Аудиторская проверка операций по учету внеоборотных активов на ОАО «Ковчег»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование научно-обоснованных методик проведения аудита для организации и проведение аудита учета внеоборотных активов на ОАО «Ковчег», разработка рекомендаций по устранению выявленных отклонений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть экономическую сущность, классификацию и структуру внеоборотных активов;
Проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие аудит учета внеоборотных активов;
Исследовать организацию бухгалтерского и налогового учета внеоборотных активов на ОАО «Ковчег»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………......………………2
1. Теоретические основы аудита внеоборотных активов организации..............................................…………………………………………41.1. Экономическая сущность внеоборотных активов предприятия, их классификация и структура …………...............................................................4 1.2. Нормативное регулирование аудита учета внеоборотных активов организации...................................................................…………………………...8
1.3. Методика аудиторской проверки учета внеоборотных активов организации............................................................................................................10 2. Организация аудиторской проверки операций по учету внеоборотных активов в ОАО «Ковчег».................……………………………………..…12
2.1. Экономическая характеристика ОАО «Ковчег»……………..….....12
2.2. Планирование аудиторской проверки внеоборотных активов на ОАО «Ковчег»………………………………………….………………………………18
Глава 3. Аудиторская проверка операций по учету внеоборотных активов на ОАО «Ковчег»………………...…………………………....25
3.1. Аудит учета основных средств……………………...25
3.2. Аудит учета нематериальных активов.............................................27
3.3. Аудит учета капитального вложения во внеоборотные активы ….30
3.4. Выводы и рекомендации..................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИ……….……………………………………....32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….………

Файлы: 1 файл

аудитттттт.docx

— 176.51 Кб (Скачать файл)

Источниками финансирования долгосрочных инвестиций могут быть собственные средства организаций и привлеченные - долевое участие в строительстве, дополнительные взносы участников, долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратной основе.

К собственным средствам, являющимся источником финансирования долгосрочных инвестиций, относят прибыль, остающуюся в распоряжении организаций, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев, и др.

Основными задачами учета долгосрочных инвестиций являются:

- своевременное, полное и  достоверное отражение всех произведенных  расходов при строительстве объектов  по их видам и учитываемым  объектам;

- обеспечение контроля за ходом выполнения строительства, вводом в действие производственных мощностей и объектов основных средств;

- правильное определение  и отражение инвентарной стоимости  вводимых в действие и приобретенных  объектов основных средств, земельных  участков, объектов природопользования  и нематериальных активов;

- осуществление контроля за наличием и использованием источников финансирования долгосрочных инвестиций.

Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим затратам:

- в целом по строительству  и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в  него;

- по приобретенным отдельным  объектам основных средств, земельным  участкам, объектам природопользования  и нематериальным активам.

При строительстве объектов застройщик ведет учет затрат нарастающим итогом с начала строительства в разрезе отчетных периодов до ввода объектов в действие или полного производства соответствующих работ и затрат.

Наряду с учетом затрат по фактической стоимости застройщик независимо от способа производства строительных работ ведет учет производственных капитальных вложений по договорной стоимости.

При организации учета затрат по строительству объектов застройщику необходимо предусматривать получение информации о воспроизводственной и технологической структуре затрат, способе производства строительных работ, а также предназначении строящихся объектов и иных приобретений.

 

    1. Нормативное регулирование учета внеоборотных активов организации
  • Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

    В РФ существует четырёх уровневая система нормативно – правового регулирования.

    1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

    2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

    3 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

    4 уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации [19].

    Основным актом первого уровня является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2011). Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

    Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (в отечественном бухгалтерском учете - положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности.

    На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Министерство финансов РФ.

    Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Министерством финансов РФ и различными ведомствами.

    Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем.

    Основными нормативными документами по ведению бухгалтерского учета внеоборотных активов являются:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51 – ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.10.1994, действующая редакция от 05.05.2014; часть вторая от 26.01.1996 № 14 – ФЗ принят ГД ФС РФ 22.12.1995, действующая редакция от 28.12.2013;
    2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146 – ФЗ, принят ГД ФС РФ 16.07.1998, действующая редакция от 05.04.2013; часть вторая от 05.08.2000 № 117 – ФЗ, принят ГД ФС РФ 19.07.2000, действующая редакция от 05.04.2013. В нём установлены особые правила организации налогового учета;
    3. Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.11.2003 N 5252) [9];
    4. Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 N 2689) [10];
    5. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2008 N 10975) [8];
    6. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" [13];
    7. Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 04.12.2012) "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 N 18023) [12];
    8. Приказ Минфина РФ от 02.08.2001 N 60н (ред. от 27.11.2006) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01)"[12];
    9. Приказ Минфина РФ от 02.07.2002 N 66н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2002 N 3655)
    10. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (ред. от 10.12.2010) "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" [6];
    11. Приказ Минфина РФ от 20.07.1998 N 33н (ред. от 28.03.2000) "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств"[11];

    Законодательные акты, регламентирующие отношение интеллектуальной собственности и отнесение объектов прав и НМА:

    1. "Патентный закон Российской Федерации" от 23.09.1992 N 3517-1 (ред. от 02.02.2006);
    2. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) "Об авторском праве и смежных правах";
    3. Закон РФ от 23.09.1992 N 3523-1 (ред. от 02.02.2006) "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных";
    4. Закон РФ от 23.09.1992 N 3526-1 (ред. от 02.02.2006) "О правовой охране топологий интегральных микросхем";
    5. Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 (ред. от 11.12.2002, с изм. от 24.12.2002) "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"[18].

