Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 11:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы было раскрыть понятие аудита внешнеторговой деятельности и его особенности. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- Раскрыть понятие аудита в целом и аудита внешнеторговой деятельности в частности.
- Определить основные особенности аудита внешнеторговой деятельности.
- Проанализировать литературные источники, посвященные данному вопросу.
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и значение аудита .………………………………………4
1.1 Понятие аудита и его основная цель……………………………………..4
1.2 Сущность и принципы аудита. ………………………………………….9
1.3 Основные виды аудита …………………………………………………..15
Глава 2. Характеристика аудита внешнеторговой деятельности ..……….18
Заключение …………………………………………………………………...33
Список использованных источников ……………………………………….35
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и значение аудита .………………………………………4
1.1 Понятие аудита и его основная цель……………………………………..4
1.2 Сущность и принципы аудита. ………………………………………….9
1.3 Основные виды аудита …………………………………………………..15
Глава 2. Характеристика аудита внешнеторговой
деятельности ..……….18
Заключение …………………………………………………………………...
Список использованных источников ……………………………………….35
Введение
Аудит внешнеторговой деятельности предприятия в целом становится востребованной услугой. Это связано с тем, что многие российские компании стали активными участниками внешней торговли. Однако не всем удается проводить внешнеторговые операции одинаково успешно, главным образом, из-за отсутствия опыта самостоятельной работы на внешнем рынке. Кроме того, сложное законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность организаций, не всегда однозначно трактует отдельные хозяйственные ситуации, что также негативно сказывается на результативности внешнеторговых операций. Поэтому у российских бухгалтеров возникают определенные трудности при отражении в учете данных хозяйственных операций. Аудит внешнеторговой деятельности обладает спецификой, позволяющей выделить его в отдельное направление. Каждая из перечисленных ниже особенностей в той или иной степени влияет на порядок отражения данной деятельности в бухгалтерском учете:
• большая продолжительность
осуществления операций по экспорту
и импорту товара во времени вследствие
значительного расстояния между
покупателем и продавцом
• необходимость пересечения товаром таможенной границы РФ;
• осуществление расчетов в иностранной валюте;
• сопряженность продвижения
товара от продавца к покупателю с
большими затратами, которые несут
оба участника
• наличие большого
числа мест возникновения
Программа аудита внешнеторговой деятельности предусматривает следующие процедуры:
• анализ документов (контрактов,
паспортов сделок, инвойсов, коносаментов,
международных товарно-
• проверку порядка формирования стоимости ТМЦ, оборудования и прочих активов, приобретенных в результате совершения импортных операций;
•проверку перехода права собственности при совершении внешнеэкономических операций (в соответствии с международным правом, экспортными или импортными контрактами);
• проверку существования, точности измерения и полноты отражения в учете сумм НДС, подлежащего уплате на таможне.
• проверку возмещения НДС при экспорте товаров
•аудит внешнеэкономических операций с участием посредника (комиссионера, агента и т. п.);
• проверку порядка отражения
задолженности перед
- Раскрыть понятие аудита
в целом и аудита
- Определить основные
особенности аудита
- Проанализировать литературные источники, посвященные данному вопросу.
Глава 1. Сущность и значение аудита
1.1. Понятие аудита и его основная цель.
Аудиторский контроль имеет давнюю историю. Первые аудиторы появились в середине XIX в. в Европе. Так, в Англии для акционерных компаний требование аудиторской проверки предусматривалось законом с 1844 г. Первая же профессиональная аудиторская организация — Эдинбургский институт аудиторов — была создана в январе 1853 г. в Эдинбурге, Шотландия. На этом раннем этапе развития аудита еще не существовало определенных методик проведения аудита и каких-то установленных требований к аудиторскому заключению. Позднее, в начале XIX в., и особенно после экономического кризиса 1930-х гг. аудит начал развиваться более активно, что вызвало необходимость стандартизации аудиторских приемов и формы аудиторского заключения. Первые официальные документы, касающиеся стандартизации аудита, начали публиковаться в бюллетенях исследований Американского института бухгалтеров, начиная с 1939 г. После второй мировой войны в условиях быстрого превращения аудита в неотъемлемый элемент финансового контроля общепринятые процедуры аудита были существенно дополнены. Совершенствование аудиторских правил продолжается и сейчас. Термин «аудит» в настоящее время получил повсеместное распространение, заменяя собой ранее существовавшие в некоторых странах (Франция, Германия) понятия «ревизии» и «контроля». Аудит — это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке информации, касающейся функционирования экономического субъекта, осуществляемый компетентным независимым лицом, которое исходя из установленных критериев выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. В большинстве стран лица, занимающиеся этим видом деятельности, именуются аудиторами.
В соответствии с Законом об аудиторской деятельности аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого уполномоченными органами государственной власти, в частности Счетной палатой РФ (ст. 1). Вместе с тем Закон об аудиторской деятельности не препятствует их сотрудничеству, а в ряде случаев подразумевает его. Прежде всего это выражается в четком определении перечня условий, когда осуществляется обязательный независимый аудит. Под данный перечень подпадают кредитные организации, государственные внебюджетные фонды, государственные унитарные предприятия.
