой формы, юридического адреса и т.д. Эти изменения должны быть правильно оформлены. Об изменениях, внесенных в устав, страховщик обязан информировать орган страхового надзора.
В ходе экспертизы учредительных документов необходимо установить:
Полученную в ходе экспертизы учредительных документов информацию аудитор может использовать при проверке других участков и операций учета. Поэтому аудитору в своих рабочих документах следует определить влияние полученной информации при формировании аудиторского заключения.
Большое
внимание необходимо уделить проверке
полноты и своевременности
18
уставного капитала.
Минимальный размер оплаченного уставного капитала страховых организаций должен быть3:
Аудитору следует сопоставить величину уставного капитала, отраженную в пассиве бухгалтерского баланса и в уставе страховой компании (она должна быть одинакова), проверить правильность оплаты уставного капитала. Новая страховая компания должна оплатить не менее 50% суммы заявленного уставного капитала до регистрации, остальную сумму - в течение первого года со дня регистрации. Оплата уставного капитала в денежной форме должна быть подтверждена справкой банка о поступлении на расчетный счет страховой организации средств в счет оплаты уставного капитала, а также копиями платежных документов (платежные поручения, объявления о взносе наличными).
Действующие страховые компании могут увеличить уставный капитал за счет собственных средств (нераспределенной прибыли, фонда накопления, фонда потребления и т.д.). В этом случае аудитору следует ознакомиться с наличием решения об изменении уставного капитала, с балансом страховщика, на основании которого принято решение о капитализации, с наличием согласия акционеров о капитализации начисленных, но не выплаченных дивидендов.
В ходе проверки следует обратить внимание на правильность отражения в учете изменений величины уставного капитала. В частности новый размер объявленного уставного капитала показывается в бухгалтерском балансе лишь после государственной регистрации изменений в уставе: в пассиве - сумма, которая указана в уставе, в активе - задолженность учредителей (акционеров) по оплате своей доли уставного капитала. Разность между пассивом и активом представляет собой оплаченную сумму уставного капитала.
Для проверки используются следующие основные документы страховой организации:
3 Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник/под ред. проф. В.П.Суйца - 2-е изд. - М.: ИНФРАМ, 2005, стр. 621
19
Страхование является одним из видов деятельности, заниматься которой можно лишь при наличии специального разрешения - лицензии. Поэтому в процессе аудиторской проверки вопросам, связанным с лицензией, уделяется большое внимание.
Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца заниматься этой деятельностью при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.
В ходе проверки необходимо ознакомиться с подлинником лицензии. Он должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование страховщика, его юридический адрес, виды страховой деятельности и форма их проведения, номер и дата выдачи, территория, на которой действует лицензия, регистрационный номер страховщика.
Если лицензия временная, то в ней указывается срок ее действия. В этом случае аудитор должен удостовериться в том, что в проверяемый период срок действия лицензии не истек и, следовательно, страховщик имел право заключать договоры страхования.
Перед проведением проверки следует также уточнить в органе страхового надзора, не применялись ли с его стороны санкции в отношении аудируемого страховщика. Если эти санкции выражались в ограничении или приостановлении лицензии, то до их отмены страховщик не имел права заключать новые договоры и продлевать действующие по отдельным видам страхования или по всем видам в целом.
В ходе проверки следует последовательно установить соответствие названия правил страхования, предъявленных проверяющему, названию, указанному в приложении к лицензии, идентичность условий страхования, по которым работает страховая компания, правилам, получившим одобрение органа страхового надзора.
Правила страхования должны быть пронумерованы, прошнурованы, утверждены руководителем страховщика.
3.2 Аудит учетной политики
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ № 1/98) устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций.
20
Согласно положению по бухгалтерскому учету учетная политика — это выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.
Каждая страховая организация должна иметь приказ по учетной политике, разработанный с учетом специфики ее деятельности.
Важным моментом при проведении экспертизы является проверка наличия, правильности оформления, составления и соблюдения принятой страховой организацией учетной политики.
В процессе проведения аудита участниками аудиторской проверки проверяется:
В ходе проверки аудиторы выборочно проводят инвентаризацию, делают подсчет основных средств, денежных средств в кассе, ценных бумаг, анализируют акты проверки, проводимых в компании за проверяемый период, проверяют правильность проведения инвентаризации и оформления их результатов, устанавливают соответствие их общеустановленному порядку.
Аудитор должен проверить правомерность применения положений учетной политики как в целях ведения бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения.
По данным проведенной экспертизы аудитор должен сделать выводы об удовлетворительном или неудовлетворительном уровне применяемой страховой организацией учетной политики.
Неудовлетворительный
уровень свидетельствует о
• положения
учетной политики в целях налогобложения
не соответствуют НК РФ (гл. 25).
По результатам экспертизы учетной политики
аудитор делает общие выводы и вместе
с
аудируемой страховой организацией принимает решение о дальнейшем проведении проверки. 3.3 Аудит страховых взносов (премий) по прямому страхованию и сострахованию Сострахование - страхование объекта страхования по одному договору совместно несколькими страховщиками. При этом в договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика.