Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:34, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы обобщить, систематизировать накопленный исследователями опыт в области изучения правового регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь на современном этапе, выявить своё отношение к исследуемой тематике.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
- обосновать понятие и сущность аудита, а также рассмотреть организацию аудита и его субъекты;
- рассмотреть и проанализировать предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Республике Беларусь, а также аудит и аудиторские услуги в стране, в том числе рассмотреть основные особенности государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь и эффективность аудиторского контроля в Беларуси;
- обозначить и обосновать основные предложения по совершенствованию аудиторского контроля в Республике Беларусь.
Порядок проведения аттестации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2002 г. № 650 «Об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями, в частности внесенных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2003 г. № 473, от 20.10.2003 г. № 1389 и от 29.12.2006 №1745 др.) [10, с. 7].
Квалификационные аттестаты
Второй квалификационный экзамен проводится по следующим разделам программы:
- порядок осуществления аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности;
- методика проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг;
- основы правового регулирования имущественных и трудовых отношений;
- разгосударствление и приватизация государственного имущества;
- ценообразование в Республике Беларусь.
Собеседование с руководителями юридических лиц, претендующих на получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности, проводится по вопросам организации деятельности аудиторской организации, характеризующим возможность осуществлять аудиторскую деятельность с соблюдением требований, предъявляемых к аудиторским организациям, а также по вопросам Программы.
Основные принципы организации
тестирования аудиторов - кандидатов на
получение свидетельства о
До выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь, центральная аттестационная комиссия Национального банка осуществляет оценку соответствия аудитора - индивидуального предпринимателя, аудиторов, включая руководителя, аудиторской организации квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам, осуществляющим аудиторскую деятельность в банковской системе.
Оценка квалификационных требований, предъявляемых к кандидатам, и полноты представленных документов осуществляется специалистами управления кадровой политики Национального банка Республики Беларусь. Рассмотрение документов и тестирование кандидата с помощью компьютерной программы проводится в течение трех недель с момента поступления документов. База данных компьютерной программы для тестирования содержит вопросы по:
- законодательству, регулирующему проведение банковских операций;
- бухгалтерскому учету и отчетности в банках;
- оценке качества управления банком, в том числе состоянию внутреннего контроля;
- оценке финансового состояния банка и рисков при осуществлении банковских операций.
По результатам оценки соответствия, с учетом рассмотрения представленных документов, центральная аттестационная комиссия Национального банка принимает решение о выдаче аудиторам свидетельства о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе сроком на 5 лет. По истечении срока действия свидетельства аудитор считается не соответствующим квалификационным требованиям.
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности в страховании выдается аудиторам, сдавшим Квалификационной комиссии экзамен по программе, утверждаемой Министерством финансов Республики Беларусь, а аудиторским организациям - после прохождения собеседования по вопросам этой программы руководителем данной организации.
На основании результатов
Аудиторская деятельность регулируется также международными договорами за исключением случаев, когда из них следует, что для применения норм договора требуется издание внутригосударственного нормативно-правового акта. Эти нормы имеют силу того нормативно-правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора [23, с. 89].
В настоящее время внесены изменения в порядок государственного регулирования аудиторской деятельности. Так, Указом Президента Республики Беларусь № 67 от 12.02.2004 г. (в редакции от 28.12.2007 №682) «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» отменено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1862 от 30.11.1999 г. (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь № 651 от 04.05.2001 г.). В соответствии с указом, установлены критерии для проведения обязательного аудита субъектов предпринимательской деятельности, определена ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за уклонение от проведения обязательного аудита и т.п.
Следовательно, за последние пять лет в Республике Беларусь сформирована законодательная база, регулирующая аудиторскую деятельность, которая отвечает сложившимся экономическим условиям и должна обеспечивать ее профессиональное функционирование.
Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что аудиторский контроль - один из главных элементов рыночной экономики. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции. Кроме того, эффективная организация контроля способствует решению многих государственных вопросов. Поэтому необходимо, чтобы аудит был адаптирован к новым общественным отношениям, соответствовал мировому опыту, а принципы его построения были действенными и адекватными изменяющимся экономическим условиям.
2 ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
Проведение аудиторской
- проведение аудита;
- проведение сопутствующих
Постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь утверждены правила аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг». В соответствии с этими правилами подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью заказчика и принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг.
Договор может носить разовый (однократное оказание аудиторских услуг) или долгосрочный (неоднократное оказание аудиторских услуг в течение определенного периода времени) характер. Законодательством не оговаривается максимальное количество аудиторских проверок, которые может проводить аудитор на одном предприятии.
Договору может предшествовать письмо-обязательство исполнителя о согласии на проведение аудита, которое направляется заказчику с целью подтверждения правильности понимания им условий предстоящего договора.
Договор заключается в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Республики Беларусь
Договор считается заключенным, если между сторонами в простой письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора
Правилами аудиторской деятельности «О порядке заключения договоров оказания аудиторских услуг» (Главой 3) определяются существенные условия, которые должны быть включены в договор между аудитором и клиентом:
1) предмет договора;
2) сроки выполнения аудиторских услуг;
3) стоимость оказываемых
4) права и обязанности сторон;
5) ответственность сторон за неисполнение обязательств и иные условия.
В разделе договора о предмете устанавливается сфера аудиторских услуг и их объем. Виды услуг, которые могут выполнять по договору аудиторы и аудиторские фирмы, закреплены законодательством в соответствии с перечисленными в статье 2 Закона Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. «Об аудиторской деятельности». Предметом договора на оказание аудиторских услуг является:
а) при проведении аудиторской проверки — работа по подготовке аудиторского заключения о достоверности 6yхгалтерской отчетности экономического субъекта за определенный договором период;
б) при оказании сопутствующих аудиту услуг — работа по выполнению определенных договором видов услуг, сопутствующих аудиту. Это могут быть: обучение; услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Республики Беларусь.
Оговаривая предмет договора и обязанности сторон, следует максимально взвесить весь перечень услуг, выполнение которых является целью договора.
Правила аудиторской деятельности предъявляют особые требования к аудиторам (аудиторским фирмам) как стороне в договоре на проведение аудиторской проверки, поскольку аудиторский контроль должен осуществляться лицами, не имеющими имущественную или иную заинтересованность в оценке достоверности финансовой отчетности другой стороны по договору. Аудиторская проверка не может проводиться, если аудитор является учредителем, собственником или акционером проверяемого экономического субъекта, а также состоит с его руководителями и должностными лицами, несущими ответственность за составление бухгалтерской отчетности, в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов).
Аудиторские фирмы не могут быть сторонами в договоре, если аудиторская проверка проводится в отношении экономических субъектов, являющихся учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками этих аудиторских фирм, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами. Аудиторские фирмы не могут быть стороной в договоре на проведение проверки также и в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм.
Права и обязанности сторон выражаются в условиях договора, в его содержании.
Для того чтобы считать договор на проведение аудиторской проверки заключенным, сторонам необходимо достигнуть соглашения по всем его существенным условиям.
Обязательным и существенным условием договора на проведение аудиторской проверки является также сам порядок ее осуществления.