Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов, связанных с возвратом товара юридическими и физическими лицами, а также бухгалтерского и налогового учета операций, связанных с возвратом и гарантийным ремонтом товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить правовые основы возврата товара юридическими и физическими лицами;
- рассмотреть порядок документального оформления операций по возврату товара;
- изучить особенности бухгалтерского и налогового учета по возврату товаров у поставщика и покупателя;
- изучить особенности бухгалтерского и налогового учета, связанные с гарантийным ремонтом товаров.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Учет возврата товаров юридическими лицами……………………………………………4
1.1. Правовые основы возврата товаров……………………………………………………...4
1.2. Документальное оформление возврата товаров………………………………………..5
1.3. Бухгалтерский учет возврата товаров……………………………………………………6
2. Учет возврата товаров физическими лицами……………………………………………..10
2.1. Правовые основы возврата товаров……………………………………………………..10
2.2. Документальное оформление операций по возврату товаров и денежных средств…11
2.3. Бухгалтерский учет возврата товаров……………………………………………………12
3. Учет гарантийного ремонта. Создание резерва на гарантийный ремонт……………….15
Заключение……………………………………………………………………………………..20
Практическая часть. Задача……………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………
Дебет 50 Кредит 76
- на сумму
полученных от покупателя
3) Корректируется запись по списанию возвращенного покупателем товара, что позволяет оприходовать его как полученный от покупателя:
Дебет 90.2 Кредит 41
- на учетную
стоимость возвращенных
4) Корректируется запись по начислению задолженности бюджету по НДС с оборота по продаже возвращенного товара:
Дебет 90.3 Кредит 68
- на сумму
ранее начисленной
5) В случае, если товары в организации учитываются по продажным ценам, составляется корректировочная запись:
Дебет 90.2 Кредит 42
- на сумму торговой наценки, относящейся к возвращенному товару.
При отгрузке товара поставщику на основании товарной накладной на покупную стоимость товара делается запись:
Дебет 76.2 Кредит 41
При учете товаров по продажным ценам дополнительно составляется проводка на сумму торговой наценки:
Дебет 42 Кредит 41
Сумма НДС, уплаченная поставщику при покупке товара и предъявленная ранее к вычету, подлежит восстановлению:
Дебет 76.2 Кредит 68
Выплата покупателю денег за возвращенный товар отражается в учете записью:
Дебет 76 Кредит 50
- на сумму
фактически выплаченных
В том случае, когда покупателю не выплачиваются деньги, а возвращенный товар обменивается на новый, факт передачи покупателю нового товара следует отражать в учете как его реализацию по цене продажи возвращенного товара. При этом будут составлены следующие записи:
1) Отражается факт погашения задолженности перед покупателем, возвратившим товар, и продажи ему товара, переданного в обмен на возвращенный:
Дебет 76 Кредит 90.1
- на цену продажи возвращенного покупателем товара;
2) Списывается переданный покупателю товар:
Дебет 90.2 Кредит 41
- на учетную
стоимость переданного
Записи на начисление обязательств перед бюджетом по налогам составляются по стандартной схеме отражения в учете продаж:
Дебет 90.3 Кредит 68
- на сумму
задолженности бюджету по НДС,
определяемую исходя из оценки
оборота по реализации в сумме
цены продажи возращенного
В случае если товар возвращается в следующем отчетном году, порядок учетных записей, отражающих данный факт, будет следующим:
На сумму уплаченной покупателем цены возвращенного товара составляется запись:
Дебет 91.2 Кредит 76
Возвращенный покупателем товар приходуется записью на цену его приобретения:
Дебет 41 Кредит 91.1
Если учет товаров в организации ведется по продажным ценам, на сумму торговой надбавки дополнительно составляется запись:
Дебет 41 Кредит 42
На сумму ранее начисленной задолженности бюджету по НДС с оборота по реализации возвращенного товара составляется проводка:
Дебет 68 Кредит 91.1
При возврате товара ненадлежащего
качества, приобретенного в кредит, покупателю
возвращается уплаченная за товар денежная
сумма в размере погашенного ко дню возврата
товара кредита, а также возмещается плата
за предоставление кредита.
Пример
3.
