Бухгалтерский финансовый учет материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изложить теоретические аспекты и методологию бухгалтерского финансового учета материалов, а также осветить методы налогового учета, его взаимосвязь и различие с бухгалтерским учетом по рассматриваемому вопросу.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
– изучение информации по теме работы, полученной из учебной литературы, нормативных документов, публикаций в периодических изданиях по исследуемому вопросу;
– группировка и систематизация информации;
– полное, комплексное обобщение информации.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты учета материалов
1.1 Понятие и классификация материалов.
1.2 Понятия, основные задачи учета материалов.
1.3 Первичные документы учета материалов.
1.4 Характеристика российских нормативных документов по учету материалов в историческом аспекте.
1.5 Сравнительный анализ российских стандартов и МСФО в области бухгалтерского учета материалов.
2 Методика учета
2.1 Методика бухгалтерского учета материалов.
2.1.1 Оценка и учет материалов при их заготовлении и приобретении.
2.1.2 Оценка и учет материалов при их выбытии.
2.1.3 Учет специальной одежды, специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования.
2.1.4 Аналитический учет материалов на складах и в бухгалтерии.
2.1.5 Учет материалов на забалансовых счетах.
2.1.6 Инвентаризация материалов и учет ее результатов.
2.2 Компьютерные программы бухгалтерского учета.
2.3 Методика налогового учета материалов.
2.4 Сравнительная характеристика бухгалтерского и налогового учета материалов.
3 Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский финансовый учет материалов черновик для взятия материала.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

       Таблица 2. Показатели поступления материалов за отчетный месяц 

Показатели Кол-во единиц Цена единицы Сумма
1. Остаток  материалов на начало месяца 400 8 3200
2. Поступило  в течение месяца:      
- первая  партия 600 8 4800
- вторая  партия 500 12 6000
- третья  партия 200 15 3000
Итого поступило: 1300   13800
Сумма 1700   17000

 

       Предположим, что при оценке материалов по себестоимости  каждой единицы в течение отчетного  периода израсходовано 580 ед. из первой парии, 470 ед. – из второй, 190 ед. – из третьей, 360 ед. – из остатка (всего 1600 ед.). Общая сумма отпущенных материалов составит

       (580*8)+(470*12)+(190*15)+(360*8) = 16010 руб.

       Фактическая себестоимость остатка материалов на конец месяца:

       17000  – 16010 = 990 руб.

       При втором способе оценки материалов при  выбытии первоначально определим  среднюю себестоимость единицы  материалов:

        руб.

       Фактическая себестоимость материалов, списываемых  в производство, составит 1600 ед. * 10 руб. = 16000 руб.

       Фактическая себестоимость остатка материалов на конец месяца равна

       100 ед. * 10 руб. = 1000 руб.

       В соответствии с методом ФИФО стоимость  материалов, списываемых в производство, составляет

       (400*8)+(600*8)+(500*12)+(100*15)=15500 руб.

       Израсходованы материалы из всех партий, кроме последней – третьей. Фактическая себестоимость остатка материалов равна

       100*15 = 1500 руб.

       Как следует из табл. 3, использование  способа ФИФО в условиях инфляции позволяет снизить себестоимость  готовой продукции (работ, услуг), повысить прибыль, а также увеличить сумму остатка производственных запасов.

       Таблица 3. Сводная таблица расчета фактической  себестоимости материалов 

Метод списания

материалов  в производство

Себестоимость материалов,

списываемых в производство, руб.

Остаток материалов

на конец  месяца, руб.

1. Себестоимость  каждой единицы 16010 990
2. Средняя  себестоимость 1600 1000
3. ФИФО 15500 1500

 

       В бухгалтерском учете на сумму  фактической себестоимости списываемых  материалов делается запись:

       Дебет сч. 20, 23, 25, 26, 28,29, 44.

       Кредит  сч. 10.

       Выбытие материалов при их продаже, передаче в качестве вклада в уставный капитал, передаче безвозмездно оформляется  накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) и отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета показываются фактическая себестоимость выбывших ценностей, расходы, связанные с их выбытием.

       Таблица 4. Записи на счетах бухгалтерского учета  продажи материалов 

Хозяйственная операция Дебет Кредит
Списание  стоимости реализованных материалов 91, субсчет 91-2 10
Начисление  выручки от продажи материалов 76 91, субсчет 91-1
Определение финансового результата по реализованным  материалам 91, субсчет 91-9 99

 

       Передача  организацией материалов обособленным подразделениям оформляется накладной (форма № М-125) и фиксируется на счете 79. Ликвидация материальных ценностей вследствие чрезвычайных ситуаций отражается по дебету счета 99 на основании сличительной ведомости результатов инвентаризации ТМЦ (форма № ИНВ-19). Возврат материалов поставщику при обнаружении дефектов на основании акта о приемке материалов (форма № М-7) отражается по дебету счета 60. В приведенных в табл. 5 записях кредитуется счет 10 «Материалы».

