Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 22:31, курсовая работа
Целью исследования дипломной работы является изложение теоретических, нормативных и практических аспектов аудита учетной политики на предприятии. Данная цель может быть достигнута посредством выполнения последовательно поставленных следующих промежуточных задач:
- Ознакомление с понятием и основами формирования учетной политики на конкретном предприятии;
-Подробное рассмотрение выбора форм, техники и организации бухгалтерского учета на предприятии;
а) Полнота. Избранные предприятием
способы ведения бухгалтерского
учета должны отражать все факты
хозяйственной деятельности на предприятии.
Это требование реализуется путем
документирования и отражения в
учете каждого факта
б) Своевременность отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности.
в) Осмотрительность. Используемые
предприятием способы должны обеспечивать
большую возможность отражения
в бухгалтерском учете потерь
и пассивов, чем доходов и активов.
Это означает, что к учету принимаются
лишь те доходы, которые уже получены,
в то же время учету подлежат все
ожидаемые обязательства и
г) Приоритет содержания перед формой. Избранные способы бухгалтерского учета должны быть ориентированы на отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности не только из их правовой формы, но и из экономического содержания и хозяйственной ситуации, в которой они возникли.
Это требование реализуется,
например, в случае поступления на
предприятие неправильно
д) Непротиворечивость. Избранные предприятием учетные способы создают основу соответствия данных, формирующихся различными видами учета, например тождества аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета в каждом отчетном периоде.
е) Рациональность. Учетная
политика должна строиться таким
образом, чтобы бухгалтерский учет
велся рационально и
Указанные принципы должны составлять основу разработки и принятия предприятием своей учетной политики. Несоблюдение их может исказить картину имущественного и финансового положения предприятия.
Принятая предприятием, исходя
из рассмотренных допущений и
требований, учетная политика обеспечивает
целостность системы
Методический аспект показывает, какие способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации и т. п. используются на предприятии.
Техническая сторона учетной
политики связана с разработкой
плана счетов, выбором способа
построения учетных регистров, внутренней
отчетности, формированием
Организационная сторона учетной политики связана с выбором построения организационной структуры бухгалтерии, установлением ее взаимосвязи с другими подразделениями и службами организации.
1.2 Выбор формы,
техники и организации
Учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из Закона РК “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». Если не разработаны способы ведения учета для каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные.
При образовании предприятия его руководство должно выбрать определенную стратегию развития и исходя из нее - методику бухгалтерского учета на предприятии.
В начале каждого года предприятие
разрабатывает учетную
Закон о бухгалтерском
учете определяет основные элементы
учетной политики, поэтому в приказе
об учетной политике должны быть конкретно
отражены все те параметры финансово-
а) Рабочий план счетов является определяющим в системе бухгалтерского учета. Он должен соответствовать целям, задачам бухгалтерского учета, быть связан с налоговой политикой и организацией учета финансовых результатов. Разрабатывается на основе действующего плана счетов. В рабочем плане счетов рекомендуется указывать коды и наименования субсчетом применяемых предприятием и необходимых для ведения синтетического и аналитического учета.
б) Порядок проведения инвентаризации. Нормативным актом по данному вопросу являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых результатов.
в) Правила документооборота.
Правила документооборота регулируются
графиком документооборота, составляемым
в виде схемы или перечня работ,
выполняемых структурными подразделениями
или конкретными работниками-
г) Технология обработки
информации. Бухгалтерский учет на
предприятии может вестись: ручным
способом; ручным способом с частичным
применением средств
д) Формы бухгалтерского учета могут использоваться следующие:
1) мемориально-ордерная;
2) журнально-ордерная;
3) упрощенная;
4) автоматизированная.
е) Способы ведения бухгалтерского
учета (способы амортизации
Организация самостоятельно
разрабатывает рабочий план счетов
на основе утвержденного плана. Она
вправе из всей совокупности синтетических
счетов выбрать действительно
Организация самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машинно-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.
Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учет и отчетность могут осуществляться специализированной организацией, соответствующим специалистом на договорных началах или руководителем предприятия лично.
При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчетности организациям предоставлено право, проводить инвентаризацию основных средств один раз в год. Организации самостоятельно разрабатывают систему внутрипроизводственного учета, функционирования и контроля, исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.
К способам ведения бухгалтерского
учета, принятым при формировании учетной
политики организации и подлежащим
раскрытию в бухгалтерской
Состав и содержание подлежащей
раскрытию в бухгалтерской
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений предусмотренных, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.
В тех случаях, когда при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Существенные способы
ведения бухгалтерского учета подлежат
раскрытию в пояснительной
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
Изменения учетной политики,
оказавшие или способные
1.3 Цель и задачи аудиторской проверки учетной политики
Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота, закрепленных в принятой организацией учетной политике. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.
Целью проведения аудита учетной
политики – установление соответствия
применяемой в организации
— имущественной обособленности организации;
— последовательности применения учетной политики;
— временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
При этом следует знать, что для достижения поставленных целей аудиторы должны решить следующие задачи:
— изучить систему организации бухгалтерского учета;
— установить соответствие
организационной структуры
— дать характеристику системы документации и документооборота;
— дать оценку учетной политике предприятия;
— подтвердить достоверность производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям.
Предоставляемые аудитору документы:
– приказ об учетной политике;
– график документооборота;
– рабочий план счетов, перечень лиц, имеющих право подписи на первичных документах;
– формы первичных документов;
– описание технологического процесса компьютерной обработки данных.
Последовательность работ при проведении аудита учетной политики можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный.
Ознакомительный этап: Аудитору
необходимо выяснить лиц, ответственных
за составление и организацию
бухгалтерского учета, и соблюдение
законодательства при выполнении хозяйственных
операций, за формирование учетной
политики, ведение бухгалтерского учета,
своевременное представление
Следует изучить состав и соподчиненность, а также разделение полномочий и ответственности, структуру, функции и задачи бухгалтерской службы.
Учетная политика организации должна быть сформирована главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждена руководителем организации. При этом необходимо проверить наличие:
– рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета (в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности). Следует обратить внимание на то, что организация может включить в рабочий план счетов корреспонденцию, используемую при отражении тех или иных операций;
– форм первичных учетных
документов, применяемых для оформления
трех фактов хозяйственной деятельности,
по которым не предусмотрены типовые
формы первичных учетных