Покупатель N решил расторгнуть договор купли-продажи и вернуть товар ненадлежащего качества, приобретенный в кредит. Продавец удовлетворил требования покупателя. Магазин ведет учет товаров по продажным ценам. Стоимость товара, проданного в кредит, в розничных ценах составляет 12 000 руб. Торговая надбавка – 3000 руб. Плата за кредит составила 1000 руб. На дату возврата товара покупатель внес 7500 руб. Таким образом, дебетовое сальдо на счете учета расчетов с покупателем (62.1), на дату возврата товара составила 5500 руб. (12 000 + 1000 – 7500).
В учете магазина сделаны такие записи:
Дебет 41.2 Кредит 62.1– 12 000 руб.
– оприходован возвращенный товар по розничной цене;
Дебет 62.1 Кредит 90.1– (1000 руб.)
- сторно платы за предоставление кредита (ранее эта сумма была включена в выручку от продажи товара);
Дебет 90.2 Кредит 90.1– (12 000 руб.)
– скорректирован розничный товарооборот (выручка от продаж) на стоимость возвращенного товара;
Дебет 90.2 Кредит 42 – 3000 руб.
– восстановлена торговая надбавка;
Дебет 90.3 Кредит 68.3 – (1830,51 руб.) (12 000 руб. х 18/118)
– сторно НДС, исчисленного со стоимости возвращенного товара;
Дебет 90.3 Кредит 68.3 – (152,54 руб.) (1000 руб. х 18/118)
– сторно НДС, исчисленного с платы за кредит;
Дебет 62.1 Кредит 50.1 – 7500 руб.
– покупателю выданы денежные средства из кассы магазина в размере внесенного взноса.
3. Учет гарантийного ремонта. Создание резерва на гарантийный ремонт
Сегодня практически все товары имеют гарантийный срок обслуживания. Налоговый и бухгалтерский учет гарантийного ремонта имеет свои особенности.
Гарантийный срок на товар, как правило, устанавливает изготовитель (п. 6 ст. 5 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»). В течение этого срока недостатки, обнаруженные в товаре, устраняют бесплатно.
Если производитель не предусмотрел гарантию, это может сделать продавец. Для большей коммерческой привлекательности товара он даже вправе удлинять срок гарантии изготовителя (п. 7 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей»). Ремонт и техническое обслуживание товаров фирма-изготовитель или торговая компания могут проводить либо самостоятельно, либо с помощью сторонних организаций – сервисных центров. Стоимость ремонта в сервисном центре оплачивает фирма, установившая гарантию.
Рассчитывая налог на прибыль, расходы на гарантийный ремонт учитывают в составе прочих, связанных с производством и реализацией (подп. 9 п. 1 ст. 264 НК). Для фирм такие расходы будут косвенными. Списывать их надо полностью в том периоде, когда они были произведены (ст. 318, ст. 320 НК).
Налоговый кодекс предлагает два метода учета. В соответствии с ними затраты можно списывать либо единовременно, либо постепенно – за счет резерва на гарантийный ремонт. Второй способ удобен, если в течение года покупатели обращаются за сервисным обслуживанием неравномерно.
Фирма сама принимает решение о создании резерва (п. 2 ст. 267 НК). Это решение должно быть закреплено в учетной политике для расчета налога на прибыль. Там указывают предельную сумму резерва и способ расчета величины отчислений. Устанавливать их нужно с учетом требований пункта 3 статьи 267 Налогового кодекса.
Резерв формируют непосредственно при продаже товаров с гарантией. По методике, указанной в учетной политике, определяют сумму от стоимости проданного товара, которая увеличивает резерв. Расчеты удобнее проводить в конце месяца или квартала по итоговым данным о продажах.
В бухгалтерском учете также можно создавать резерв на гарантийный ремонт (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н). Для этого в учетной политике для целей бухгалтерского учета надо определить порядок формирования такого резерва. При этом фирма может выбрать один из следующих вариантов:
а) установить годовую сумму планируемого резерва и ежемесячно списывать 1/12 часть от нее;
б) разработать свою методику определения ежемесячной суммы резерва.
Для сближения бухгалтерского и налогового учета можно установить, что и там и там фирма создает резерв по правилам статьи 267 Налогового кодекса.
