Аудит внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Для подтверждения результатов финансово-хозяйственной деятельности организации привлекают независимую аудиторскую проверку. В связи с этим, актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что аудит внешнеэкономической деятельности (ВЭД) становится востребованной услугой. Это связано с тем, что многие российские компании стали активными участниками внешней торговли. Однако не всем удается проводить внешнеторговые операции одинаково успешно, главным образом, из-за отсутствия опыта самостоятельной работы на внешнем рынке.

Файлы: 1 файл

Курсовая ВЭД (2).doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

 

базируется  на определенных экономических и  административных методах. К ним  можно отнести таможенно-тарифное регулирование в виде применения импортно-экспортного тарифа; квотирование, лицензирование и т.д.

Для подтверждения  результатов финансово-хозяйственной деятельности организации привлекают независимую аудиторскую проверку. В связи с этим, актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что аудит внешнеэкономической деятельности (ВЭД) становится востребованной услугой. Это связано с тем, что многие российские компании стали активными участниками внешней торговли. Однако не всем удается проводить внешнеторговые операции одинаково успешно, главным образом, из-за отсутствия опыта самостоятельной работы на внешнем рынке.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение аудита внешнеэкономической деятельности и особенностей некоторых операций.

Достижению  поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:

  1. изучить теоретические аспекты аудита внешнеэкономической деятельности (экспортно-импортных операций)
  2. определить цель, задачи и источники аудиторской проверки внешнеэкономической деятельности;
  3. выявить особенности аудита внешнеэкономической деятельности
  4. проанализировать аудит внешнеэкономической деятельности.

Теоретическую и методическую основу курсовой работы составили законодательные и нормативные документы, регулирующие ведение учета и аудита во внешнеэкономической деятельности, научно-учебные пособия по аудиту.

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты аудита внешнеэкономической деятельности

 

1.1 Цель, задачи и нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности (сделок)

 

Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об аудиторской деятельности» (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) основная цель аудита − выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации [4].

Основная цель аудита внешнеэкономической деятельности − выражение мнения о достоверности бухгалтерского учета, его рациональности и эффективности в сфере экспортных, импортных и валютных операций, о соответствии порядка их ведения Российскому законодательству и международным стандартам; оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля на предприятии.

Задачами аудита экспортно-импортной деятельности следует считать работы, которые  должны выполняться аудиторами в  ходе аудиторской проверки:

  1. установление соответствия совершенных операций по кассе в иностранной валюте, по валютному и другим счетам в банках действующему законодательству Российской Федерации и подтверждение достоверности и полноты отражения этих операций в бухгалтерском учете предприятия;
  2. выражение мнения о правильности отражения в учете выручки от продажи экспортных товаров (работ, услуг), о достоверности формирования финансового результата от экспортных сделок;
  3. выражение мнения о правильности отражения в учете расходов по импорту товаров (работ, услуг), о достоверности формирования отчетности по импортным сделкам, подтверждение реальности исчисления финансовых результатов по импорту [14, с. 203].

Основными нормативными актами, регламентирующими внешнеэкономическую  деятельность в Российской Федерации являются:

  1. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (ред. от 06.12.2011).
  2. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (ред. от 06.12.2011).
  3. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) (ред. от 28.11.2011).
  4. Федеральный закон от 30.12.2008 № 308-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 24.12.2008) (ред. от 11.07.2011).
  5. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 19.11.2010) (ред. от 06.12.2011).
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 19.07.2011).
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.11.2011).
  8. Приказ Минфина России от 29.07.98 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (ред. от 26.03.2011).
  9. Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности» (ред. от 05.10.2011).
  10. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (ред. от 12.10.2011).

Правовое регулирование  внешнеторговых (импортно-экспортных) сделок осуществляется на основе норм международного права, национального законодательства каждой из сторон сделки, а также условий внешнеторгового договора купли-продажи, называемого контрактом, которые устанавливаются по договоренности и фиксируются в контракте. Правовое регулирование экспортно-импортных сделок не только создает базу для взаимоотношений сторон внешнеторгового контракта, как между собой, так и с государственными органами каждой из сторон, но также и влияет на особенности отражения операций в бухгалтерском учете. Нормативное регулирование также происходит на разных уровнях:

  1. Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.);
  2. ФЗ №164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 (ред. от 06.12.2011); ФЗ №173 «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 (ред. от 06.12.2011); ФЗ №129 «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 (ред. от 28.11.2011); ФЗ № 31 «О таможенном регулировании в Российской Федерации от 27.11.2010 (ред. от 06.12.2011); Налоговый Кодекс РФ.
  3. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;  ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» [15, с. 109].

Аудит ВЭД может  быть связан с планами руководства предприятия, связанными с укрупнением, реорганизацией или расширением внешнеторговой деятельности. Также причинами проведения аудиторской проверки внешнеторговой деятельности компании могут быть: высокие расходы на транспорт и логистику; высокие расходы на содержание службы ВЭД; завышенные затраты на таможенное оформление грузов; потребность в оценке деятельности сотрудников компании и их профессионализма; потребность в анализе экономических отношений с зарубежными партнерами, поставщиками, потребителями продукции.

Осуществляя проверку, аудитор должен выразить  мнение о соответствии формы внешнеторговых контрактов их содержанию; условий  внешнеторговых контрактов нормам международного права и законодательства РФ; операций по исполнению внешнеторговых сделок требованиям валютного и таможенного законодательства РФ.

