Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 12:24, дипломная работа
Цель дипломной работы - бухгалтерская отчётность организации: порядок составления и анализ.
Ход работы определяется задачами исследования, среди которых в общем плане можно перечислить:
- рассмотреть роль бухгалтерской отчетности в финансовом анализе;
- охарактеризовать финансово-хозяйственную деятельность предприятия на примере ОАО «Нефтеавтоматика»;
- описать методику анализа финансовой отчетности на примере ОАО «Нефтеавтоматика»;
- провести обобщающую оценку финансового состояния ОАО «Нефтеавтоматика»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………………………3
ГЛАВА 1 Бухгалтерская отчетность – источник информации для анализа финансового состояния организации........................................................................................................7
1.1 Сущность бухгалтерской отчетности…………………………………………..7
1.2 Требования к представлению бухгалтерского баланса по МСФО и в соответствии с российскими нормативными документами……………………..12
1.3 Роль бухгалтерской отчетности в анализе финансового состояния предприятия…………………………………………………………………….......16
ГЛАВА 2 Анализ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ предприятия на примере ОАО «Нефтеавтоматика»…………………………………..21
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ОАО «Нефтеавтоматика»…………………………………………..……21
2.2 Анализ состава, структуры и динамики прибыли предприятия на примере ОАО «Нефтеавтоматика»………………………………………………...………..30
2.3 Факторный анализ рентабельности предприятия на примере ОАО «Нефтеавтоматика»…………………………………………………………...……38
ГЛАВА 3 Основные направления повышения финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО «Нефтеавтоматика»………………………………………………...……..51
3.1 Пути совершенствования управления финансовыми результатами и повышения эффективности деятельности предприятия…………………………51
3.2 Предложения по укреплению финансового положения и росту результатов деятельности предприятия на примере ОАО «Нефтеавтоматика»……...............56
Заключение……………………………………………………………….…..66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...70
Расчет влияния изменения выручки от продаж, себестоимости продукции на рентабельность продаж определим методом цепных подстановок:
Ha изменение рентабельности продаж факторы повлияли следующим
образом.
– Изменение выручки от продаж:
DРп (N) = 0,4419 – 0,0438 = +0,3981 = 39,81.
– Изменение себестоимости проданных товаров:
DРп (S) = 0,0619 – 0,4419 = -0,38 = -38,0.
Совокупное влияние факторов: 6,19 – 4,38 = 39,81 – 38,0+1,81 = +1,81
Следовательно, в 2013 году по сравнению с 2011 годом рост объема выручки от продаж способствовал снижению убыточности продаж на 0,3981. Рост же себестоимости проданных товаров повлек за собой увеличение убыточности продаж и составил 0,38. В целом прибыльность продаж в 2013 году по сравнению с 2011 годом возросла на 1,81%.
Итак, увеличение показателей рентабельности в динамике свидетельствует о повышении эффективности деятельности, степени доходности, прибыльности ОАО «Нефтеавтоматика».
Вывод по второй главе: результаты анализа за 2011 – 2012 гг. показали, что предприятие достигло высоких показателей деятельности. Выручка увеличилась на 69,1%, прибыль от продаж на 173,4%, чистая прибыль на 842,6%, что свидетельствует об увеличении объемов реализации продукции или оказываемых услуг. Краткосрочные обязательства предприятия увеличились на 11,1%, и темпы их роста не превышают темпы увеличения выручки от реализации. Это свидетельствует о платежеспособности предприятия [31, c.196].
Экспресс-анализ финансового состояния в 2012 – 2013 гг. выявил, что финансовое состояние ОАО «Нефтеавтоматика» ухудшилось: так прибыль от продаж уменьшилась на 11,5%, чистая прибыль на 44,8%. Наблюдается также темп роста дебиторской задолженности и запасов и они существенно выше темпов роста выручки, следовательно, происходит излишнее отвлечение денежных средств в оборотных активах, это свидетельствует об ухудшении платежеспособности в 2013 году.
Несмотря на рост в динамике всех показателей прибыли ОАО «Нефтеавтоматика» в 2012 году, наблюдается спад деловой активности к 2013 г., который выражается в снижении темпов прироста по всем показателям.
Результаты расчета факторных влияний указывают на положительное воздействие всех исследуемых элементов в 2012 г. Наибольший прирост прибыли на 31496 тыс. руб. приходится на снижение себестоимости. За счет объема продаж прибыль ОАО «Нефтеавтоматика» увеличилась на 14983 тыс. руб.
В 2013 г. возможности роста прибыли не были полностью реализованы в результате снижения объема продаж в натуральном выражении (прибыль недополучила 9112 тыс. руб.) и роста себестоимости, отрицательное воздействие которой составило 10593 тыс. руб. Общее снижение прибыли от продаж ОАО «Нефтеавтоматика» в 2013 г. было получено за счет увеличения себестоимости, и снижения объемов продаж.
Высокие значения показателей рентабельности в 2012 году свидетельствуют об эффективности деятельности ОАО «Нефтеавтоматика» в данный период. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. все показатели рентабельности ОАО «Нефтеавтоматика» снизились, однако были не ниже уровня 2011 года. Это свидетельствует об улучшении эффективности хозяйственной деятельности предприятия в 2013 году в сравнении с 2012 годом.
3. Основные направления повышения финансовых результатов деятельности предприятия на примере ОАО «Нефтеавтоматика»
3.1. Пути совершенствования управления финансовыми результатами и повышения эффективности деятельности предприятия
Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений руководством предприятия по всем основным аспектам ее планирования, формирования, распределения и использования. В какой бы сфере деятельности не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль [23, с.70].
Управление прибылью непосредственно связано с производственной, финансовой, инвестиционной и инновационной деятельностью предприятия. Это определяет необходимость органичной интеграции системы управления прибылью в составе системы управления предприятием.
Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли взаимосвязаны и оказывают влияние на конечные результаты деятельности предприятия.
Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах деятельности. Это связано с высокой динамикой факторов внешней среды, с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков.
Управление прибылью должно основываться на многовариантном подходе к разработке отдельных управленческих решений. Подготовка каждого управленческого решения по формированию, распределению и использованию прибыли должны иметь альтернативные возможности.
Система управления прибылью призвана решать следующие основные задачи:
- обеспечение
максимизации размера
- обеспечение
оптимальной
- обеспечение
высокого качества
- обеспечение
формирования достаточного
Все перечисленные задачи управления прибылью тесно взаимосвязаны.
Процесс управления прибылью базируется на определенном механизме, в структуру которого входят следующие элементы:
- государственное
правовое и нормативное
- рыночный
механизм регулирования
- внутренний
механизм регулирования
Для эффективного управления прибылью необходим не только расчет порога рентабельности и запаса финансовой прочности, но и определение прогнозной величины прибыли предприятия.
Экономически обоснованное определение размера прибыли имеет большое значение для предприятий, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников.
Существует множество методов прогнозирования и планирования финансовых результатов предприятия. Правильный подбор метода прогнозирования прибыли позволяет наиболее точно определить плановый размер прибыли хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо сравнить основные методы прогнозирования прибыли между собой.
Метод прямого счета, основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает.
Расчет требует: определения ассортимента по всем позициям номенклатуры; составления калькуляций по всем изделиям; исчисления плановой себестоимости и договорных цен на продукцию, что в свою очередь предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам; установления цен реализации выпускаемой продукции. Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.
Аналитический метод, основан на планировании прибыли с учетом неизменной рентабельности и предполагаемого объема продаж. Впоследствии полученное значение корректируется по мере изменения уровня цен по элементам себестоимости продукции либо других факторов, но он не учитывает динамику рынка по предыдущим периодам, а опирается на текущие изменения. Аналитический метод применяют при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана [12, c.120].
