Бюджетная система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Бiздiң ұлттық экономикамыздың бәсекеге қабiлеттiлiгiне оны әлемдiк экономикаға интеграциялаған жағдайда ғана қол жеткiзе аламыз. Экономиканы дамыту саласындағы, халықты әлеуметтік қорғау және азаматтар өмірінің сапасын арттыру жөнiндегi алға қойған міндеттерді жемісті шешу үшін бюджетаралық қатынастарды одан әрі жетілдіріп және барлық деңгейдегі бюджет қаражатын барынша тиімді, шашпай-төкпей пайдалануымыз қажет. Осы міндеттер тұрғысында «Көкшетау қаласы мысалында бюджет дефицитін басқару мәселелері және оны жетілдіру жолдары» диплом жұмысының тақырыбы аса актуальды болып табылады.

Содержание работы

Кіріспе..........................................................................................................................3

I-тарау. Қазіргі жағдайда жергілікті бюджеттерді қалыптастыру және бюджет дефицитін (тапшылығын) толтырудың теориялық негіздемелері.........................7
1.1.ҚР жергілікті бюджетін жоспарлау мен жобалау мәселері..............................7
1.2. Жергілікті бюджеттерді ұйымдастыру.............................................................18
1.3. Бюджетаралық қатынас және бюджет дефициті.............................................23

II-тарау. Көкшетау қаласы бойынша 2003-2005 ж.ж. үшін бюджеттің орындалуын талдау...................................................................................................34
2.1. Жергілікті бюджеттің жалпы орындалуы мен дефициттік
жағдайды талдау........................................................................................................34
2.2. Көкшетау қаласы бойынша бюджет кірістері мен шығындарын талдау......43

III-ТАРАУ. Жергілікті бюджетті жоспарлауды және мен бюджеттің түсім бөлімін ұлғайтуды жетілдіру жолдары..................................................................64
3.1.Бюджетаралық қатынас - бюджет процесін дамытудың бірден-бір
қайнар көзі..................................................................................................................64
3.2. Бюджеттің түсім бөлімін үлкейтетін басты әдістер: салық салуды жобалауды жетілдіру.................................................................................................69

Қорытынды.................................................................................................................76

Әдебиеттер тізімі.......................................................................................................82

Файлы: 8 файлов

ГЛАВА II.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА III.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ЛИТЕРАТУРА▌.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Бюджетная система РК.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

Местные финансы представляют собой экономические отношения, посредством которых местные  органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с  возложенными на них функциями часть  общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления.

Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления.

В настоящее время, в  условиях становления рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.

На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства.

Финансирование мероприятий  по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально-бытовой  инфраструктуры предоставляют населению  услуги за счет фондов, которые в  подавляющей части формируются  из бюджетных средств.

Финансовые отношения  в местном звене регулируются Законами «О бюджетной системе Республики Казахстан», «О республиканском бюджете» на текущий год и другими законами о хозяйственной и финансовой деятельности.

Важная роль в местных  финансах принадлежит местным бюджетам, являющимся финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления.

Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахстане занимают по доходам и расходам в пределах 50% от объемов средств государственного бюджета.

В бюджетном виде организации  финансовых отношений сосуществуют две тенденции:

1) централизация системы  форм и методов управления  движением финансовых ресурсов  как отражение более общего  процесса развития централизованных  начал в управлении экономикой с целью выхода из кризиса и стабилизации;

2) децентрализация финансов  с усилением функций местных  органов власти и управления  в формировании и использовании  финансовых фондов.

Вторая тенденция обосновывается приближенностью местных органов к местным условиям, их большей заинтересованностью в социально-экономическом развитии территорий.

Принципом администрирования  финансовых отношений является возможность  осуществления контрольной функции  финансов: чем в меньшей степени  определенное финансовое отношение поддается формальному контролю, тем желательнее отнесение его к децентрализованному регулированию, и, наоборот, при хорошей контролируемости - к централизованному регулированию.