Важным направлением аудиторской проверки является   контроль за соблюдением правил ведения  бухгалтерского учета. Аудитор должен выразить независимое мнение о достоверности  отражения внешнеэкономических операций во всех существенных аспектах. Для того, чтобы разработать план и программу аудиторской проверки, аудитор должен изучить и оценить систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля хозяйствующего субъекта. Изучение системы бухгалтерского учета внешнеэкономических операций необходимо также и для получения аудиторских доказательств.  Значительное место в проведении аудита внешнеторговых операций должно быть отведено аналитическим процедурам, с помощью которых определяется  эффективность этого вида деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Критерии оценки соответствия внешнеэкономических операций правовому, валютному и таможенному законодательству

 

Оценка соответствия внешнеэкономических операций правовому, валютному и таможенному законодательству является одним из элементов комплексной методики проведения аудиторской проверки внешнеэкономической деятельности организации, направленной на повышение качества аудита и способствующей формированию профессионального суждения аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и финансовой устойчивости экономического субъекта. Хозяйственные операции должны соответствовать законодательству Российской Федерации.

Правовое, таможенное и валютное регулирование внешнеэкономических  операций является неотъемлемой частью законодательства РФ, поэтому соответствие указанных операций этим видам законодательства также должно входить в задачи аудиторских проверок.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное  и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Если у организации выявляется, что данных не достаточно, то в бухгалтерскую отчетность организация должна включать соответствующие дополнительные показатели и пояснения [13, с. 201].

Финансовые санкции за нарушение правового, таможенного и валютного законодательства изменяют финансовое положение организации и даже могут привести к прекращению деятельности организации. Аудитор не проверяющий внешнеэкономические операции на их соответствие правовому, таможенному и валютному законодательству и подтверждающий при этом достоверность финансовой отчетности, несет повышенный аудиторский риск при формировании суждения о возможности применения к проверяемому экономическому субъекту допущения непрерывности деятельности.

Для проведения аудита внешнеэкономических операций на их соответствие валютному, таможенному  и правовому законодательству требуется  соответствующая информационная база. Основным документом содержащим все  сведения о заключенной сделке является внешнеторговый контракт. На стадии его заключения определяются вопросы его правового регулирования отношения сторон и ее условия. На стадии исполнения контракта несоблюдение правовых норм, допущенное при его заключении, может привести к финансовым последствиям. Правовое регулирование внешнеторговых сделок осуществляется на основе норм международного права, норма национального законодательства каждой из сторон сделки, а также условий договора купли-продажи, которые устанавливаются по договоренности в рамках действующего международного и национального права и фиксируются в контракте. Международные нормы во всех странах имеют приоритет перед национальными, этот принцип закреплен в Конституции РФ. Международные нормы содержатся в Венской Конвенции, где Россия является ее частью [14, с. 216].

Венская конвенция  регламентирует определенный круг вопросов, касающихся договора международной  купли-продажи.

В Конвенции  дается определение международного договора, где одна из сторон находится  на территории другого государства, однако договор между фирмами разной государственной принадлежности, находящимися на территории одного государства не является международным. Венская конвенция определяет обязательства сторон международного договора купли-продажи, где продавец обязан поставить товар, передать документы и право собственности на товар покупателю, а покупатель обязан уплатить цену за товар и принять его поставку. Конвенция регулирует права и обязанности сторон при исполнении контракта за неисполнение своих обязательств по договору, но она предоставляет право отказаться от ее применения по конкретным контрактам или отступить от отдельных ее положений. Это означает, что стороны свободны при определении условий контракта и фактически все статьи конвенции диспозитивны. Таким образом, Венская конвенция, представляющая собой свод унифицированных правил, обеспечивает одинаковое понимание сторонами их прав и обязанностей по договору, что необходимо при исполнении взаимных обязательств. Однако условия договора не должны противоречить другим нормам законодательства и не должны вступать в противоречие с нормами административно-правового регулирования стран - контрагентов (экспортно- импортного, таможенного и валютного). С другой стороны условия контракта должны защищать интересы участников сделки, в связи с этим перед ними стоит задача выработать условия, которые совмещали бы его интересы с требованиями национального законодательства и международных правовых норм.

Существуют  Рекомендации по минимальным требованиям  к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов, разработанные и утвержденные Министерством внешних экономических связей Российской Федерации. Рекомендации диктуют несколько обязательных разделов контракта:

− предмет контракта;

−   цена и сумма;

−   условия платежа;

−   сроки поставки;

−   условия приемки товара по качеству и количеству;

−  форс-мажорные обстоятельства;

−   рассмотрение споров;

−   санкции;

−   адреса покупателя и продавца;

− подписи сторон [15, с. 132].

Все условия  контракта делятся, на существенные и не существенные, стороны самостоятельно устанавливают, какие условия к каким отнести. На практике к существенным относят: предмет контракта, цена, качество, количество, базисные условия поставок, условия платежа, санкции, наименования и юридические адреса сторон. При не соблюдении одной из сторон существенных условия контракта, потерпевшая сторона может расторгнуть контракт в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытка. При нарушении не существенных условия контракта, стороны имеют право лишь применить штрафные санкции, если они предусмотрены контрактом.

Информация о работе Аудит внешнеэкономической деятельности