Аудит страховых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:13, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие основных правил и методик ауди-торской проверки страховых организаций и выявление отдельных моментов, на которые ауди¬тору следует обратить внимание

Содержание работы

Введение 4
1. Характеристика страховой деятельности, особенности ведения бухгалтерского учета в страховых организациях 7
2. Методика проведения аудита, организации аудиторской проверки страховых организа¬ций 14
3. Особенности аудита отдельных операций в страховых организациях 18
Заключение 33
Список литературы 37
1 приложения

Файлы: 1 файл

аудит курсовая Павлюк.doc

— 525.00 Кб (Скачать файл)

26

 

    ственные  цели, то уплата налога производится за счет прибыли, остающейся в распоряжении страховой компании.

    К основным затратам страховщиков относятся:

  • страховые выплаты по прямому страхованию;
  • отчисления в страховые резервы, в том числе резерв предупредительных мероприятий, и фонд пожарной безопасности;
  • страховые взносы, переданные в перестрахование;
  • возмещения доли страховых выплат по договорам,  принятым  в перестрахование;
  • комиссионные вознаграждения и тантьемы, уплаченные по операциям перестрахования;
  • расходы на аренду основных фондов, включая их отдельные части, используемые для осуществления страховой деятельности;
  • расходы на ведение дела;
  • другие затраты, связанные со страховой деятельностью.

       Правомерность и обоснованность каждого из названных  видов расходов требует тщательной проверки при осуществлении контроля за деятельностью страховой организации.

    К характерным  для страховщиков расходам относятся следующие:

  • комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента и страхового брокера;
  • возмещения при наличии подтверждающих документов страховым агентам расходов по проезду от места жительства до местонахождения страховщика и обратно в дни, установленные для явки, и по вызову администрации и компенсации страховым агентам расходов по проезду на участке работы;
  • оплата предприятиям, учреждениям, организациям или отдельным физическим лицам за оказанные ими  услуги,   связанные  со  страховой деятельностью, в том числе:
 
  • оплата  услуг предприятий, учреждений и  организаций за выполнение ими письменных поручений работников по перечислению страховых взносов из заработной платы путем безналичных расчетов;
  • оплата услуг учреждений здравоохранения, других предприятий, учреждений и организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и т.п.;
  • оплата услуг (комиссионные вознаграждения) специалистов (экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов, адвокатов, сотрудников детективных агентств и других), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой   выплаты,   оценки последствий страховых случаев уре-гулирования страховых выплат;
  • расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т.п.;
  • оплата консультационных и информационных услуг, а также аудиторских услуг, оказанных с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета и в соответствии с другими требованиями законодательства;
  • расходы на публикацию годового баланса и счета прибыли и убытков.

       В ходе проверки контролируются правильность определения состава расходов на ведение дела и обоснованность отнесения этих расходов на себестоимость страховых услуг. Для этого аудитор обязательно должен проверить наличие оправдательных первичных документов, подтверждающих все произведенные расходы, правильность их оформления.

          1. Аудит страховых резервов

  Страховые резервы и доля перестраховщиков в страховых резервах формируются в соответствии с установленными Правилами формирования страховых резервов и Положениями, действующими в страховой организации. Предмет проверки:

  • резерв незаработанной премии, резервы убытков, стабилизационный резерв, резерв выравнивания убытков обоснованно сформированы;
  • резерв по видам страхования жизни правильно рассчитан;
  • страховые резервы достоверно отражены в отчетности.

     Правильность  формирования страховых резервов при  проведении аудита страховых компаний является наиболее важной, так как страховые резервы отражают неисполненные страховые обязательства аудируемой компании по состоянию на дату составления отчета.

    Страховые резервы делятся следующим образом:

  • резервы по видам страхования жизни;
  • резервы по видам страхования иным, чем страхование жизни
  • резервы по ОМС.

При проверке правильности и обоснованности формирования страховых резервов аудитор должен прежде всего установить: в отношении всех резервов

  • наличие у страховой организации положений, на основании которых формируются резервы;
  • правильность выбора методов формирования страховых резервов и их применения;
  • правильность проведения арифметических расчетов;
  • правомерность расчета страховых резервов в иностранной валюте;

 

  • обоснованность  и правильность отражения в учете  комиссионных вознаграждений, расчетов со страховыми агентами и страховыми брокерами;
  • и т.д.

    по  обязательному медицинскому страхованию

  • правильность определения размера и норматива в запасной резерв;
  • правильность определения остатка средств, не истраченных на оплату медицинских услуг в текущем периоде;
  • правильность определения суммы, направляемой в резерв оплаты медицинских услуг;
  • достоверность данных по сформированным страховым резервам, включенных в отчетность страховой организации.

       В начале проверки устанавливается наличие у страховщика документов, на основании которых формируются резервы. К таким документам относятся Положения об образовании резервов по страхованию жизни и по видам иным, чем страхование жизни, Положение о формировании и  использовании  резерва предупредительных мероприятий и т.д.

       В процессе проверки необходимо уделить  достаточно времени контролю правильности формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни.   Прежде всего, проверяется факт формирования всех обязательных резервов.

       Расчет  страховых резервов должен производиться  исходя из данных, отраженных в журнале учета заключенных договоров страхования и журнале учета убытков. Поэтому необходимо  проконтролировать  их  наличие  и правильность ведения.

