Бюджетная система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 08:15, дипломная работа

Описание работы

Бiздiң ұлттық экономикамыздың бәсекеге қабiлеттiлiгiне оны әлемдiк экономикаға интеграциялаған жағдайда ғана қол жеткiзе аламыз. Экономиканы дамыту саласындағы, халықты әлеуметтік қорғау және азаматтар өмірінің сапасын арттыру жөнiндегi алға қойған міндеттерді жемісті шешу үшін бюджетаралық қатынастарды одан әрі жетілдіріп және барлық деңгейдегі бюджет қаражатын барынша тиімді, шашпай-төкпей пайдалануымыз қажет. Осы міндеттер тұрғысында «Көкшетау қаласы мысалында бюджет дефицитін басқару мәселелері және оны жетілдіру жолдары» диплом жұмысының тақырыбы аса актуальды болып табылады.

Содержание работы

Кіріспе..........................................................................................................................3

I-тарау. Қазіргі жағдайда жергілікті бюджеттерді қалыптастыру және бюджет дефицитін (тапшылығын) толтырудың теориялық негіздемелері.........................7
1.1.ҚР жергілікті бюджетін жоспарлау мен жобалау мәселері..............................7
1.2. Жергілікті бюджеттерді ұйымдастыру.............................................................18
1.3. Бюджетаралық қатынас және бюджет дефициті.............................................23

II-тарау. Көкшетау қаласы бойынша 2003-2005 ж.ж. үшін бюджеттің орындалуын талдау...................................................................................................34
2.1. Жергілікті бюджеттің жалпы орындалуы мен дефициттік
жағдайды талдау........................................................................................................34
2.2. Көкшетау қаласы бойынша бюджет кірістері мен шығындарын талдау......43

III-ТАРАУ. Жергілікті бюджетті жоспарлауды және мен бюджеттің түсім бөлімін ұлғайтуды жетілдіру жолдары..................................................................64
3.1.Бюджетаралық қатынас - бюджет процесін дамытудың бірден-бір
қайнар көзі..................................................................................................................64
3.2. Бюджеттің түсім бөлімін үлкейтетін басты әдістер: салық салуды жобалауды жетілдіру.................................................................................................69

Қорытынды.................................................................................................................76

Әдебиеттер тізімі.......................................................................................................82

Файлы: 8 файлов

ГЛАВА II.doc

— 357.00 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА 1.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА III.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 25.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ЛИТЕРАТУРА▌.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Бюджетная система РК.doc

— 327.00 Кб (Скачать файл)

    В  будущем   увеличившийся  таким  образом   объем  выплат  по  процентам  вполне  может  привести  к  инфляции. Бюджетный  дефицит  снова  возрастёт, и  правительству  придётся  либо  вновь  брать  в  долг, либо  повышать  налоги, либо  сокращать расходы. Если  оно не  прибегнет ни  к одной  из  этих  мер, то  в  скором  будущем  ему  придётся  пойти  на  увеличение  денежной  массы.

    Можно  предположить.  что  правительство  прибегает   всё  к  новым  и   новым  кредитам, чтобы  не  приходилось  увеличивать  денежную  массу, повышать  налоги  или  сокращать  расходы. Но  если  правительство  попытается  занять  один  раз  для  того, чтобы  выплатить  более  высокие  проценты, затем — другой, чтобы  выплатить  уже  более  высокие  проценты, затем  ещё  и  ещё, его  долг  начнёт  расти, как  снежный  ком. В  конце  концов  кредиторы  поймут, что, если  они  и  дальше  будут  финансировать  это  правительство, им  никогда  не  увидеть  своих  денег. Правительство  может  сделать  попытку  взять  в  долг  ещё раз, однако  ни  один  кредитор  уже не  станет  приобретать его новые долговые  обязательства. Значит  это правительство  потеряло  свою  кредитоспособность. На  этом  этапе  руководству  государства  для  финансирования  бюджетного  дефицита  придётся  либо  немедленно  повышать  налоги, либо  сокращать  расходы, либо  печатать  новые  деньги.

    Компетентное  правительство  никогда  не  теряет  своей  кредитоспособности. Такое  правительство  не  допустит  чрезмерного  роста  бюджетного  дефицита, разумно  регулируя  уровень  расходов  и  налогообложения. Задолженность  при  этом  остаётся  на  приемлемом  уровне, и, кроме  того, правительству  не  приходится  занимать  у  Центрального  банка  такое  количество  денег, при  котором  инфляция  выходит  из-под  контроля.

Так  что  же  это — D Д? И кто кредиторы правительства? Правительство может занимать  средства  как внутри  страны, так и за  её  пределами. Внутри  страны  есть  три основных  возможных кредитора: население, банки  и  предприятия. Основная  форма  государственных  займов — продажа  казначейских  векселей  и  казначейских  облигаций. Казначейский  вексель  являет  собой  долговое  обязательство  правительства, которое  выдаётся  на  срок  до  одного  года. Казначейская  облигация — долговое  обязательство  правительства  сроком  более  одного  года.

Редкое  правительство  не  испытывает  трудностей, пытаясь  удержать  под  контролем  свой  бюджетный  дефицит. Потребности  общества  постоянно  растут, оно  требует  всё новых и новых расходов — на  выплату пенсий,  пособий по  безработице, финансирование  оборонных мероприятий, выделение  субсидий  сельскому  хозяйству, осуществление  капиталовложений, погашение  процентов  по  задолженности, и  политики  в  погоне  за  голосами  избирателей. Однако  если  правительство  будет  максимально  удовлетворять  эти  требования, оно  рискует  оказаться  в  опасной  ситуации. Это  приведёт  либо  к  высокой  инфляции, либо  к  стремительному  росту  правительственного долга, либо  к необходимости повышения налогов. Главная  задача  заключается  в  том, чтобы  удерживать  государственные  расходы  в  разумных  рамках  и  в  тоже  время   обеспечивать  необходимые  налоговые  поступления  в  бюджет, не  перегружая  при  этом  экономику.

    В  государственной   экономике  существует  пять  основных  статей  правительственных  расходов. Во-первых, выплата  заработной  платы  государственным  служащим. Во-вторых, оплата  всевозможных  товаров  и  услуг. В-третьих, выдача денежных  пособий и дотаций различным слоям населения, а  также  выдача  субсидий  предприятиям. В-четвёртых, погашение  процентов  по государственному  долгу. В-пятых, инвестиционные  расходы  на  государственные  проекты.

    В  последнее   время  общество  стало  предъявлять  всё  более  высокие  требования, особенно  в  том, что  касается  обеспечения  дохода  престарелым, нетрудоспособным  и  безработным  людям. Многие  правительства, расходующие  более  50%   ВВП, пребывают  сегодня  в  глубоком кризисе. И для оплаты  своих счетов  им  приходится  идти  на  чрезвычайную  меру — существенное  повышение налогов, что оказывает резко отрицательное влияние на  предпринимательскую активность.

     Так  как  основным  доходом  правительства  являются  налоги, я  хотела  бы  немного  сказать  о  них. Существуют  два  основных  вида  налогов: прямые  и  косвенные. Прямые  налоги  взимаются  с  непосредственного  дохода. Косвенным  же  облагаются  товары  и  услуги. В  свою  очередь  эти  два  вида  налогов  делятся  ещё  на  два  основных  типа. К  прямым  налогам  относятся  налог  на  прибыль  и  подоходный  налог, которые  взимаются  в  виде  определённого  процента  с  доходов  населения  и  прибыли  предприятий. Самые  распространённые  типы косвенных налогов — это налоги  на  продукцию внутреннего производства  и на  внешнюю  торговлю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Состояние  государственного бюджета на сегодняшний  день.

 

 

4.1. Бюджетная  система РК состояние перспективы.

 

В соответствии с Законом Республики Казахстан “О бюджетной системе” под бюджетной процедурой понимается регламентированная законодательством деятельность государственных органов и должностных лиц по разработке, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, контролю за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета5.

 

4.1.1. Контроль  за исполнением бюджета.

В настоящее  время аудит и контроль за исполнением  республиканского бюджета осуществляется Счетным комитетом, который был  образован в 1996 году в соответствии с Конституцией Республики Казахстан как государственный орган по контролю за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, что вполне соответствует общепринятой мировой практике.

Основными задачами и функциями Счетного комитета являются:

  1. контроль за исполнением законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов по исполнению республиканского бюджета;
  2. выполнение поручений Главы государства по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета;
  3. контроль за полнотой поступления средств в республиканский бюджет и законностью их использования;
  4. контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на выполнение государственных программ, программ Правительства и финансирование государственных потребностей;
  5. представление на утверждение Парламенту Республики Казахстан отчета об исполнении республиканского бюджета.

Создание этого  государственного органа позволило  вести целенаправленную борьбу с  попытками коррумпированной части государственных служащих и приближенных к ним коммерческих структур использовать средства республиканского бюджета в качестве одного из источников первоначального и дальнейшего накопления частного капитала.

Другим постоянно  действующим фактором обоснования необходимости функционирования государственного органа, контролирующего исполнение бюджета, является гарантия обеспечения права налогоплательщиков на получение достоверной и своевременной информации о фактическом использовании поступивших от них в бюджет средств.

Это положение  реализуется путем проведения открытых заседаний Счетного комитета по итогам проведенных контрольных мероприятий  и аудита с приглашением представителей средств массовой информации, а также  последующих гласных рассмотрений отчетов Счетного комитета об исполнении республиканских бюджетов на заседаниях комитетов Мажилиса, Сената, Парламента Республики Казахстан.

Создаваемая в  Республике Казахстан система контроля и аудита за использованием государственных  средств и активов сочетает современный международный и зарубежный опыт и в то же время учитывает особенности данного этапа социально-экономического и политического развития страны.

Вместе с  тем следует отметить, что в  Законе Республики Казахстан “О бюджетной  системе”, Положениях о Счетном комитете, министерствах государственных доходов, финансов, других нормативных правовых актах республики отсутствует четкое решение многих концептуальных вопросов контроля, в том числе в части разграничения задач и полномочий между государственными контрольными органами в области финансов, нет должной ясности как в вопросах взаимодействия этих органов между собой, так и с институтом аудита, оперирующего вне системы государственного финансового контроля.

Например, аудиторская  деятельность в настоящее время регулируется Законом Республики Казахстан “Об аудиторской деятельности”, принятым в 1998 году. С учетом международных требований и опыта регулирования аудиторской деятельности данным Законом появилась объективная необходимость внесения в него принципиальных изменений, касающихся определения понятия аудиторской деятельности, утверждения нормативных правовых актов в области аудита, четкого выделения объекта и сферы действия правовых норм, связанных с аудитом и контролем за исполнением республиканского и местных бюджетов.

Актуальность  поставленной проблемы подтверждается и тем обстоятельством, что в  настоящее время отсутствует  систематический контроль за использованием государственных финансов в национальных корпорациях и других хозяйствующих субъектах с долей государственного капитала.

Контроль исполнения бюджета, как показывает анализ отечественного и зарубежного опыта, включает три  составляющие: парламентский, административный контроль и контроль со стороны Счетного комитета (палаты).

  1. Парламентский контроль (или контроль представительной власти) осуществляется в зарубежных странах через посредство парламентских комитетов. Определяется список документов, которые должны представляться парламентариям для проведения контроля и анализа, это опубликованные материалы об исполнении бюджета, ежемесячные информации казначейства, квартальные отчеты о разрешенных расходах, ежемесячные данные об изменении суммы государственного долга и доходах бюджета, ежегодные доклады, представляемые органами исполнительной власти.

Парламентский контроль осуществляется в ходе обсуждения и принятия акта об исполнении бюджета  на основании указанных документов, а также доклада Счетного комитета (палаты), общей декларации о соответствии центральных счетов органов учета и отчетности министерств, исполнявших бюджет.

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан  отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении бюджета рассматриваются, как уже отмечалось, сначала в  Мажилисе, далее в Сенате и утверждаются затем на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан.

  1. Административный контроль (или контроль со стороны исполнительной власти) ведется по иерархической структуре системы учета, когда бухгалтеры более высокого уровня контролируют более низкий уровень, а сами в конечном счете подчиняются главному казначею. В ряде зарубежных стран действует Генеральная инспекция финансов, которая представляет собой своего рода корпорацию финансовых инспекторов контролеров, связанную с кабинетом министра финансов (бюджета), но не входящую ни в одно из управлений этого министерства. Финансовые контролеры вправе проверять состояние учета во всех звеньях государственных финансов, то есть любого учреждения, а также частных организаций и предприятий, деятельность которых затрагивает интересы казначейства.

В соответствии с Законом Республики Казахстан  “О бюджетной системе” контроль за использованием бюджетных средств  в соответствии с казначейскими  разрешениями государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета, осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными подразделениями, которое определяет также порядок и периодичность проведения ревизий и проверок использования средств республиканского и местных бюджетов, а также местными представительными органами. Участие Счетного комитета в определении указанных “порядка и периодичности” не предусмотрено, что вряд ли можно признать обоснованным.

Необходимо  в ближайшее время ввести и  закрепить в действующих нормативных  правовых актах ответственность  соответствующих должностных лиц, администраторов бюджетных программ за формирование и исполнение доходов бюджетов всех уровней, использование бюджетных средств, определение понятий нецелевого или неэффективного их использования, правовые и финансовые последствия их отзыва, усиление роли комитетов казначейства и финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан, ведомственного финансового контроля.

  1. В зарубежной практике высшие государственные аудиторские и контрольные учреждения играют главную, а в ряде стран судебную роль в контроле и проверке правительственных счетов и операций, а также в содействии развитию надежного управления государственными финансами.

В Республике Казахстан  в соответствии с Конституцией, Конституционным  законом “О Президенте Республики Казахстан” Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета нa основании проводимых проверок и контрольных мероприятий, анализа получаемой в установленном порядке информации представляет ежеквартальные доклады Президенту Республики Казахстан о работе комитета и ходе исполнения бюджета, а также годовой отчет комитета Парламенту Республики Казахстан, который по своему содержанию и характеру является заключением по отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета.

По итогам проведенных  проверок и анализов принимаются  конкретные постановления комитета, обязательные для исполнения и руководства  всеми государственными органами, организациями  и должностными лицами, к которым  они обращены.

Так, например, по рекомендации Счетного комитета практически прекращена практика проведения взаимозачетов в процессе исполнения бюджета в отсутствие надлежащей нормативной правовой базы, закрыты существовавшие с тех времен внебюджетные счета “суммы по поручениям” и по специальным средствам, путем поручений Министерству финансов Республики Казахстан приняты меры по возмещению значительных сумм, использованных не по целевому назначению, а также внесены рекомендации Правительству Республики Казахстан по возвращению в бюджет ранее выданных ссуд и кредитов, как, например, с бывшим Реабилитационным банком.

Информация о работе Бюджетная система РК