В последние годы происходит подключение аудиторских организаций к проверке бухгалтерской отчетности государственных унитарных предприятий. При этом теоретически проверки достоверности бухгалтерской отчетности этих структур (и сопутствующие им услуги) могут быть реализованы как минимум в трех вариантах: с помощью аудиторских организаций, через ревизии и комбинированным способом (например, на базе ежегодного обязательного аудита с периодическими – допустим, раз в три года – ревизиями, существенно использующими результаты аудиторских проверок).
Большинство российских экономистов выделяют следующие различия при сопоставлении аудита и ревизии.
Таблица 1. Сопоставление аудита и ревизии
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сказано, что «в России звание аудитора было введено Петром I», а также что «по характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора». Была заимствована германская модель построения аудита. Однако в этот период времени не было внутренней потребности возникновения и развития аудита, а введенный директивно он не получил развития и постепенно терял свое первоначальное назначение.
В 1889 г. была сделана попытка создать институт аудиторов, но это было бы возможным при наличии подготовленных кадров и общественной потребности, а в России на этот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров. Кроме того, бухгалтеры боялись экзаменов. Также все требовали разрешения на членство в институте и лицензии на работу на основании или диплома учебного заведения, или стажа работы, кроме этого, к аудиторам выдвигались требования соблюдения нравственной этики. Попытки создать в России институт аудита предпринимались еще и в 1912, и 1928 гг., но все они оказались нереализованными.
Вопрос о необходимости аудита в современной России возник с начала рыночных преобразований. Первые аудиторские фирмы в России появились в 1987 г., зачастую формируясь с участием иностранного капитала. Многие из них действуют и до настоящего времени и входят в число крупнейших аудиторских фирм и объединений. Необходимость их появления была вызвана мощнейшим развитием внешнеторговых взаимоотношений. Для расширения торговли требовался капитал, а в условиях нестабильности денежной политики России и галлопирующей инфляции это было возможно лишь с привлечением иностранного капитала. Его привлечение требовало гарантий возврата, а следовательно, и независимой оценки деятельности предпринимательских структур. Для Российской Федерации предпосылкой возникновения аудита служит так же необходимость достоверной оценки имущества (прежде всего основных фондов) в условиях инфляции и приведение его стоимости в соответствие с рыночной. Обычный способ получения надежной информации – это проведение независимого аудита. Таким образом, необходимость в аудите стала объективной реальностью.
Первый проект закона об аудиторской деятельности был разработан в 1992 г., но в результате политического кризиса в нашей стране он не был принят. Указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2263 были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Это первый законодательный документ, регулирующий аудиторскую деятельность в России, он действовал на правах закона, но даже его название «Временные правила» подчеркивало, что это документ переходного периода, предполагалось, что данный документ будет иметь временный характер и просуществует недолго, однако на самом деле эти Правила существовали почти восемь лет без поправок и изменений. До этого, в период с 1987 по 1993 гг., аудит в России проходил этап становления без наличия законодательной базы.
Закон, регламентирующий деятельность аудиторских фирм, появился 7 августа 2001 г. («Об аудиторской деятельности»).
Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.
Первый этап (1987–1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 г. – создание первой аудиторской организации «Интераудит»), с другой – стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990–1993 гг.).
Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Закона об аудиторской деятельности – август 2001 г.) можно охарактеризовать как период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила и первые правила (стандарты) аудита в Российской Федерации, разработанные Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией (ЦАЛАК) Минфина России (было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также методика по проведению аудита, что и составило методологическую основу российского аудита), и ряд других документов.
В этот период началась активная
работа по аттестации аудиторов и
лицензированию аудиторской деятельности,
созданы аудиторские
Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Закона об аудиторской деятельности. Его принятие подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.
В настоящее время наиболее актуальными в аудите являются вопросы качества его проведения и связанные с этим проблемы соответствующей подготовки аудиторских кадров. Изменения закона «Об аудиторской деятельности» нацелены на принципиально новый для России механизм аттестации профессиональных аудиторов, их принятие ознаменует начало нового, четвертого этапа аудита в нашей стране.
1.2. Сущность и принципы аудита.
В давние времена в школах
учитель, объяснив урок, поручал старшему
ученику перед началом
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной
информации со стороны
2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
3) необходимость специальных
знаний для проверки
4) частое отсутствие у
пользователей информации
Все эти предпосылки привели
к возникновению общественной потребности
в услугах независимых
Бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине XIX века (в 1862 г. вышел закон об обязательном аудите), во Франции – в 1867г., в США – в 1937г.
До начала ХХ века независимый аудит в США строился по английской модели, предусматривающей детальные исследования данных баланса. Три четверти рабочего времени аудитора уходило на подсчеты и составление бухгалтерских книг. Первое официальное постановление об аудите в США было опубликовано в 1917г. и посвящено «аудиту балансов». Оно было подготовлено Американским институтом бухгалтеров-экспертов (в настоящее время - Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров – AICPA).