       Таблица 5. Записи на счетах бухгалтерского учета  операций выбытия материалов 

Хозяйственная операция Корреспондирующий счет
Отгружены материалы сторонним организациям (в том числе при продаже  по договорам купли-продажи, мены, посредническим) либо отпущены своим работникам Д-т сч. 91-2
Переданы  материальные ценности в качестве вклада в уставный капитал Д-т сч. 91-2
Переданы  материальные ценности безвозмездно Д-т сч. 91-2
Переданы  материальные ценности обособленным подразделениям Д-т сч. 79-1
Ликвидация  материальных ценностей вследствие чрезвычайных ситуаций Д-т сч. 99
Возврат материалов поставщику при обнаружении дефектов Д-т сч. 60

       2.1.3 Учет специальной  одежды, специального  инструмента, специальных  приспособлений, специального  оборудования.

       Порядок ведения бухгалтерского учета специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды определяется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина РФ 26 декабря 2002 года № 135.

       Специальный инструмент и специальные приспособления – это технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения  условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции (выполнения работ, оказания услуг).

       Специальное оборудование - многократно используемые в производстве средства труда, которые  обеспечивают условия для выполнения специфических (нестандартных) технологических  операций [26].

       Аналитический учет специальной оснастки и специальной одежды, находящихся в производстве (эксплуатации), бухгалтерской службой ведется по наименованиям (номенклатурным номерам), количеству и фактической себестоимости, с указанием даты поступления в производство (эксплуатацию) (месяц, год), мест эксплуатации (по подразделениям) и материально ответственных лиц.

       При подготовке показателей для формирования данных бухгалтерской отчетности должны быть учтены особенности учета специальной  оснастки и специальной одежды. Специальная  оснастка и специальная одежда, приобретаемые организацией у других лиц путем покупки, безвозмездной передачи, поступления в счет вклада в уставный капитал, иным предусмотренным законодательством путем или изготовленные самостоятельно, принимаются к учету по фактической себестоимости, т.е. в сумме фактических затрат на приобретение или изготовление, исчисленных в порядке, предусмотренном для учета МПЗ [28].

       Учет  отпуска специальной оснастки и  спецодежды и порядок их включения  в затраты производится на соответствующих  субсчетах счета 10 «Материалы»: 

Хозяйственная операция Дебет Кредит
Передача  специальной оснастки и спецодежды в производство в сумме фактических  затрат 10-11 10-10
Погашение стоимости специальной оснастки и спецодежды 20, 23 10-11

 

       Предусмотрено несколько способов погашения стоимости специальной оснастки и специальной одежды [28]:

       1) Для специальной оснастки:

  • списание стоимости пропорционально объему выпушенной продукции (работ, услуг). Сумма погашения стоимости определяется исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости объекта специальной оснастки к предполагаемому объему выпуска продукции за весь ожидаемый срок его полезного использования. Данный срок рекомендуется применять для тех видов специальной оснастки, срок полезного использования которой зависит от количества выпущенной продукции, например штампы, пресс-формы и т.п.;
  • при линейном способе сумма погашения стоимости определяется исходя из фактической себестоимости объекта специальной оснастки и норм, исчисленных исходя из сроков полезного использования этого объекта. Данный способ рекомендуется применять для тех видов специальной оснастки, физический износ которых непосредственно не связан с количеством выпущенной продукции, например стапельная оснастка, шаблоны, контрольно-испытательная аппаратура и т.п.

       Применение  одного из способов погашения стоимости  по группе однородных объектов специальной  оснастки производится в течение  всего полезного использования  объектов, входящих в эту группу.

       Стоимость специальной оснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве, разрешается полностью погашать в момент передачи в производство.

       2) Для специальной одежды: линейный  способ погашения стоимости применяется  со сроком полезного использования спецодежды свыше 12 месяцев. Допускается производить единовременное списание стоимости специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев, в дебет соответствующих счетов учета затрат на производство в момент ее передачи сотрудникам организации.

       Погашение стоимости приобретенной специальной  оснастки и специальной одежды производится ежемесячно.

       2.1.4 Аналитический учет  материалов на  складах и в  бухгалтерии.

       Учет  материалов на складе необходим для обеспечения деятельности организации соответствующими материальными ресурсами, а также для сохранности последних. В этих целях создаются специализированные склады для хранения основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей, хозяйственного инвентаря и других материалов. Каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается в документах, относящихся к операциям данного склада. На складах (кладовых) материальные ценности размещаются по секциям, а внутри них – по группам, типам и сорторазмерам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту). Учет материалов на складе осуществляется заведующим складом (кладовщиком), являющимся материально ответственным лицом [25].

       Учет  ведется на карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер материалов открывается отдельная карточка. Ведение учета материалов допускается также в книге учета материалов, ведомостях движения и остатков материалов.

       Первичные документы после записи их данных в карточках учета передаются в бухгалтерию. Сдача документов оформляется реестром, в котором  указывают наименования и номера сдаваемых документов. Материально ответственные лица составляют месячные отчеты об остатках и о движении материалов.

Информация о работе Бухгалтерский финансовый учет материалов