Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:34, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы обобщить, систематизировать накопленный исследователями опыт в области изучения правового регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь на современном этапе, выявить своё отношение к исследуемой тематике.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
- обосновать понятие и сущность аудита, а также рассмотреть организацию аудита и его субъекты;
- рассмотреть и проанализировать предпосылки возникновения и этапы развития аудита в Республике Беларусь, а также аудит и аудиторские услуги в стране, в том числе рассмотреть основные особенности государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь и эффективность аудиторского контроля в Беларуси;
- обозначить и обосновать основные предложения по совершенствованию аудиторского контроля в Республике Беларусь.
- научное, методическое, информационное обеспечение деятельности предприятий. Эта функция исполняется аудиторскими фирмами на договорной основе с заказчиками и направлена на выполнение научно-исследовательских работ, разработку методических указаний по организации учета, анализа внутреннего аудита, планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности предприятия;
- постановка бухгалтерского
- консультационная функция
Для налаживания образцового учета и контроля на обслуживаемых предприятиях аудиторские организации должны осуществлять деловое сотрудничество с местными финансовыми, налоговыми, банками и другими государственными контрольными органами.
Аудиторская организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством.
Аудиторским организациям и аудиторам - индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности, оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.
Лицо, имеющее судимость, не погашенную или не снятую в установленном законом порядке, не имеет права заниматься аудиторской деятельностью.
В соответствии с действующим законодательством аудит организаций и индивидуальных предпринимателей, в бухгалтерской отчетности и других документах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может проводиться только аудиторскими организациями, которые не имеют в уставном фонде собственности или доли собственности (акции, вклада, пая), принадлежащих иностранным физическим лицам и (или) иностранным международным организациям, государствам, имеют допуск к проведению работ (оказанию услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, полученные в порядке, установленном законодательством.
Обязательное условие для осуществления аудиторской деятельности - включение всех субъектов аудита в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций со дня принятия решения Министерством финансов о выдаче лицензии. Сведения об аудиторах и аудиторских организациях, получивших лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, вносятся Министерством финансов в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций на основании информации, полученной от Национального банка Республики Беларусь [3, с. 163].
Аудиторы и аудиторские
Таким образом, деятельность аудиторских фирм состоит в проведении независимой экспертизы бухгалтерских балансов, финансовой отчетности и соответствия организации бухгалтерского учета действующим нормативным положениям и указаниям по его ведению, а также в оказании услуг по научному, методическому и информационному обеспечению деятельности контролируемых предприятий и организаций.
1.3 Государственное регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь
В соответствии с действующим
законодательством
Президент Республики Беларусь устанавливает общий порядок государственного регулирования аудиторской деятельности. Так, Декретом Президента Республики Беларусь № 30 от 28.07.1999 г. «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования аудиторской деятельности и контролю за ее осуществлением в Республики Беларусь» были внесены кардинальные изменения в порядок регулирования аудиторской деятельности: функции регулирования были переданы от Аудиторской палаты — Министерству финансов Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь, во исполнение данного декрета, своим постановлением № 1862 от 30.11.1999 г. утвердил Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь. Данным Положением были определены условия выдачи, продления срока действия, приостановления и прекращения действия квалификационного аттестата аудитора, лицензии на осуществление аудита (кроме аудиторской деятельности банковской системе, небанковских кредитно-финансовых организациях); устанавливает порядок ведения Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций и представления сведений, в нем содержащихся, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям [4, с. 98].
Для выполнения задач, связанных с государственным регулированием аудиторской деятельности, Министерство финансов Республики Беларусь:
- разрабатывает методологию аудита;
- принимает нормативные правовые акты в области осуществления аудиторской деятельности;
- устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях);
- проводит аттестацию аудиторов;
- осуществляет в пределах своей компетенции разъяснение законодательства об аудиторской деятельности;
- осуществляет контроль соблюдения аудиторами — индивидуальными предпринимателями и аудиторскими организациями требований действующего законодательства республики при осуществлении ими аудиторской деятельности;
- ведет Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций в установленном порядке;
Министерство финансов Республики Беларусь представляет интересы Республики Беларусь в международных организациях по вопросам аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством.
