Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:34, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы обобщить, систематизировать накопленный исследователями опыт в области изучения правового регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь на современном этапе, выявить своё отношение к исследуемой тематике.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
- обосновать понятие и сущность аудита, а также рассмотреть организацию аудита и его субъекты;
- рассмотреть и проанализировать предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Республике Беларусь, а также аудит и аудиторские услуги в стране, в том числе рассмотреть основные особенности государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь и эффективность аудиторского контроля в Беларуси;
- обозначить и обосновать основные предложения по совершенствованию аудиторского контроля в Республике Беларусь.
При должной организации внутренний аудит способствует повышению ответственности должностных и материально ответственных лиц предприятия за качественное выполнение ими своих обязанностей, предотвращению негативных явлений при осуществлении финансовых операций и хозяйственных процессов. Наряду с этим результаты внутреннего аудита в определенной мере являются информационной базой для внешнего аудита.
Внешний аудит – это проверка бухгалтерской отчетности и других документов аудируемых лиц, осуществляемая независимыми аудиторами или аудиторскими организациями на основании договоров гражданско-правового характера по оказанию аудиторских услуг. Внешний аудит должен проводиться в соответствии с нормами Закона № 326-3 и правилами аудиторской деятельности, разрабатываемыми и утверждаемыми Министерством финансов Республики Беларусь. Отличительной чертой внешнего аудита является то, что в его профессиональную деятельность при проведении проверок не имеют права вмешиваться органы государственного управления, а также предприятия-заказчики аудита и иные лица. Вместе с тем действующим законодательством, определяющим порядок осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь, предусмотрено, что в целях обеспечения независимости внешних аудиторов и аудиторских организаций они не могут проводить проверку в отношении субъектов предпринимательской деятельности, где являются учредителями, руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, а также оказывающими данным субъектам услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского учета – за период восстановления, ведения бухгалтерского учета.
В зависимости от отраслевой направленности внешний аудит подразделяют на общий, страховой и аудит банков. Общий аудит проводится у субъектов предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, за исключением банков и страховых организаций. Банковский аудит проводится соответственно в учреждениях банка, а страховой – в страховых и перестраховочных организациях.
Общий аудит проводят аудиторы – индивидуальные предприниматели и аудиторские организации на основании лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством. Банковский аудит проводят аудиторы, которые дополнительно должны иметь квалификационное свидетельство, выданное Национальным банком Республики Беларусь, а аудиторские организация – соответствующую лицензию на осуществление аудиторской деятельности, при этом в штате аудиторской организации должно быть не менее трех аудиторов, в том числе и руководитель организации, дополнительно имеющих такое квалификационное свидетельство [9, с. 76].
По периодичности проведения выделяют первоначальный и последующий аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской организацией впервые для начального субъекта предпринимательской деятельности. Это значительно увеличивает риск, трудоемкость проверки, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности субъекта, системе его внутреннего контроля и т.д.
Последующий аудит осуществляется
аудитором или аудиторской
По обязательности проведения различают аудит обязательный и инициативный.
Инициативный аудит – это аудит, который проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности, в том числе и индивидуального предпринимателя, или по требованию его учредителей (акционеров, участников, собственников имущества). Отличительной чертой этого вида аудита является то, что затраты, связанные с его проведением, относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении субъекта хозяйствования, инициировавшего аудиторскую проверку. Характер и масштабы такой проверки определяются условиями договора, заключенного с инициатором ее проведения.
Обязательный аудит - внешний аудит
организации или индивидуальног
Организации, подпадающие по определенным критериям под обязательный аудит и уклоняющиеся от него, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Непредставление заинтересованным лицам аудиторского заключения по результатам проведенного обязательного аудита с точки зрения ответственности приравнивается к уклонению от проверки. Следует учитывать, что отечественным законодательством предусматривается ряд случаев, при которых организации частично либо полностью освобождаются от проведения обязательного аудита. Например:
- согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.05.2000 № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» (в редакции от 28.12.2007 № 682) юридические лица с долей государственной собственности, в которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от обязательных ежегодных аудиторских проверок [4, с. 97];
- в соответствии с пунктом 1.2 Указа № 67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» в случае проведения контролирующими органами налоговых проверок или проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей эти организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязательного аудита в части, проверенной данными органами;
- в соответствии с пунктом 1.1 Указа № 67 обязательный аудит колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.
Следует отметить, что по мере внедрения рыночных отношений в национальную экономику, усиления конкуренции и углубления экономических связей субъекты предпринимательской деятельности будут больше заинтересованы в проведении у них как обязательной, так и инициативной аудиторской проверки.
По виду оказываемых аудиторами услуг (видам экономической деятельности) выделяют аудит и сопутствующие аудиту услуги. В настоящее время аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь, в соответствии с условиями статьи 2 Закона № 164-3 могут проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги, представленные в таблице 1.1 [9, с. 78].
Таблица 1.1 – Аудит и сопутствующие аудиту услуги
Аудит |
Сопутствующие аудиту услуги |
Достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Правильности отражения операци Целевого использования кредитов и инвестиций Финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта) Финансового состояния эмитента ценных бумаг Иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных законодательством |
Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности Определение состава и оценка стоимости предприятия при заключении договора продажи предприятия либо совершении иных сделок, связанных с установлением, изменением или прекращением вещных прав, а также по оценке стоимости иного имущества Оценка предприятий как имущественных комплексов Документальное подтверждение факта формирования уставного фонда, а в случаях, определенных законодательством, по подтверждению в установленном порядке происхождения денежных средств учредителей (участников) страховой (перестраховочной) организации при формировании ее уставного фонда Постановка, восстановление, ведение бухгалтерского учета Составление деклараций о доходах и имуществе Анализ финансовой и хозяйственной деятельности Консультирование по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения Управленческое Информационное обслуживание организаций и (или) индивидуальных предпринимателей Автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий Оценка предпринимательских рисков Разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов Проведение маркетинговых исследований Обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью, в порядке, установленном законодательством |
В настоящее время классификация аудита приобрела особую актуальность в связи с необходимостью применения в аудиторской практике разнообразных видов аудита. И в Республике Беларусь много аудиторских фирм, которые предоставляют не только аудит, но и сопутствующие аудиту услуги.
Таким образом, можно отметить, что аудит и аудиторская деятельность способствует укреплению законности, правопорядка, государственной, договорной и исполнительской дисциплины. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
1.2 Организация аудита и его субъекты
Аудиторская деятельность в Республике Беларусь в современных условиях осуществляется на основании Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», принятого Верховным Советом Республике Беларусь 8 ноября 1994 г. (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Республике Беларусь от 22 декабря 2011 г.), а также в соответствии с национальными стандартами аудита, разрабатываемыми Министерством финансов Республики Беларусь в форме правил аудиторской деятельности. Субъектами аудиторской деятельности в республике являются аудиторы и аудиторские организации. В соответствии с действующим законодательством аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое или юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора, выдаваемый Министерством финансов Республики Беларусь, В то же время, чтобы осуществлять внешний аудит банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, дополнительно необходимо наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданной Национальным банком Республики Беларусь, а для проведения внешнего аудита страховых (перестраховочных) организаций - дополнительно лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании, выданной Министерством финансов Республики Беларусь. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе выдача, приостановление и аннулирование лицензии на осуществление аудиторской деятельности, осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании. Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве сотрудника аудиторской организации (состоящего в ее штате или привлекаемого к проведению аудита на основании договоров гражданско-правового характера), а также в качестве аудитора - индивидуального предпринимателя. В последнем случае, наряду с общими требованиями, предъявляемыми к этой категории субъектов предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством, аудитор, кроме квалификационного аттестата, должен получить в Министерстве финансов Республики Беларусь лицензию на осуществление аудиторской деятельности.
Аудиторская деятельность может осуществляться и аудиторскими организациями. Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. В соответствии с действующим законодательством, регулирующим вопросы аудита в Республике Беларусь, штат аудиторской фирмы должен состоять не менее чем из трех аудиторов. Кроме того, не менее 50 % кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане республики, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской фирмы является иностранный гражданин, - не менее 75 %. Руководителем аудиторской фирмы может быть любое физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора [3, с. 161].
Основными функциями аудиторских организаций являются:
- экспертиза финансово-
- контрольно-ревизионная
- контроль достоверности
Для подтверждения достоверности показателей баланса и финансовой отчетности аудиторы в обязательном порядке должны проанализировать состояние и достоверность бухгалтерского учета заказчика завесь ревизуемый период. При этом аудиторская организация должна определить уровень организации бухгалтерского учета и соответствие его установленным положениям, проверить правильность бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность и ее результаты, достоверность исчисления себестоимости продукции, работ и услуг, расчета прибыли и ее распределения. В обязательном порядке производится проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильность расчетных операций в иностранной валюте, результатов покупки и продажи валюты;
- прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которое обеспечивается аудиторской фирмой по договору с заказчиком в случаях необходимости проведения глубокого исследования состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценки перспектив его развития и конечных результатов, разработки мероприятий по ликвидации убыточности и повышению эффективности производства [2, с. 90].
Аудиторские организации также оказывают содействие хозяйственным организациям при создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами. Они принимают участие в обсуждении кандидатур возможных партнеров, сборе имеющейся информации об их деятельности, консультируют по правовым и организационно-экономическим аспектам создания совместного предприятия;