       Основой для расчета обязательных технических резервов (кроме РЗУ) является базовая страховая премия (БСП). Проверка правильности ее определения - важная часть работы аудиторов. БСП равна страховой брутто-премии, поступившей в отчетном периоде, за минусом фактически выплаченного (начисленного) комиссионного вознаграждения за заключение договоров страхования и суммы средств, направленных в резерв предупредительных мероприятий и в фонд пожарной безопасности.

       Резерв  незаработанной премии представляет собой  базовую страховую премию, поступившую по договору страхования, действовавшему в отчетном периоде, и относящуюся к периоду действия договора страхования, выходящему за пределы отчетного периода.

    При проверке правильности определения  РНП следует обратить внимание на:

  • правомерность отнесения того или иного договора страхования к соответствующей учетной группе (иногда страховщики договоры страхования финансовых рисков относят к первой учетной группе, что неверно);
  • последовательность соблюдения выбранной методики расчета;
  • срок страхования, который указывается при расчете  резерва.  Иногда страховщики в

 

    целях завышения РНП увеличивают срок страхования по договору, включают в расчет договоры, которые на отчетную дату уже закончились и, следовательно, резервы по ним формироваться не должны.

       Резерв  заявленных, но неурегулированных убытков  образуется страховщиком для обеспечения выполнения обязательств, включая расходы по урегулированию убытков, по договорам страхования, не исполненным или исполненным не полностью на отчетную дату, возникшим в связи со страховыми случаями, которые имели место в отчетном или предшествующих ему периодах и о факте наступления которых в установленном законом или договором страхования порядке заявлено страховщику.

       В процессе аудита следует проверить обоснованность формирования резерва (наличие всех документов, относящих к договорам, по которым заявлены, но не урегулированы убытки), правильность его образования именно в таком размере.

       Иногда  встречаются случаи включения в  РЗУ сумм, которые при расторжении договора страхования страховщик предполагает вернуть страхователю. В данной ситуации у страховой организации нет оснований для резервирования средств, так как РЗУ формируется для урегулирования убытков, возникших в связи со страховыми случаями, к которым досрочное прекращение договора не относится.

       Других  проблем при образовании этого  резерва обычно не возникает, лишь иногда страховщики забывают его увеличить на расходы по урегулированию убытка.

       Резерв  произошедших, но незаявленных убытков  предназначен для обеспечения выполнения страховщиком своих обязательств, включая расходы по урегулированию убытков, по договорам страхования, возникшим в связи с происшедшими страховыми случаями в течение отчетного периода, о факте наступления которых страховщику не было заявлено в установленном законом или договором страхования порядке на отчетную дату.

       Резерв  предупредительных мероприятий  предназначен для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества, а также на другие цели, предусмотренные страховщиком в положении об образовании и использовании этого резерва.

       РПМ формируется путем отчисления от страховой брутто-премии, поступившей  по договорам страхования в отчетном периоде. Размер отчислений определяется исходя из процента, предусмотренного в структуре тарифной ставки на эти цели.

       Величина  РПМ соответствует сумме отчислений в данный резерв в отчетном периоде, увеличенной на величину РПМ на начало периода и уменьшенной на сумму израсходованных  средств  на предупредительные  мероприятия  в рассматриваемом периоде.

       В заключении аудитору необходимо проверить  достоверность отражения в бухгалтерском учете высвобождения ранее начисленных и образования вновь созданных страховых

                      30

 

    резервов, правильность определения изменения резервов при формировании финансовых результатов.

       В составе годового бухгалтерского отчета предусмотрен отчет Ф.№7- страховщик «Отчет о размещении страховых резервов» и Ф.№8-страховщик «Отчет о страховых резервах по видам страхования иным, чем страхование жизни».

            3.9 Аудит финансовых  результатов

       Финансовый  результат деятельности страховой  организации определяется путем  сопоставления ее доходов и расходов за отчетный период. Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата (прибыли или убытка) деятельности организации предназначен балансовый счет 99 «Прибыли и убытки».

       По  дебету счета 99 отражаются убытки (расходы  и потери), а по кредиту — прибыли  (доходы) страховой организации.

       Сопоставление дебетового и кредитового оборотов по этому счету за отчетный период отражает конечный финансовый результат отчетного периода.

       Конечный  финансовый результат деятельности страховщиков слагается из доходов  от проведения страховых и перестраховочных операций, а также поступлений от нестраховых операций, не запрещенных действующим законодательством, уменьшенных на сумму расходов по всем названным операциям. Финансовый результат (прибыль или убыток) является обобщающим качественным показателем деятельности страховой организации. Он определяется сальдовым методом и находит отражение в отчете о прибылях и убытках и балансе страховщика. Аудит финансовых результатов, таким образом, сводится к аудиту доходов и расходов, из которых складывается прибыль или убыток от работы страховой компании.

       Не  менее важным является контроль за точностью определения налогооблагаемых баз для исчисления налогов, а также за правильностью расчета сумм налогов и своевременностью их уплаты.

       Особого внимания требует проверка правильности определения базы для исчисления налога на прибыль, поскольку расчеты с бюджетом осуществляются исходя из балансовой прибыли, уменьшенной (увеличенной) в соответствии с действующим налоговым законодательством. Например, из прибыли, подлежащей налогообложению, исключаются доходы, полученные по акциям и облигациям, принадлежащим страховщику, доходы от долевого участия в других предприятиях и т.д. С другой стороны, база обложения увеличивается на величину превышения фактических расходов над нормативными по нормируемым статьям затрат (представительские расходы, расходы на рекламу и т.д.). Страховая организация может воспользоваться установленными льготами по налогу на прибыль. В этом случае аудитор должен  проверить  обоснованность  их применения.

Информация о работе Аудит страховых организаций