Бухгалтерский баланс как важнейшая форма отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения. Умение читать баланс - это знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия, что дает возможность: получить значительный объем информации о предприятии; определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами; установить, за счет каких статей изменилась величина оборотных средств; оценить общее финансовое состояние предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике. 5
1. 1. Характеристика нормативно - законодательной базы по составлению бухгалтерского баланса. 5
1.2. Виды и формы бухгалтерских балансов 6
1.3. Схемы построения бухгалтерского баланса России и международной практике. 12
2. Содержание бухгалтерского баланса 15
2.1. Состав, классификация и характеристика статей актива бухгалтерского баланса 15
2.2. Состав, классификация и характеристика статей пассивабухгалтерского баланса 24
2.3. Взаимосвязь баланса с другими формами бухгалтерской отчетности 30
3. Практическая часть курсовой работы. Вариант №8. 33
Заключение 47
Список используемой литературы 49

Файлы: 1 файл

курсовик бу 4 курс 2 семестр.docx

— 143.50 Кб (Скачать файл)


aФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(ФГБОУ ВПО ИрГУПС)»

 

Факультет: Экономики и финансов

Кафедра: Бухучет и налогообложение

 

Бухгалтерский баланс как важнейшая форма отчетности

Курсовая работа

 

КР.  460200.080109.65.355. ПЗ

 

 

Выполнил(а):                                              Проверил(а):

Студент(ка)  гр                                          .Ст. преподаватель

Б-10-01-1355к                                           ЛысеняВ.В.

Погодаева К.И.

 

 

«   »__________ 2014 г.                 «   »__________ 2014 г.                

 

 

 

 

 

Иркутск   2014 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня одним из важнейших условий выхода предприятия на международные финансовые рынки и привлечения инвестиций, является обеспечение прозрачности собственной финансовой информации. Бухгалтерский баланс, как одна из составляющих бухгалтерской отчетности, формируемой организацией, является источником такой информации. Формирование баланса - сложный и ответственный этап работы бухгалтерской службы каждой организации.

Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения. Умение читать баланс - это знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности предприятия, связи с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия, что дает возможность: получить значительный объем информации о предприятии; определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами; установить, за счет каких статей изменилась величина оборотных средств; оценить общее финансовое состояние предприятия.

Благодаря бухгалтерскому балансу: руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению предприятием; аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учета и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента; аналитики определяют направления финансового анализа.

В данной курсовой работе рассматриваются виды и формы бухгалтерских балансов, их различия и особенности составления, изучаются схемы построения бухгалтерских балансов, функции которые несут они для внутренних и внешних пользователей на том или ином этапе деятельности предприятия.

Целью данной курсовой работы является раскрытие экономического содержания и техники составления баланса как основной формы бухгалтерской отчетности в разрезе различных форм и видов балансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике.

 

1. 1. Характеристика нормативно-законодательной базы по составлению бухгалтерского баланса.

 

При составлении бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами, которые, в соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» можно подразделить на три уровня.

Первый уровень составляют закон РФ и иные законодательные документы, Указы Президента Российской Федерации, обеспечивающие единообразное ведение учета и своевременное и достоверное составление и представление отчетности организаций заинтересованным пользователям.

Второй уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации. Здесь рассматриваются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

Третий уровень составляют документы, к которым относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений. Здесь предлагают возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Документы разрабатываются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти. Основными документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень составляют документы, разрабатываемые организациями при формировании своей учетной политики. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Обязательным условием разработки собственных форм отчетности для организации является сохранение принципов построения форм бухгалтерской отчетности, т.е. сохранение кодов строк, итогов разделов и групп статей бухгалтерского баланса в соответствии с унифицированной формой.

1.2. Виды и формы бухгалтерских балансов

 
 Годовая бухгалтерская отчётность коммерческих организаций включает:  
• бухгалтерский баланс (форма № 1);  
• отчёт о прибылях и убытках (форма № 2);  
• отчёт об изменениях капитала (форма № 3);  
• отчёт о движении денежных средств (форма № 4);  
• приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);  
• пояснительную записку;  
• аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчётности организации, если она подлежит обязательному аудиту или если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчётности (п. 2 ст. 13 закона № 129-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99, п. 2 Указаний об объёме форм бухгалтерской отчётности, утв. приказом Минфина России от 22.07.03 № 67н).  
 Бухгалтерский баланс является главной формой в системе бухгалтерской отчётности, поскольку он характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчётную дату. Он является одним из признаков юридического лица (ст. 48 ГК РФ).  
 Именно по данным бухгалтерского баланса: 
• оценивается возможность выполнения организацией в ближайшее время взятых на себя обязательств перед третьими лицами либо же преодоления ею возникших финансовых затруднений;  
• определяются финансовые результаты работы в виде наращивания собственного капитала за отчётный период.  
 Отчёт о прибылях и убытках — основная отчётная форма, характеризующая порядок формирования результата финансово-хозяйственной деятельности организации. Определяется же этот результат путём подсчёта всех прибылей и всех убытков (потерь) за отчётный период, отражённых по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки».  
 Отчёт об изменениях капитала раскрывает дополнительные данные об изменениях в капитале и даёт пояснения к статьям бухгалтерского баланса раздела «Капитал и резервы».  
 В отчёт о движении денежных средств раскрывается информация о денежных средствах организации, находящихся на счетах в банках и в кассе. Данные отчёта должны характеризовать изменения в финансовом положении организации в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.  
 Под текущей деятельностью понимается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности. Короче говоря, деятельность, связанная с производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, выполнением строительных работ, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.  
 Инвестиционной деятельностью считается деятельность организации, связанная с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также с их продажей; с осуществлением собственного строительства, расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические разработки; с осуществлением финансовых вложений (приобретение ценных бумаг других организаций, в том числе долговых, вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, предоставление другим организациям займов и т. п.).  
 Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заёмных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями займов, погашение заёмных средств и т. п.).  
 Показатели отчёта позволяют выявить причины изменений в объёме и составе денежных потоков за отчётный период.  
 Соответствующие разделы приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5) раскрывают необходимые сведения об амортизируемом имуществе, финансовых вложениях, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, содержат расшифровку расходов по обычным видам деятельности по элементам затрат, а также иную информацию.  
 Пояснительная записка является структурным элементом годового бухгалтерского отчёта. В ней приводятся данные, не нашедшие отражения в формах годовой бухгалтерской отчётности.  
 Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». 

Центральной формой бухгалтерского учета является баланс. В бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления. В работе предлагается классифицировать бухгалтерские балансы по следующим признакам:

По источникам составления балансы делятся на инвентарные, книжные, генеральные.

Инвентарные составляются на основе инвентаря имущества, средства в расчетах и обязательств перед третьими лицами и должны быть подтверждены инвентаризацией.

Книжные балансы основаны на принципе регистрации фактов хозяйственной жизни без предварительной проверки их при помощи инвентаризации и составляются по данным счетов Главной книги.

Генеральные балансы считаются самыми реальными, поскольку в их основу положены текущие учетные записи, подтвержденные фактическими сведениями путем проведения инвентаризации.

По срокам составления балансы классифицируются на вступительные, текущие, заключительные, санируемые, ликвидационные. Разделительные и объединительные.

Санируемые используются лишь в исключительных целях, когда предприятие находится на пороге банкротства и необходимо либо принять решение о ликвидации, либо убедить кредиторов о целесообразности отсрочки платежа. Санируемые балансы включают данные о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и возможности его покрытия в будущем, возможных сроках мероприятий по финансовому оздоровлению. Санируемые балансы существенно отличаются от отчетных в результате применения уценки элементов баланса, не соответствующих действительности.

Ликвидационные составляются при ликвидации предприятия и представляют информацию об имуществе организации, подлежащем распределению между его кредиторами и собственниками с применением методов оценки статей по цене возможной реализации каждого актива. Они могут разрабатываться на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс), в ходе перехода (промежуточный) и на конец периода ликвидации (заключительный).

Разделительные формируются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких или при передаче структурных единиц одного предприятия другому на основе данных заключительных балансов. Объединительные строятся при объединении нескольких предприятий в одно на основе данных заключительных балансов (при слиянии) или текущих и заключительных одновременно (при присоединении одной компании к другой, ранее действующей).

По объему включаемой информации балансы подразделяются на единичные, сводные и консолидированные.

Единичные характерны для деятельности только одного предприятия.

Сводные составляются в рамках одного собственника, объединяя данные подразделений предприятия или для статистического обобщения показателей по отрасли.

Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы.

Консолидированные отражают положение группы юридически самостоятельных организаций, связанных совместным контролем имущества.

По методу оценки статей выделяют коммерческие и налоговые балансы.

Коммерческие основаны на модификации продажных цен активов, налоговые (или инвентарные) базируются на оценке по себестоимости.

По содержанию балансы делятся на пробные, оборотные и сальдовые. По форме выделяют шахматные, горизонтальные и вертикальные балансы.

Шахматные строятся в виде матрицы.

Горизонтальные предполагают расположение статей активов и пассивов друг напротив друга, и в их основе лежит формальное уравнение двойственности.

Вертикальная форма, базирующаяся на капитальном уравнении, представляет сначала активы, а затем капитал и обязательства.

По характеру деятельности балансы подразделяются на основной и неосновной деятельности.

К основной относятся виды деятельности, зарегистрированные в уставе. Вся прочая деятельность, осуществляемая предприятием, рассматривается как неосновная. Отделы организаций, которые занимаются неосновной деятельностью, могут иметь отдельные балансы. Средства подразделения, занимающегося неосновной деятельностью, отражаются на тех статьях баланса, где отражаются средства по основной деятельности.

По реформированию балансы классифицируются на реформированные и нереформированные.

Реформированными считаются балансы, в которых прибыль отчетного года уже распределена и отдельной строкой не показывается.

В нереформированных балансах отдельной строкой показана прибыль отчетного года.

По формам собственности различают балансы государственных, кооперативных, частных, смешанных и совместных организаций, а также общественных организаций. Они различаются по источникам образования средств.

По объектам отражения балансы делятся на самостоятельные и отдельные. Самостоятельный баланс имеют организации, которые являются юридическими лицами. Отдельный баланс составляют структурные подразделения организации.

Исходя из вышеуказанных видов бухгалтерских балансов некоторые специалисты наряду с видами указывают и формы баланса, которые подразделяют на:

Информация о работе Бухгалтерский баланс как важнейшая форма отчетности