Для выполнения поставленных перед Министерством финансов задач в его структуре, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 1999 года № 1558, было создано Главное управление аудита (Управление аудита в настоящее время) [10, с. 4].
Для более качественного выполнения функций, возложенных на Главное управление аудита, в соответствии с постановлением Министерства финансов РБ от 4 августа 2000 года № 82 «Об утверждении Положения о Методологическом совете по аудиторской деятельности Министерства финансов Республики Беларусь» (изменения и дополнения от 16.06.2004 №93), при нем создан вышеуказанный Методологический Совет. Совет создан из числа квалифицированных специалистов министерства, иных республиканских органов государственного управления, высших учебных заведений, аудиторских организаций, аудиторов [5, с. 7].
Основными задачами Методологического Совета по аудиторской деятельности являются:
- определение основных направлений развития аудиторской деятельности в Республике Беларусь, подготовка предложений по совершенствованию и повышению эффективности этой деятельности;
- координация работы по методологии аудита;
- рассмотрение проектов нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, касающихся ее;
- подготовка предложений по интеграции международного опыта в организацию аудиторской деятельности Республики Беларусь;
- обобщение и распространение положительного опыта работы аудиторов, аудиторских организаций;
- разработка рекомендаций по проведению аудиторских проверок, оказания иных аудиторских услуг субъектам предпринимательской деятельности, в том числе и индивидуальным предпринимателям;
- рассмотрение представлений правоохранительных, контролирующих органов о работе аудиторов, аудиторских организаций, разработка предложений по устранению нарушений, недопущению их впредь.
При реализации своих задач Методологический совет взаимодействует с заинтересованными министерствами, другими органами государственного управления, аудиторами, аудиторскими организациями, другими хозяйствующими субъектами.
В целях совершенствования и унификации законодательства Республики Беларусь в области аудита, Министерство финансов Республики Беларусь участвует в работе по сотрудничеству с международными аудиторскими организациями, аудиторами и аудиторскими организациями зарубежных стран; организует сбор информации по вопросам организации и проведения аудита в других странах, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.
Действующий Закон об аудиторской деятельности (в редакции от 22.12.2011 г.) определяет компетенцию Национального банка Республики Беларусь в области государственного регулирования аудиторской деятельности. Так, Национальный банк определяет порядок осуществления аудиторской деятельности и разрабатывает методологию аудита в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях; устанавливает республиканские правила аудиторской деятельности и осуществляет контроль за соблюдением порядка осуществления аудиторской деятельности у этих субъектов национальной экономики [10, с. 5].
Порядок выдачи и продления срока действия лицензии на осуществление аудиторской деятельности установлен Положением о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2003 г. № 1346 (изменения и дополнения от 15.04.2008 №559). Лицензируемая деятельность осуществляет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Лицензия на осуществление аудиторское деятельности выдается сроком на 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на 5 лет.
Наряду с этим, лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им аудиторской деятельности, являются:
- повышение квалификации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
- соблюдение требований и условий, установленных законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими аудиторскую деятельность.
Особыми требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются [5, с. 8]:
- наличие в штате аудиторской организации, осуществляющей аудиторскую деятельность в страховании, не менее одного аудитора, прошедшего в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров и аккредитованных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, обучение по программе повышения квалификации, включающей вопросы страхования, бухгалтерского учета и отчетности в страховых организациях;
- осуществление аудиторской деятельности в страховании аудитором — индивидуальным предпринимателем после прохождения в организациях, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку кадров и аккредитованных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, обучения по программе повышения квалификации, включающей вопросы страхования, бухгалтерского учета и отчетности в страховых организациях;
- осуществление лицензиатом аудиторской деятельности в виде обязательных аудиторских услуг после страхования ответственности за нарушение договора оказания обязательных аудиторских услуг.
Порядок выдачи, продления срока
действия, приостановления и аннулировани
Лицензия на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь выдается: