Бухгалтерский финансовый учет материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изложить теоретические аспекты и методологию бухгалтерского финансового учета материалов, а также осветить методы налогового учета, его взаимосвязь и различие с бухгалтерским учетом по рассматриваемому вопросу.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
– изучение информации по теме работы, полученной из учебной литературы, нормативных документов, публикаций в периодических изданиях по исследуемому вопросу;
– группировка и систематизация информации;
– полное, комплексное обобщение информации.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты учета материалов
1.1 Понятие и классификация материалов.
1.2 Понятия, основные задачи учета материалов.
1.3 Первичные документы учета материалов.
1.4 Характеристика российских нормативных документов по учету материалов в историческом аспекте.
1.5 Сравнительный анализ российских стандартов и МСФО в области бухгалтерского учета материалов.
2 Методика учета
2.1 Методика бухгалтерского учета материалов.
2.1.1 Оценка и учет материалов при их заготовлении и приобретении.
2.1.2 Оценка и учет материалов при их выбытии.
2.1.3 Учет специальной одежды, специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования.
2.1.4 Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии.
2.1.5 Учет материалов на забалансовых счетах.
2.1.6 Инвентаризация материалов и учет ее результатов.
2.2 Компьютерные программы бухгалтерского учета.
2.3 Методика налогового учета материалов.
2.4 Сравнительная характеристика бухгалтерского и налогового учета материалов.
3 Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский финансовый учет материалов черновик для взятия материала.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

       На  субсчете 10-1 «Сырье и материалы» учитывается  основные и вспомогательные сырье  и материалы (в том числе строительные у подрядных организаций).

       На  субсчете 10-2 «Покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия, конструкции  и детали» учитываются изделия, приобретенные для комплектации, стоимость которых включается в себестоимость продукции.

       На  субсчете 10-3 «Топливо» учитываются  нефтепродукты (нефть, дизельное топливо, бензин и др.) и смазочные материалы.

       На  субсчете 10-4 «Тара и тарные материалы» учитывается тара, материалы, детали, предназначенные для изготовления тары и ее ремонта.

       На  субсчете 10-5 «Запасные части» учитываются  запасные части, предназначенные для  производства ремонта, замены изношенных частей машин, оборудования, транспортных средств.

       На  субсчете 10-6 «Прочие материалы» учитываются  отходы производства (обрубки, обрезки, стружка), неисправимый брак, материальные ценности, полученные от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы (лом, утиль).

       На субсчете 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» учитываются материалы, переданные в переработку на сторону, стоимость которых далее включается в затраты на производство полученных из них изделий.

       На  субсчете 10-8 «Строительные материалы» учитываются материалы, используемые в процессе строительных и монтажных работ (у организаций-застройщиков).

       На  субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные  принадлежности» учитываются средства труда, которые включаются в состав средств в обороте.

       На  субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» учитываются специальные инструменты, приспособления, оборудование, одежда на складах или иных местах хранения.

       На  субсчете 10-11 «Специальная оснастка и  специальная одежда в эксплуатации»  учитываются специальные инструмент, приспособления, оборудование, одежда в эксплуатации (при производстве продукции, работ, оказания услуг, для управленческих нужд).

       В соответствии с [1] основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету  материально - производственных запасов являются:

  • сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;
  • учет количества и оценка запасов;
  • оперативность (своевременность) учета запасов;
  • достоверность;
  • соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
  • соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.

       Необходимыми  предпосылками действенного контроля за сохранностью запасов являются [1]:

  • наличие должным образом оборудованных складов и кладовых или специально приспособленных площадок (для запасов открытого хранения);
  • размещение запасов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам и типо-сорто - размерам (в штабелях, стеллажах, на полках и т.п.) таким образом, чтобы была обеспечена возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов следует прикреплять ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
  • оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой;
  • применение централизованной доставки материалов со складов организации в цеха (подразделения) по согласованным графикам, а на стройках от поставщиков, базисных складов и комплектовочных участков непосредственно на объекты строительства по комплектовочным ведомостям; сокращение излишних промежуточных складов и кладовых;
  • организация, там где это необходимо и целесообразно, участков централизованного раскроя материалов;
  • определение перечня центральных (базисных) складов, складов (кладовых), являющихся самостоятельными учетными единицами;
  • установление порядка нормирования расхода запасов (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске материалов в подразделения организации);
  • установление порядка формирования учетных цен на запасы и порядка их пересмотра;
  • определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное оформление этих операций, а также за сохранность вверенных им запасов; заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности; увольнение и перемещение материально ответственных лиц по согласованию с главным бухгалтером организации;
  • определение перечня должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со складов запасов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз запасов со складов и иных мест хранения организации;
  • наличие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждаемого руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).

       Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных  документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ [12].

       Налоговый учет осуществляется организациями  в целях формирования полной и  достоверной  информации о порядке  учета для целей налогообложения  хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также  обеспечения информацией внешних и внутренних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полной и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

       Для ведения налогового учета используются бухгалтерские документы. Налоговый учет можно вести в общеустановленных регистрах бухгалтерского учета, в которых при необходимости вводят соответствующие изменения, или использовать специальные регистры налогового учета. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета [3].

       По  хозяйственным операциям приобретения материалов исчисляют налог на добавленную  стоимость (НДС). НДС учитывают на субсчете 3 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным материально-производственным запасам» счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» [4].

       Добавленная стоимость – это стоимость, которая  создается на предприятии и не включает затраты других организаций (поставщиков, подрядчиков и т.п.).

       НДС регулируется главой 21части II Налогового кодекса Российской Федерации и представляет собой форму изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения [29].

       1.3 Первичные документы  учета материалов. 

       Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

       Первичные учетные документы принимаются  к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных  форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные в федеральном законе «О бухгалтерском учете»  [8].

       Учет  материалов на предприятии ведется  параллельно: в бухгалтерии в  суммовом выражении и на складах  в количественном выражении. В конце отчетного периода оба учета сверяются.

       Типовые межотраслевые формы первичной  учетной документации содержат следующие  формы [6].

       Формы № М-2 и М-2а «Доверенность» применяется  для оформления  права  лица  выступать  в  качестве доверенного  лица  организации при получении материальных ценностей, отпускаемых  поставщиком по наряду,  счету,   договору, заказу, соглашению. Форму М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер.

       Форма № М-4 «Приходный ордер» применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад.

       В соответствии с [1] вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

       Форма № М-7 «Акт о приемке материалов»  применяется для оформления приемки  материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов.

       Форма № М-8 «Лимитно-заборная карта» применяется  при наличии лимитов отпуска  материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды.

       Форма № М-11 «Требование-накладная» применяется  для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

       Форма № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» применяется для учета  отпуска материальных ценностей  хозяйствам своей организации, расположенным за пределами  ее  территории,  или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.

       Форма № М-17 «Карточка учета материалов»  применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).

       Форма № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений»  применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

       Образцы типовых межотраслевых форм первичной  документации приведены в Приложении А.

       Кроме перечисленных  документов, для учета материальных ценностей используются [7]:

  • инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3);
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19);
  • сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные  удостоверения);
  • акт о покупке материалов на рынке;
  • акт перевода единиц измерения материалов;
  • акт заключения о чрезвычайных ситуациях;
  • акт на списание материалов.

       В расчетах за приобретение организацией материальных ценностей применяются:

  • товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т);
  • счет-фактура;
  • банковские расчетно-платежные документы;
  • приходный и расходный кассовый ордер и др.

       1.4 Характеристика российских  нормативных документов  по учету материалов в историческом аспекте.

 

       В конце 1990-х – начале 2000-х годов  в области бухгалтерского учета  и отчетности в Российской Федерации  произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета  в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года № 283.

       Изменения в системе бухгалтерского учета  и отчетности были направлены на обеспечение  формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям [11].

Информация о работе Бухгалтерский финансовый учет материалов