Аудиторский контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы обобщить, систематизировать накопленный исследователями опыт в области изучения правового регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь на современном этапе, выявить своё отношение к исследуемой тематике.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
- обосновать понятие и сущность аудита, а также рассмотреть организацию аудита и его субъекты;
- рассмотреть и проанализировать предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Республике Беларусь, а также аудит и аудиторские услуги в стране, в том числе рассмотреть основные особенности государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь и эффективность аудиторского контроля в Беларуси;
- обозначить и обосновать основные предложения по совершенствованию аудиторского контроля в Республике Беларусь.

Файлы: 1 файл

курсач мой.doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

Порядок проведения аттестации физических лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.05.2002 г. № 650 «Об аттестации на право осуществления аудиторской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями, в частности внесенных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2003 г. № 473, от 20.10.2003 г. № 1389 и от 29.12.2006 №1745 др.) [10, с. 7].

 

Квалификационные аттестаты аудиторов  выдаются Министерством финансов Республики Беларусь физическим лицам после сдачи ими экзаменов в Квалификационной комиссии по аудиторской деятельности, юридическим лицам — после проведения с ними собеседования в вышеуказанной комиссии, согласно спискам, сформированным управлением аудита Министерства финансов. Квалификационная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 60 от 28 мая 2001 года (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 01.12.2010 г. № 146). Основной задачей комиссии является определение уровня профессиональной подготовки лиц, желающих осуществлять аудиторскую деятельность. Уровень профессиональной подготовки определяется путем сдачи экзаменов, которые проводятся в соответствии с Положением о порядке проведения квалификационных экзаменов и собеседования для получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Квалификационные экзамены, для получения квалификационного аттестата аудитора, проводятся по экзаменационным билетам, подготовленным управлением аудита Министерства финансов и утвержденным председателем комиссии. Квалификационные экзамены проводятся в течение двух дней. Первый квалификационный экзамен проводится по следующим разделам программы:

  • бухгалтерский учет и отчетность;
  • анализ хозяйственной деятельности;
  • внешнеэкономическая деятельность и валютные операции;
  • ценные бумаги и рынок ценных бумаг;
  • налоги, другие обязательные платежи и иные поступления;
  • государственные целевые бюджетные фонды [7, с. 84].

Второй квалификационный экзамен  проводится по следующим разделам программы:

- порядок осуществления аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности;

- методика проведения аудиторских проверок, оказания аудиторских услуг;

- основы правового регулирования имущественных и трудовых отношений;

- разгосударствление и приватизация государственного имущества;

- ценообразование в Республике Беларусь.

Собеседование с руководителями юридических  лиц, претендующих на получение лицензии на осуществление аудиторской деятельности, проводится по вопросам организации деятельности аудиторской организации, характеризующим возможность осуществлять аудиторскую деятельность с соблюдением требований, предъявляемых к аудиторским организациям, а также по вопросам Программы.

Основные принципы организации  тестирования аудиторов - кандидатов на получение свидетельства о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе на предмет знания законодательства Республики Беларусь, регулирующего банковскую деятельность определены Инструкцией по проведению тестирования кандидатов на получение свидетельства о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 10.10.2003 г. № 175 (с последующими изменениями и дополнениями) [23, с. 88].

До выдачи лицензии на осуществление  аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь, центральная аттестационная комиссия Национального банка осуществляет оценку соответствия аудитора - индивидуального предпринимателя, аудиторов, включая руководителя, аудиторской организации квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам, осуществляющим аудиторскую деятельность в банковской системе.

Оценка квалификационных требований, предъявляемых к кандидатам, и  полноты представленных документов осуществляется специалистами управления кадровой политики Национального банка Республики Беларусь. Рассмотрение документов и тестирование кандидата с помощью компьютерной программы проводится в течение трех недель с момента поступления документов. База данных компьютерной программы для тестирования содержит вопросы по:

- законодательству, регулирующему проведение банковских операций;

- бухгалтерскому учету и отчетности в банках;

- оценке качества управления банком, в том числе состоянию внутреннего контроля;

- оценке финансового состояния банка и рисков при осуществлении банковских операций.

По результатам оценки соответствия, с учетом рассмотрения представленных документов, центральная аттестационная комиссия Национального банка принимает решение о выдаче аудиторам свидетельства о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе сроком на 5 лет. По истечении срока действия свидетельства аудитор считается не соответствующим квалификационным требованиям.

Лицензия на осуществление аудиторской  деятельности в страховании выдается аудиторам, сдавшим Квалификационной комиссии экзамен по программе, утверждаемой Министерством финансов Республики Беларусь, а аудиторским организациям - после прохождения собеседования по вопросам этой программы руководителем данной организации.

На основании результатов проведения квалификационных экзаменов аудиторов, собеседований с аудиторами и руководителями аудиторских организаций, Министерство финансов Республики Беларусь принимает решение о выдаче, продлении срока действия или отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора, лицензии аудиторской организации на осуществление аудиторской деятельности в страховании.

