Бухгалтерский учет, анализ и аудит расчетов с поставщиками и покупателями коммерческого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 22:56, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование бухгалтерского учета, анализа и аудита расчетов с поставщиками и покупателями на конкретном объекте – коммерческом предприятии.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
раскрыть понятия, цели и задачи бухгалтерского учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателям;
обозначить проблемы эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью;

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы бухгалтерского учета расчета с поставщиками и покупателями
1.1 Необходимость и сущность расчетов с поставщиками и покупателями
1.2 Цель, задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями
Глава 2 Бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и покупателями на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками
2.3 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями
2.4 Совершенствование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателям
2.5 Методика анализа расчетов с поставщиками и покупателями
2.6 Анализ расчетов с поставщиками и покупателями
2.7 Совершенствование расчетов с поставщиками и покупателями.
Глава 3 Аудит расчетов с поставщиками и покупателями
3.1 Цели, задачи, источники и методы аудита расчета с поставщиками и покупателями
3.2 Организация процесса аудиторской проверки: планирование и программа аудита
3.3 Аудит состояния расчетов с поставщиками
3.4 Аудит состояния расчетов с покупателями
3.3 Выводы по проведенной проверке. Аудиторское заключение
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Расчеты с поставщиками и подрядчиками1.docx

— 165.46 Кб (Скачать файл)

90.1.1 «Выручка от работ  по уборке и вывозу мусора;

90.1.2 «Выручка от работ  по утилизации и захоронению  отходов»;

90.1.3 «Выручка от аренды спецтехники».

К счету 90.2 «Себестоимость продаж» рекомендуется открыть также следующие субсчета:

90.2.1 «Себестоимость работ по уборке и вывозу мусора;

90.2.2 «Себестоимость работ по утилизации и захоронению отходов»;

90.2.3 «Себестоимость услуг по аренде спецтехники».

К счету 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» рекомендуется открыть также следующие субсчета:

90.9.1 «Прибыль (убыток) от работ по уборке и вывозу мусора;

90.9.2 «Прибыль (убыток) от работ по утилизации и захоронению отходов»;

90.9.3 «Прибыль (убыток) услуг по аренде спецтехники».

Введение данных субсчетов появляется возможность определения финансового результата от продаж по каждому виду деятельности организации, определения доли продаж данного вида деятельности в объеме всей выручки и отражения информации отдельно по видам деятельности в отчете о финансовых результатах. Такая информация по видам основной деятельности поможет в проведении анализа и выявлении наиболее рентабельного вида деятельности.

 В соответствии с  выручкой рекомендуется организовать учет расчетов с покупателями и заказчиками на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по видам оказанных услуг и к счету 62 открыть следующие субсчета:

62.1.1 «Расчеты с покупателями  за работы по уборке и вывозу мусора»;

62.1.2 «Расчеты с покупателями  за работы по утилизации и захоронению отходов»;

62.1.3 «Расчеты с покупателями по аренде спецтехники»;

Аналогичным образом рекомендуется вести учет авансов полученных вести на следующих субсчетах к счету 62.2 «Авансы полученные»:

62.2.1 «Авансы, полученные  за работы по уборке и вывозу мусора»;

62.2.1 «Авансы, полученные  за работы по утилизации и захоронению отходов»;

62.2.3 «Авансы, полученные  за аренду спецтехники».

В целях сокращения дебиторской задолженности и побуждения покупателей к соблюдению расчетной дисциплины рекомендуется разрабатывать разнообразные модели договоров с гибкими условиями оплаты, в частности предоставления покупателями скидок при досрочной оплате, а также применения штрафных санкций при её просрочке.

Применение факторинга.

Ведение регистров по сомнительным долгам.

Разработанные мероприятия по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками позволят ООО «Эколайн»:

  • улучшить информативность по счетам 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
  • понизить размер просроченной дебиторской задолженности.

2.5 Методика анализа  расчетов с поставщиками и  покупателями

 

Анализ расчётов с поставщиками и покупателей сводится к анализу дебиторской и кредиторской задолженности

Основной целью анализа кредиторской задолженности организации является оценка ее расчётно-платежной дисциплины, а также отбор поставщиков, предлагающих более выгодные условия

Анализ расчётов с поставщиками рекомендуется проводить в следующей последовательности:

I этап – анализ динамики и движения кредиторской задолженности.

II этап – оценка удельного веса отдельных видов задолженности в общем объеме кредиторской задолженности, а также участия кредиторской задолженности в заёмном капитале и в формировании материальных запасов.

