Аудиторский контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы обобщить, систематизировать накопленный исследователями опыт в области изучения правового регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь на современном этапе, выявить своё отношение к исследуемой тематике.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
- обосновать понятие и сущность аудита, а также рассмотреть организацию аудита и его субъекты;
- рассмотреть и проанализировать предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Республике Беларусь, а также аудит и аудиторские услуги в стране, в том числе рассмотреть основные особенности государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь и эффективность аудиторского контроля в Беларуси;
- обозначить и обосновать основные предложения по совершенствованию аудиторского контроля в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсач мой.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

Заказчик обязан:

а) создавать  исполнителю условия для своевременного и качественного проведения аудита, представлять ему все необходимые документы;

б) давать по запросам исполнителя разъяснения в устной и (или) письменной форме;

в) своевременно устранять выявленные исполнителем нарушения законодательства, порядка ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

г) своевременно оплачивать услуги исполнителя в  соответствии с договором, в том числе в случае, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией заказчика, а также в случае неполного выполнения исполнителем работы по независящим от него причинам;

д) исполнять  в соответствии с законодательством  иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором.

е) исключить давление на аудиторскую организацию в  любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Заказчик вправе:

- получать от  исполнителя информацию об актах  законодательства, на которых основываются их замечания и выводы;

- отказаться  от услуг, оказываемых исполнителем, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств либо потребовать замены аудитора;

- сообщать о  допущенных исполнителем нарушениях  законодательства об аудиторской  деятельности в Министерство  финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и иные уполномоченные государственные органы;

- осуществлять  иные права, не противоречащие  законодательству и вытекающие из существа правоотношений, определенных договором.

Заказчик также вправе проверять ход и качество работы, выполняемой исполнителем, не вмешиваясь в его деятельность.

Если исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора оказания услуги или выполняет  работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Если во время выполнения работы станет очевидным, что она  не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от услуг исполнителя либо поручить работу другому лицу за счет исполнителя, а также потребовать возмещения убытков.

Исполнитель имеет право:

- самостоятельно  определять формы и методы  проведения аудита;

- проверять  у заказчика все бухгалтерские  регистры, счета и другую документацию о финансовой и хозяйственной деятельности, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, иного имущества и их соответствие данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- получать в  соответствии с законодательством  по письменному запросу в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, налоговых и иных органах соответствующие сведения о финансовой и хозяйственной деятельности заказчика, необходимые для выполнения договора;

- привлекать  на договорной основе в соответствии  с законодательством для проверки  отдельных вопросов, требующих специальных знаний, лиц, имеющих соответствующую специальность, в случае, если в штатном расписании исполнителя отсутствуют специалисты такого профиля;

- получать у  должностных лиц заказчика разъяснения  в устной и (или) письменной  форме по вопросам, возникшим  в ходе оказания аудиторских услуг;

- отказаться  от проведения аудита или выражения  в аудиторском заключении своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях непредставления заказчиком документов, необходимых для проведения аудита, и (или) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству;

Исполнитель обязан:

а) выполнять  требования законодательства при осуществлении  аудиторской деятельности и (или) оказании сопутствующих аудиту услуг;

б) качественно  проводить аудит и (или) оказывать  сопутствующие аудиту услуги;

в) сообщать заказчику  о невозможности своего участия в проведении аудита при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством;

г) обеспечивать сохранность полученных документов;

За сохранность документации, если иное не предусмотрено договором, ответственность возлагается на сторону, предоставившую ее для проверки. Разумеется, если документация клиента изымается у него и проверка производится в служебных помещениях аудиторской фирмы, ответственность за сохранность документации должна взять на себя аудиторская фирма. Риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной аудитором работы до ее приемки заказчиком несет исполнитель - аудитор (аудиторская фирма). В то же время аудитор в соответствии с Правилами аудиторской деятельности обязан обеспечить сохранность документов, получаемых и составляемых им в ходе проверки.

д) сообщать учредителям (участникам, собственникам имущества) заказчика в ходе проведения аудита в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства, в результате которого причинены либо могут быть причинены в крупном или особо крупном размере убытки (вред) физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству;

е) передать аудиторское  заключение в срок, установленный  договором;

ж) соблюдать  конфиденциальность полученной информации и коммерческой тайны.

Аудиторы и аудиторские  фирмы обязаны обеспечить сохранность  документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта.

За нарушение этой обязанности орган, выдавший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью, может аннулировать ее. Этические нормы аудиторской деятельности предусматривают полное безусловное соблюдение конфиденциальности всей информации (а не только той, которая содержит сведения о новых решениях и технических знаниях), ставшей известной аудитору в процессе осуществления проверки.

Важным моментом при  заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Необходимо стремиться к тому, чтобы не занизить и не завысить стоимость услуг.

В разделе договора о стоимости оказываемых аудиторских  услуг указываются:

  1. стоимость аудиторских услуг и порядок ее определения;
  2. порядок и сроки оплаты аудиторских услуг.