Аудиторская деятельность регулируется также международными договорами за исключением случаев, когда из них следует, что для применения норм договора требуется издание внутригосударственного нормативно-правового акта. Эти нормы имеют силу того нормативно-правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора [23, с. 89].

В настоящее время внесены  изменения в порядок государственного регулирования аудиторской деятельности. Так, Указом Президента Республики Беларусь № 67 от 12.02.2004 г. (в редакции от 28.12.2007 №682) «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» отменено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1862 от 30.11.1999 г. (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь № 651 от 04.05.2001 г.). В соответствии с указом, установлены критерии для проведения обязательного аудита субъектов предпринимательской деятельности, определена ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за уклонение от проведения обязательного аудита и т.п.

Следовательно, за последние пять лет в Республике Беларусь сформирована законодательная база, регулирующая аудиторскую деятельность, которая отвечает сложившимся экономическим условиям и должна обеспечивать ее профессиональное функционирование.

Подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что аудиторский контроль - один из главных элементов рыночной экономики. Это связано в первую очередь с тем, что именно контроль, как одна из важнейших функций управления предприятием, в значительной степени способствует производству конкурентоспособной продукции. Кроме того, эффективная организация контроля способствует решению многих государственных вопросов. Поэтому необходимо, чтобы аудит был адаптирован к новым общественным отношениям, соответствовал мировому опыту, а принципы его построения были действенными и адекватными изменяющимся экономическим условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ  АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

 

 

Проведение аудиторской проверки осуществляется на основании договора об оказании аудиторских услуг. По договору аудиторская организация (аудитор) с одной стороны обязуется оказать аудиторские услуги второй стороне  (заказчику), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Предметом договора является:

- проведение аудита;

- проведение сопутствующих аудиту  услуг.

Постановлением Министерства Финансов Республики Беларусь утверждены правила аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг». В соответствии с этими правилами подготовка договора начинается после предварительного ознакомления с деятельностью заказчика и  принятия решения о возможности оказания аудиторских услуг.

Договор может  носить разовый (однократное оказание аудиторских услуг) или долгосрочный (неоднократное оказание аудиторских услуг в течение определенного периода времени) характер. Законодательством не оговаривается максимальное количество аудиторских проверок, которые может проводить аудитор на одном предприятии.

Договору может  предшествовать письмо-обязательство исполнителя о согласии на проведение аудита, которое направляется заказчику с целью подтверждения правильности понимания им условий предстоящего договора.

Договор заключается в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Республики Беларусь

Договор считается заключенным, если между сторонами в простой  письменной форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора

Правилами аудиторской деятельности «О порядке заключения договоров  оказания аудиторских услуг» (Главой 3) определяются существенные условия, которые должны быть включены в договор между аудитором и клиентом:

1) предмет договора;

2) сроки выполнения аудиторских  услуг; 

3) стоимость оказываемых аудиторских  услуг; 

4) права и обязанности сторон;

5) ответственность сторон за неисполнение обязательств и иные условия.

В разделе договора о  предмете устанавливается сфера  аудиторских услуг и их объем. Виды услуг, которые могут выполнять по договору аудиторы и аудиторские фирмы, закреплены законодательством в соответствии с перечисленными в статье 2 Закона Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. «Об аудиторской деятельности». Предметом договора на оказание аудиторских услуг является:

а) при проведении аудиторской  проверки — работа по подготовке аудиторского заключения о достоверности 6yхгалтерской отчетности экономического субъекта за определенный договором период;

б) при оказании сопутствующих  аудиту услуг — работа по выполнению определенных договором видов услуг, сопутствующих аудиту. Это могут быть: обучение; услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Республики Беларусь.

Оговаривая предмет  договора и обязанности сторон, следует  максимально взвесить весь перечень услуг, выполнение которых является целью договора.

Правила аудиторской деятельности предъявляют особые требования к аудиторам (аудиторским фирмам) как стороне в договоре на проведение аудиторской проверки, поскольку аудиторский контроль должен осуществляться лицами, не имеющими имущественную или иную заинтересованность в оценке достоверности финансовой отчетности другой стороны по договору. Аудиторская проверка не может проводиться, если аудитор является учредителем, собственником или акционером проверяемого экономического субъекта, а также состоит с его руководителями и должностными лицами, несущими ответственность за составление бухгалтерской отчетности, в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

Аудиторские фирмы не могут быть сторонами в договоре, если аудиторская проверка проводится в отношении экономических субъектов, являющихся учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками этих аудиторских фирм, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами. Аудиторские фирмы не могут быть стороной в договоре на проведение проверки также и в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм.

Права и обязанности  сторон выражаются в условиях договора, в его содержании.

Для того чтобы считать  договор на проведение аудиторской  проверки заключенным, сторонам необходимо достигнуть соглашения по всем его существенным условиям.

Обязательным и существенным условием договора на проведение аудиторской проверки является также сам порядок ее осуществления.

Информация о работе Аудиторский контроль