     

      1. Методика аудиторской проверки учета внеоборотных активов организации

     

    1. Методика Савина А.А.

    Аудиторская проверка учета основных средств и нематериальных активов осуществляется на базе следующих основных нормативных документов:

          1. Гражданский кодекс РФ, ч. 1, 2, 3 и 4.
          2. Налоговый кодекс РФ, ч. 1 и 2.
          3. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ  "О бухгалтерском учете" (ред. от 02.11.2013).
          4. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово ­ хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» от 31 октября 2000 г. № 94н.
          5. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету  “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008)» от 6 октября 2008 г. № 106н.
          6. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
          7. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» (утв. Приказом МФ РФ от 6 октября 2008 г. № 106н).
          8. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утв. Приказом МФ РФ от 28 июня 2010 г. № 63н).
          9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда»  (ПБУ 2/2008), утв. Приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н.
          10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.
          11. Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н (ред. от 24.12.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2008 N 10975).
          12. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.
          13. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н.
          14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н. [24]
          15. Приказ Минэкономразвития России и Росстата от 14 августа 2008 г. № 189 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за основными фондами и строительством на 2009 год».
          16. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013­94, утв. Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359.

    Основными источниками информации, необходимыми для аудиторской проверки, служат:

    • акт о приеме ­ передаче объекта (кроме зданий, сооружений);
    • акт о приеме ­ передаче здания (сооружения);
    • акт о приеме ­ передаче групп объектов (кроме зданий, сооружений);
    • накладная на внутреннее перемещение объектов;
    • акт о приеме - сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств;
    • акт о списании объекта основных средств и нематериальных активов (кроме автотранспортных средств);
    • акт о списании автотранспортных средств;
    • акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств);
    • инвентарная карточка учета объекта основных средств и нематериальных активов;
    • инвентарная карточка группового учета объектов основных средств;
    • инвентарная книга учета объектов основных средств и нематериальных активов;
    • акт о приеме (поступлении) оборудования;
    • акт о приеме ­ передаче оборудования в монтаж;
    • акт о выявленных дефектах оборудования;
    • Главная книга;
    • Бухгалтерский баланс;
    • отчет о финансовых результатах; [24]
    • отчет об изменениях капитала;
    • приложение к бухгалтерскому балансу;
    • пояснения и другие документы, справки, расчеты и т.д.

    Процедуры аудита учета основных средств:

    1) Проверка учета наличия и сохранности основных средств и нематериальных активов.

    Аудитору необходимо проверить: 1. создана ли на предприятии комиссия по приемке и оформлению результатов основных средств и и нематериальных активов; 2. оформлены ли договоры купли ­ продажи основных средств и нематериальных активов; 3. оформлены ли протоколы договорной цены; 4. правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приема ­ передачи; 5. правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объектов [24].

    2) Проверка учета движения основных средств и нематериальных активов.

    Пути поступления основных средств и нематериальных активов на предприятие: 1. приобретение за плату у поставщиков; 2. безвозмездное поступление; 3. учредительские взносы в уставный капитал; 4. выкуп арендованных основных средств; 5. возврат имущества по договору о совместной деятельности [24].

    Причины выбытия основных средств и нематериальных активов на предприятии: ликвидация объекта в силу ветхости и износа, а также в силу форс ­ мажорных обстоятельств; ликвидация в связи с переоборудованием, модернизацией; передача основных средств и нематериальных активов другим организациям.

    Необходимо проверять правильность оценки основных средств и нематериальных активов, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать: неточное исчисление амортизации; искажение сумм исчисляемых налогов; неправильное отражение основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    3. Проверка учета расчетов по начислению амортизации.

     В ходе аудита необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации, начисляется ли она с учетом движения основных средств, правильно ли применяются нормы амортизации [12].

    В настоящее время в бухгалтерском учете могут применяться следующие варианты начисления амортизации:

    1) линейный способ; 2) способ уменьшаемого остатка; 3) способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; 4) способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

    Проводя проверку начисления амортизации, аудитор должен обратить особое внимание на начисление амортизации основных средств и нематериальных активов, не относящихся к промышленно ­ производственным (например, объекты культуры), установить, не включается ли она в себестоимость продукции. Делается это с целью снижения затрат по содержанию непромышленных объектов, и такие случаи при проверках выявляются [17].

    Важно проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам и нематериальных активов, уже имеющим полный износ; не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств и нематериальных активов, в документах которых не указаны шифры.

    Типичные ошибки:

    • в учетной политике предприятия указано, что аналитический учет основных средств должен вестись в инвентарных карточках. Однако на предприятии этого не делают, считая ведение таких карточек излишним, ссылаясь на имеющиеся в бухгалтерии копии инвентарных списков, а на тех предприятиях, где названные карточки все ­ таки ведут, не всегда соблюдают требование полноты занесения реквизитов;

    Информация о работе Аудиторская проверка операций по учету внеоборотных активов на ОАО «Ковчег»