Бюджетное планирование и контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучений теоретических аспектов бюджетирования, а также изучение особенностей бюджетного планирования и бюджетного контроля на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить понятие и значение бюджетирования;
2) изучить основные этапы внедрения системы бюджетирования на предприятии;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы бюджетирования
1.1. Сущность, функции и задачи бюджетирования
1.2. Виды бюджетов и их классификация
1.3. Основные этапы внедрения системы бюджетирования на предприятии
2. Система бюджетного планирования
2.1. Общая схема формирования бюджетов на предприятии
2.2. Планирование бюджета
2.3. Разработка бюджета
2.4. Контроль выполнения бюджета предприятия
3. Возможные пути совершенствования системы бюджетного планирования
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Бюджетирование.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

 

Введение

4

1.

Теоретические основы бюджетирования

 

1.1.

Сущность, функции и задачи бюджетирования

6

1.2.

Виды бюджетов и их классификация

8

1.3.

Основные этапы внедрения  системы бюджетирования на предприятии

19

2.

Система бюджетного планирования

 

2.1.

Общая схема формирования бюджетов на предприятии

21

2.2.

Планирование бюджета

22

2.3.

Разработка бюджета

24

2.4.

Контроль выполнения бюджета предприятия

28

3.

Возможные пути совершенствования  системы бюджетного планирования

33

Заключение

38

Список используемой литературы

40

Приложение

42


 

Введение

 

Современный бизнес в  России очень динамичен и достаточно суров. Уже нельзя принимать решения, основываясь только на интуиции и  личном представлении о положении  дел.

На сегодняшний день коммерческие организации хозяйствуют на свой страх и риск. Как отследить затраты и доходы на предприятии? Какой должна быть система учета, планирования, анализа и контроля, чтобы стать надежным инструментом для принятия верных управленческих решений? Как спрогнозировать сегодня, что будет с компанией завтра?…

Последние несколько  лет популяризации бюджетирования уделялось большое влияние. Бюджетирование позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные.

В течение многих лет  различные организации рассматривали свои бюджеты просто как обязательную оценку предстоящих годовых доходов и затрат. Теперь это отношение быстро меняется, поскольку рынок требует большей конкурентоспособности, и предприятия вынуждены быть более динамичными. Успешные компании постоянно повышают точность своих прогнозов относительно будущих операций и связанных с ними потребностей в ресурсах. Это не только увеличивает важность бюджетирования и планирования, это также изменяет традиционные формы различных таблиц, бюджетных систем и программного обеспечения собственного производства.

В бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.

Актуальность выбранной  темы определяется тем, что бюджетирование играет важнейшую роль в развитии предприятия и в получении наиболее высокой прибыли. Управление предприятием невозможно без финансового планирования работы предприятия, а также контроля за выполнением разработанных финансовых планов. Поэтому планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления и служащего для обеспечения достоверной информацией. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции, а также неопределённости в условиях рыночной экономики и он служит важным инструментом достижения его целей.

Целью данной работы является изучений теоретических аспектов бюджетирования, а также изучение особенностей бюджетного планирования и бюджетного контроля на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить понятие  и значение бюджетирования;

2) изучить основные этапы внедрения системы бюджетирования на предприятии;

3) рассмотреть общую схему формирования бюджетов организации;

4) ознакомиться с планированием, разработкой и контролем выполнения бюджета предприятия.

Объект исследования – теоретические и методические аспекты концепции бюджетирования.

Предметом исследования курсовой работы является бюджетирование как основа организации финансов предприятия.

Курсовая работа содержит 41 страницы машинописного текста (шрифт 14, формат А4), 2 рисунка, 6 таблицу и 18 информационных источников.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

 

1.1. Сущность, функции и задачи бюджетирования

 

Под бюджетированием в бухгалтерском управленческом учете понимается процесс планирования движения ресурсов по предприятию на заданный будущий период времени, с помощью определенных финансовых инструментов – бюджетов. Соответственно бюджет (или смета) - это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставить все понесенные затраты и полученные результаты на предстоящий период времени в целом и по отдельным периодам [1].

Согласно определению  Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет - это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. B результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.

Бюджетирование помогает компании более эффективно принимать  решения, выполнять эти решения  и контролировать их выполнение. Планирование, как составляющая бюджетирования, предоставляет возможность предсказать, что будет через месяц, через полгода или через год. И если в процессе планирования оказывается, что через некоторое время положение дел изменится не в лучшую сторону, то можно и, конечно же, нужно уже сейчас начинать искать решения во избежание трудностей в будущем. Планирование – одна из важнейших функций управления – процесс определённых действий, которые должны быть выполнены в будущем.

При использовании полноценной системы бюджетирования, за каждый плановый показатель отвечает конкретный человек. Причем, влиять на показатель могут несколько человек, но отвечать, как правило, должен один. При этом каждый сотрудник не просто получает установку сделать то-то и так-то – он сам участвует в планировании своей деятельности и, соответственно, впоследствии отвечает за исполнение планов. Из вышесказанного вытекает еще одна важная составляющая бюджетирования – система ответственности [9].

Не менее важными  являются постановка системы учета и контроля. Полноценная система бюджетирования позволяет наладить полный управленческий цикл от планирования до учета, контроля и анализа. Только полный замкнутый управленческий цикл позволят эффективно управлять компанией и ее финансово-экономическим состоянием.

Структура бюджета зависит  от того, что является предметом  бюджета, размера организации, квалификации разработчиков. Бюджет должен предоставлять информацию доступно и ясно для пользователей.

Рассмотрим основные функции бюджета, которые выделил Бясов К.Т. в журнале «Финансовый менеджмент», 2004, №1 [4]:

  1. Бюджет как экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, является переработкой этих прогнозов.
  2. Бюджет как основа для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности компании. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.
  3. Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционной деятельности и т.д.
  4. Бюджет как основа для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.

Основными задачами бюджетирования являются [6]:

  • Планирование. Подготовка планов и бюджетов позволяет менеджерам намечать конкретные цели в будущем, предвидеть проблемы и находить пути их решения, определять направление развития, обосновывать выделение финансовых ресурсов.
  • Анализ и Контроль. Контроль за деятельностью компании может быть осуществлен путем сопоставления фактических результатов с запланированными.
  • Координация. Процесс формирования бюджета компании заставляет отделы и отдельных руководителей работать сообща, чтобы обеспечить достижение намеченных целей.
  • Оценка. Поскольку бюджет является планом, выраженным в деньгах, степень его выполнения может быть использована в качестве критерия оценки результатов деятельности отделов и руководителей.
  • Мотивация. Бюджет отражает ожидаемые от конкретных исполнителей финансовые результаты и выступает в качестве одного из стимулов к их достижению.

 

1.2. Виды бюджетов  и их классификация

Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости  от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.

По мнению Брег С. к двум основным, следует отнести бюджеты, построенные по принципу "снизу вверх" и "сверху вниз" [3].

Первый вариант предусматривает  сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям  нижнего уровня и далее к руководству  компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные "снизу" показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных.

Второй подход требует  от руководства компании четкого  понимания основных особенностей организации  и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый  период. Бюджетирование "сверху вниз" обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности. В целом бюджетирование "сверху вниз" является предпочтительным, однако на практике, как правило, применяются смешанные варианты содержащие в себе черты обоих вариантов.

Классификация бюджетов [14]:

  • Долгосрочные и краткосрочные бюджеты.

По различным мнениям, "горизонт прогнозирования" на данный момент в России составляет от полугода до полутора-двух лет. Таким образом, представляется вполне рациональным считать краткосрочными бюджетами квартальные и менее, а долгосрочными - от полугода до года.

  • Постатейные бюджеты.

Постатейный бюджет предусматривает жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. В России сама концепция постатейных бюджетов широко распространена в коммерческих структурах, но на практике редко воплощается с достаточной жесткостью.

 

  • Бюджеты с временным периодом.

Этот термин означает систему бюджетирования, в которой  неизрасходованный на конец периода  остаток средств не переносится  на следующий период. Эта разновидность  бюджета используется в большинстве  организаций, т.к. позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании. К недостаткам такого метода следует отнести неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить остаток средств на зачастую ненужные расходы или просто неоптимальным образом, опасаясь, что в случае "недорасхода" бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.

  • Гибкие и статичные бюджеты.

При составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж. Гибкий бюджет хорош тем, что позволяет более адекватно оценить эффективность работы подразделений.

  • Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем.

Бюджет с нулевым  уровнем - это бюджет, который каждый раз составляется заново, "с нуля". В противоположность ему, у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом.

Многие авторы также  рассматривают и другую классификацию  бюджетов, которая представлена на рисунке 1:

1) Финансовые (основные) бюджеты:

- бюджет доходов и  расходов,

Информация о работе Бюджетное планирование и контроль