Нормативный метод, прост в использовании и подразумевает определение планируемой прибыли на основе единого процента рентабельности на всю реализуемую продукцию. Но иногда для достижения большей эффективности предприятиям приходится устанавливать на одни виды продукции высокий процент рентабельности, а другие производить себе в убыток для поддержания ассортимента.
Факторный метод, наиболее перспективен. Принципиальные установки этого метода: прогнозный анализ финансовых результатов; применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонений от избранного значения; полный учет инфляционных изменений; использование базовых показателей за предыдущий период; определение наиболее значимых факторов, влияющих на планируемые показатели; выбор оптимального значения показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль получает значения исходных, целевых показателей, на основе которых разворачивается планирование.
Вместе с тем факторный метод планирования прибыли имеет некоторые недостатки: большая трудоемкость; не полный учет зависимости прибыли от влияния всех основных и второстепенных факторов; использование информации только за отчетный период, равный плановому (для учета изменения требуется более значительный временной период).
Метод прогнозирования, основанный на анализе одиночных временных рядов, более гибок по отношению к динамике рынка, так как он учитывает изменение факторов, образующих прибыль.
Таким образом, операционный анализ хозяйственной деятельности предприятия и прогнозирование прибыли позволяет не только точно оценить текущее состояние предприятия, но и с определенной долей точности предсказать перспективы его развития [24, с.14].
Модель качества управления финансами предприятия нацелена на грамотное управление финансами, обеспечивающее наращивание потенциала предприятия, осуществляющего в ходе управления финансами деятельность, добавляющую ценность, за счет роста деловой репутации и увеличения стоимости самого предприятия.
Для оценки качества управления финансами предприятия применяются критерии, объективно, достоверно и количественно измеряемо характеризующие финансовую деятельность на предприятии [25, с.27].
Даже полученные в результате расчетов данные, например бюджеты и стандартные затраты, стоит регулярно подвергать анализу, чтобы выявить степень актуальности заложенных в них параметров и принципов расчета. В большей степени это сфера бухгалтерского учета.
В российской и зарубежной практике широко применяется метод СVР -анализа (cost-volume-profit analysis; анализ «затраты/объем/прибыль»), позволяющий найти баланс между суммарными затратами, прибылью компании и объемом производства. Взаимосвязи, на которых построен СVР –анализ, формируют основную модель финансовой деятельности компании и являются основным механизмом планирования.
Цель СVР–анализа – показать, как изменятся финансовые результаты (чистая прибыль) в случае изменения объема производства, общих поступлений от реализации продукции и расходов.
Экономика финансово-хозяйственной деятельности показывает, что компания может реализовать больший объем продукции только в том случае, если цена реализации единицы продукции будет снижена. Следовательно, общие поступления от реализации не могут возрастать пропорционально выпуску продукции.
Поэтому компании важно найти оптимум между объемом производства, общими затратами и общими поступлениями в краткосрочном периоде. В условиях рыночной экономики благополучие предприятия напрямую зависит от величины полученной прибыли. Требуется обоснованные и взвешенные подходы при принятии как стратегических, так и тактических решений на основе широкого использования экономических методов [35, с.5].
3.2. Предложения по укреплению финансового положения и росту результатов деятельности предприятия на примере ОАО «Нефтеавтоматика»
Прежде чем приступить к поиску направлений по повышению прибыли предприятия ОАО «Нефтеавтоматика» и разработке рекомендаций по стабилизации и улучшению финансового состояния, рассмотрим проблемы в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, выявленные в ходе проведенного практического анализа.
Экспресс-анализ финансового состояния в 2012 – 2013 гг. выявил, что финансовое состояние ОАО «Нефтеавтоматика» ухудшилось, об этом свидетельствует снижение показателей финансовой деятельности предприятия, так прибыль от продаж уменьшилась на 11,5%, чистая прибыль на 44,8%.