Мировая финансовая теория и практика определяют, что местные (локальные) бюджеты функционируют как самостоятельная часть бюджетной системы. Под самостоятельностью бюджета понимается положение, когда орган регионального управления на основе закрепленной доходной базы сам определяет объем бюджета, конкретную структуру и величину доходов и расходов по статьям. Его исполнение осуществляется на основе республиканского законодательства, определяющего права в этой области региональных органов управления.

С другой стороны, регионы  представляют собой части единого  хозяйственного комплекса, находящегося в определенной соподчиненности, и не могут существовать вне него. Содержание и характер регионального воспроизводства определяются основными закономерностями развития всего общественного воспроизводства. Поэтому предполагается необходимость централизма в управлении в разумных, обусловленных реальным состоянием производства пределах. Экономическая самостоятельность регионов не может быть абсолютной. Она всегда относительна, и чем меньше регион, тем меньше и мера этой самостоятельности, то есть свободы в принятии независимых от центра решений. К тому же современный уровень социально-экономического развития регионов, сложившийся характер бюджетных взаимоотношений, сложности периода перехода к рыночной экономике не позволяют говорить о реальной самостоятельности большинства местных бюджетов республики. Поэтому должен осуществляться принцип достаточности средств для финансирования социальной инфраструктуры в размерах, обеспечивающих населению гарантированный минимум социальных благ. Самостоятельность каждой административно-хозяйственной единицы должна иметь некий оптимальный уровень, критерий которого состоит в максимально возможной реализации экономических интересов данного региона.

Одним из важных условий  экономической самостоятельности регионов является создание в них гарантированных источников средств, необходимых для финансирования мероприятий по воспроизводству региональных ресурсов, охране природы.

Общий принцип определения  оптимального сочетания централизованного  и местного начал в управлении экономикой региона формулируется следующим образом: централизм в определении стратегии экономического развития, самостоятельность в ее реализации.

Оперативно-хозяйственная  самостоятельность требует создания в местном звене обособленной, закрепленной системы доходов, покрывающей не менее 50% расходов, жесткого закрепления доходов за бюджетом на длительный период.

В странах с развитой рыночной экономикой перераспределение  национального дохода через бюджет осуществляется на основе теории «фискального федерализма».

Суть теории состоит  в том, что всё государственное  хозяйство в целом (все предприятия, учреждения и административные структуры, входящие в государственный сектор экономики) представляют собой многоуровневую систему, где существует разделение функций управления между уровнями и юридическое подчинение их по вертикали. В этой связи в центре внимания оказываются следующие вопросы:

1) оптимальное количество  уровней управления государственным  сектором;

2) оптимальное распределение  полномочий между уровнями управления;

3) уровень наиболее  эффективного финансирования социальных  расходов;

4) степень вмешательства  центрального правительства в  управление и финансирование  местных органов власти;

5) доля собственных  средств в финансировании расходов местных органов власти и управления;

6) форма контроля за  расходованием средств на всех  уровнях государственной экономики.

Политика фискального  федерализма направлена на снижение финансовой зависимости местных  органов управления от центра. Это  путь к снижению дефицита не только местных бюджетов, но и государственного бюджета в целом, путь к реальной самостоятельности в решении местных социальных проблем. Он достигается за счет развития налоговой автономии регионов, предоставления им прав по взиманию местных надбавок к общегосударственным налогам или назначению собственных налогов (экологические, поимущественные, на наследство, на потребление). При этом сокращается трансфертное финансирование из центрального бюджета, не заинтересовывающее местные органы в эффективном использовании средств, лишающее их финансовой самостоятельности.

Опыт развития территориального управления в других странах подтверждает необходимость децентрализации  управления, предоставления местным  органам власти больших прав в  решении социальных и экономических проблем развития подведомственных территорий. Применительно к условиям унитарного государства -Казахстану, термин фискальный федерализм может быть трансформирован в «фискальный регионализм» при сохранении сути понятия.