Пример 4
ООО «Дельта» продает мопеды с гарантийным сроком обслуживания. В учетной политике предусмотрено создание резерва на 2011 год. Там же указано, что как в бухгалтерском, так и в налоговом учете фирма формирует резерв по правилам статьи 267 Налогового кодекса. Ежемесячно фирма списывает предельную сумму резерва, предусмотренную этой статьей.
Расходы на гарантийный ремонт за 2009-й и 2010 годы составили 96 000 руб., а выручка за тот же период – 48 000 000 руб. (без НДС).
1. Доля расходов на гарантийный ремонт в общей выручке:
96 000 руб. / 48 000 000 руб. x 100 = 0,2%.
2. По итогам месяца выручка от реализации мопедов – 2 800 000 руб. (без НДС).
В резерв начислено:
2 800 000 руб. x 0,2% = 5600 руб.
Если налогоплательщик реализует товары (работы) с условием проведения гарантийного ремонта и обслуживания менее трех лет, то для расчета предельного размера создаваемого резерва учитывается объем выручки от реализации указанных товаров (работ) за фактический период их реализации. Налогоплательщик, ранее не осуществлявший реализацию товаров (работ) с условием гарантийного ремонта и обслуживания, вправе создавать резерв на эти цели в размере, не превышающем ожидаемых расходов на указанные затраты (п. 4 ст. 267 НК РФ). (Под ожидаемыми расходами понимаются расходы, предусмотренные в плане на выполнение гарантийных обязательств, с учетом срока гарантии). По истечении налогового периода налогоплательщик должен скорректировать размер созданного резерва исходя из доли фактически осуществленных расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за истекший период.
Планом счетов для отражения резервов, создаваемых организациями предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов», к которому открываются субсчета по видам резервов.
Исходя из этого, в бухгалтерском учете торговой организации сведения о сумме резерва на гарантийный ремонт отражаются на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» субсчет «Резерв на гарантийный ремонт».
При отчислениях в резерв на гарантийный ремонт бухгалтер торговой организации делает проводку: Таблица 5
Корреспонденция счетов при формировании резерва
Корреспонденция счетов |
Содержание операции | |
Дебет |
Кредит | |
44 |
96 |
Начислен резерв на гарантийный ремонт |
По мере того как фирма будет нести затраты на ремонт проданных товаров по гарантии, она будет списывать их за счет резерва. Сюда могут относиться расходы на приобретение запчастей для ремонта, оплату труда сотрудников, которые устраняют неполадки, и так далее. | ||
96 |
10, 69, 70 и другие |
Списаны расходы на проведение гарантийного ремонта |
Если по итогам года величина резерва оказалась больше фактических расходов, то разницу можно перенести на следующий год (п. 5 ст. 267 НК). Если сложилась обратная ситуация (сумма резерва оказалась меньше суммы расходов на гарантийный ремонт), то разница по итогам года включается в налоговом учете в состав прочих расходов (п. 5 ст. 267 НК).
НДС на услуги по ремонту и техническому обслуживанию товаров во время гарантийного срока начислять не надо (подп. 13 п. 2 ст. 149 НК).
Это значит, что в налоговую базу по НДС не включают средства, полученные от изготовителя для гарантийного ремонта (п. 6.8 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость», утв. приказом МНС от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447).
Некоторые налоговики считают, что если гарантию на импортный товар дает не производитель, а дистрибьютор, то эта льгота на него не распространяется. Однако это не так. Согласно Письма Минфина от 27 февраля 2003 г. № 04-03-11/ 20, предоставляющие покупателям гарантию торговые фирмы имеют такое же право на льготу, как и производители.
Чтобы воспользоваться льготой, фирма должна выполнить ряд условий (письмо Минфина от 27 февраля 2003 г. № 04-03-11/20):
1. Фирма должна оказывать услуги в течение гарантийного срока эксплуатации товаров;
2. Дополнительной платы с покупателя она не требует;
3. Есть документальное подтверждение фактического выполнения услуг.
Документы, которые подтверждают право компании на льготу, лучше указать в учетной политике по НДС. Основным документом, как правило, является гарантийный талон. Он выступает в роли заявки потребителя на услугу по гарантийному ремонту. Оригинал талона передают организации-изготовителю, которая оплачивает работы по ремонту, а копия остается у сервисной компании.