При заключении договора важно согласовать в нём порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе оказания аудиторских услуг, таких, как расходы на проживание и питание и т.п.

В разделе договора об ответственности сторон и порядке  разрешения споров предусматриваются:

- виды и меры ответственности в соответствии с законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

- обстоятельства, исключающие  ответственность за неисполнение  или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

- порядок разрешения  возникших споров и разногласий путем переговоров между сторонами договора либо в судебном порядке.

Договор на оказание аудиторских  услуг может быть расторгнут как  заказчиком (проверяемым предприятием), так и исполнителем (аудиторской фирмой) в одностороннем порядке.

Условиями одностороннего расторжения договора являются: со стороны заказчика – оплата исполнителю  фактически понесенных им расходов; со стороны исполнителя – лишь при полном возмещении заказчику убытков.

Отказаться от услуг  аудиторской фирмы в одностороннем порядке предприятие может только до наступления срока исполнения обязательств по договору.

Если проверяемое предприятие  отказалось исполнять договор, оно  должно оплатить аудиторской фирме фактически понесенные расходы. Если же от исполнения договора отказывается аудитор, он обязан полностью возместить убытки предприятию, включая реальный ущерб и упущенную выгоду.

Конечно сумма, выставляемая к возмещению аудиторской фирме  заказчиком в случае его отказа от обязательств по договору, существенно отличается от суммы, которую нужно уплатить аудиторской фирме при невозможности исполнить договор по вине предприятия. В последнем случае услуги аудитора оплачиваются в полном объеме, включая упущенную выгоду. О невозможности проведения аудиторской проверки по вине предприятия можно говорить лишь при наличии следующих обстоятельств:

- вины заказчика;

- наступления срока  исполнения договора или когда  невозможность исполнения договора стала очевидной до наступления этого срока.

В договоре указываются  начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Договор должен быть подписан сторонами и скреплен печатями (при  их наличии).

Исполнитель обязан вести регистрацию заключенных договоров в книге регистрации заключенных договоров оказания аудиторских услуг. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью (при ее наличии) и подписана руководителем исполнителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА  И ПОРЯДОК ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

С целью ускорения работы над  Международными стандартами аудита Совет Международной федерации  бухгалтеров выделяет ресурсы, которые  направляются на финансирование работ Комитета по международной аудиторской практике, который разрабатывает аудиторские стандарты, рекомендуемые к применению при разработке в странах национальных стандартов. Так как международные стандарты не учитывают нормативно-правовую базу конкретных стран, то эти страны создают свои правила (стандарты) аудита. В Министерстве финансов Республики Беларусь, например, разработаны национальные стандарты аудита под наименованием «Правила аудиторской деятельности», которые подразделяются на республиканские, внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций и аудиторов, а также на правила аудиторской организации или аудитора - предпринимателя. Республиканские правила аудиторской деятельности являются документами, конкретизирующими и разъясняющими нормы, установленные Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» и являются обязательными при проведении аудиторских проверок, заканчивающихся подготовкой аудиторских заключений [6, с. 8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Рассмотренные в данной курсовой работе особенности и пути развития аудиторского контроля Республики Беларусь в соответствии с поставленными целями и задачами исследования позволяют сделать следующие выводы.

Формирование рыночных отношений повышает потребность в достоверной учётной и отчётной информации о деятельности предприятий.

Особая роль в повышении эффективности  производства, рациональном и экономном  использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит аудиту. Аудит способствует повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования.

По мере развития финансового рынка  в Республике Беларусь и его интеграции в общемировую сферу финансовых услуг, все больше будет возрастать роль аудита независимой экспертизы и анализа финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.

Аудит и аудиторская деятельность способствует укреплению законности, правопорядка, государственной, договорной и исполнительской дисциплины. Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения. В Беларуси аудит выступает как специфическая форма финансового контроля, осуществляемая в виде независимой проверки с учетом мнения аудитора о финансовой отчетности предприятия.

Аудиторский контроль - один из главных элементов рыночной экономики. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции. Кроме того, эффективная организация контроля способствует решению многих государственных вопросов. Поэтому необходимо, чтобы аудит был адаптирован к новым общественным отношениям, соответствовал мировому опыту, а принципы его построения были действенными и адекватными изменяющимся экономическим условиям.

За последние пять лет в Республике Беларусь сформирована законодательная база, регулирующая аудиторскую деятельность, которая отвечает сложившимся экономическим условиям и должна обеспечивать ее профессиональное функционирование.

Можно сказать, что развитие аудита в Республике Беларусь не имеет большого опыта (фактически аудит стал развиваться  с 1994 г.), однако не смотря на это, мы видим реальный эффект от аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Наблюдается рост аудиторских организации и индивидуальных предпринимателей, количества организаций, нуждающихся в аудиторских услугах. Аудиторскими организациями выявляется существенные нарушения налогового законодательства. В связи с этим можно говорить о положительной роли аудита в государстве и о том, что аудиторская деятельность должна постоянно развиваться и совершенствоваться.

Информация о работе Аудиторский контроль