До 1994 года в Казахстане было 3045 местных бюджетов: в связи  с проведенной централизацией бюджетной  системы с начала 1994 года были ликвидированы 2500 местных бюджетов - сельских, поселковых, аульных. Существенно ограничены финансовые возможности районного звена в мобилизации и использовании финансовых ресурсов. В аспекте вышеизложенных тенденций мирохозяйственного развития бюджетных систем процессы централизации бюджетной системы в Казахстане можно отнести к вынужденным мерам, вызванным кризисным положением бюджетно-финансовой сферы.

 

2.3. Доходы и  расходы местных бюджетов.

 

Поступления в местные  бюджеты Республики Казахстан включают следующие виды:

1) доходы местных бюджетов;

2) полученные официальные  трансферты от вышестоящих бюджетов, юридических и физических лиц, иностранных государств;

3) погашения основного  долга по ранее выданным из  местных бюджетов кредитов.

В свою очередь, доходы состоят  из:

а) поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей;

б) неналоговых поступлений;

в) доходов от операций с капиталом.

Закрепленные за местными бюджетами налоги, сборы и обязательные платежи на 2001 год включали:

корпоративный подоходный налог, собираемый в административно-территориальной  единице, в размере 50%;

акцизы на спиртосодержащие напитки, игорный бизнес в размере 50%;

индивидуальный подоходный налог;

социальный налог;

налог на имущество;

земельный налог;

налог на транспортные средства;

доля Республики Казахстан  по разделу продукции по заключенным  контрактам в части, поступающей  в местные бюджеты;

сборы, платы, пошлины (за исключением сбора за регистрацию  эмиссии ценных бумаг).

Неналоговые поступления  в местные бюджеты включают:

дивиденды на акции предприятий, являющихся коммунальной собственностью;

доходы от лотерей, проводимых местными органами;

вознаграждения (интересы) за кредиты из местных бюджетов;

поступления от продажи  имущества, принадлежащего местным  органам;

поступления от реализации услуг со стороны государственных  учреждений, подведомственных местным  органам;

поступления от аренды имущества коммунальной собственности;

поступления от государственных  закупок, организуемых государственными учреждениями,  подведомственными местным органам;

поступления от аренды земельных  участков;

платежи за загрязнение  окружающей среды в местные государственные фонды охраны окружающей среды в размере 50%;

прочие административные сборы;

административные штрафы и санкции, взимаемые государственными учреждениями, подведомственными местным  исполнительным органам;

иные поступления, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Соотношение между отдельными категориями поступлений в местные  бюджеты в среднем по Казахстану, по данным таблицы 2.1, сложилось в  пользу налоговых (82,4%), из которых преобладают  социальный налог, корпоративный и индивидуальный подоходный налог, налоги на собственность (на имущество, землю, на транспортные средства).

 

Таблица 2.1. Структура  исполнения местных бюджетов Республики Казахстан в 2001 г. (в текущих ценах)

Категории поступлений  и функциональные группы расходов 

Сумма, млрд. тенге 

Удельный вес, %


 

-----------------------------------------------------------------------------------------

Поступления                    313,6                      100,0

Доходы        269,3                       85,9

Налоговые поступления      258,3                        82,4

Неналоговые поступления      9,9                         3,2

Доходы от операций с капиталом     1,1                         0,3

Полученные официальные  трансферты    41,9                         13,4

Погашение основного долга  по ранее выданным кредитам 2,4                          0,7

Расходы и кредитование              302,4             100,0

Расходы                299,3              99,0

Государственные услуги общего характера           10,4             3,5

Оборона               4,2              1,4

Общественный порядок  и безопасность             11,3               3,7

Образование                           71,1               23,5

Здравоохранение              46,7                15,5

Социальное обеспечение и социальная помощь           20,0                6,6

Жилищно-коммунальное хозяйство     22,0                  7,3

Культура, спорт, информационное пространство   12,8                  4,2

Информация о работе Бюджетная система РК