III этап – оценка качества кредиторской задолженности;

IV этап – оценка оборачиваемости, эффективности использования кредиторской задолженности и стоимости ее привлечения.

Абсолютное увеличение кредиторской задолженности при прочих равных условиях свидетельствует о расширении коммерческого кредитования предприятия его контрагентами.

 Таблица 7 Система основных показателей для анализа расчётов с поставщиками (анализа кредиторской задолженности) (Зонова 235-238)

Группа показателей

Показатель

Расчёт

Критерии оценки

Динамика и движение

Абсолютный прирост (снижение) кредиторской задолженности

∆КЗ = КЗ к.п. - КЗ н.п.,

Где: КЗ к.п.  – кредиторская задолженность на конец отчётного периода, КЗ н.п., -  кредиторская задолженность на начало отчётного периода.

Анализируется в динамике

Коэффициент погашения кредиторской задолженности

Кпог.кз = ,

Где ПКЗ – сумма погашенной кредиторской задолженности за период (сумма дебетового оборота по счетам расчётов с кредиторами),

ВКЗ  - величина возникшей кредиторской задолженности за период (сумма кредитовых оборотов по счетам).

=1

Относительный прирост (снижение) кредиторской задолженности

∆КЗ = КЗ к.п. - КЗ н.п. ×ТрN,

Где ТрN  – темп роста выручки от продаж

>0 – дополнительное привлечение средств в кредиторскую задолженность; <0 – дополнительное отвлечение кредиторской задолженности из оборота.

Анализируется в динамике

Структура

Доля кредиторской задолженности в заёмном капитале

Увкз = ,

Где КЗ – кредиторская задолженность, ЗК– заёмный капитал.

Анализируется в динамике

Качество

Доля просроченной кредиторской задолженности в общей величине кредиторской задолженности

Увкзпр = ,

Где КЗпр – просроченная кредиторская задолженность,

КЗ – общая величина кредиторской задолженности.

Снижение в динамике, =0

Оборачиваемость и эффективность

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Кобкз= ,

Где ПДЗ – сумма погашенной кредиторской задолженности в отчётном периоде (сумма дебетового оборота по счетам расчётов с кредиторами),

КЗ  - среднегодовая величина кредиторской задолженности

Рост в динамике,

≤Кобдз

Период оборота кредиторской задолженности

Покз=,

Где Д – количество дней в анализируемом периоде.

.

Снижение в динамике,

≥Покз


 

 

Проведение анализа состояния расчётов с покупателями и дебиторской задолженности позволяет оценить, насколько эффективно организация инвестирует свои средства в кредитование покупателей, а также выявить добросовестных покупателей и покупателей, в отношении которых следует проводить инкассационные мероприятия.

Кроме того, результаты проведенного анализа могут служить основой для разработки политики кредитования покупателей на перспективу.

Анализ расчётов с покупателями рекомендуется проводить в следующей последовательности:

I этап – анализ динамики, движения и структуры дебиторской задолженности. Следует оценить динамику дебиторской задолженности, сравнить темпы роста объема продаж и задолженности, а также проанализировать структуру задолженности. Рост дебиторской задолженности считается оправданным если это происходит в результате темпов роста объема продаж, но темпы ее роста не должны быть выше темпов роста продаж

II этап – анализ качества дебиторской задолженности посредством оценки изменения удельного веса просроченной и сомнительной дебиторской задолженности.

III этап – оценка эффективности использования дебиторской задолженности и период ее оборота.

Таблица 8 Система основных показателей для анализа расчётов с покупателями (анализа дебиторской задолженности) (Зонова 409-411)

Группа показателей

Показатель

Расчёт

Критерии оценки

Динамика и движение

Абсолютный прирост (снижение) дебиторской задолженности

∆ДЗ = ДЗ к.п. - ДЗ н.п.,

Где: ДЗ к.п.  – дебиторская задолженность на конец отчётного периода, ДЗ н.п., -  дебиторская задолженность на начало отчётного периода.

Анализируется в динамике

Относительный прирост (снижение) дебиторской задолженности

∆ДЗ = ДЗ к.п. - ДЗ н.п. ×ТрN,

Где ТрN  – темп роста выручки от продаж

>0 – дополнительное отвлечение средств в дебиторскую задолженность; <0 – дополнительное привлечение средств в дебиторскую задолженность

Структура

Удельный вес дебиторской задолженности в общей величине оборотных активов

Увдз = ,

Где ДЗ – дебиторская задолженность,

ОА – оборотные активы.

Анализируется в динамике

Качество

Удельный вес просроченной (сомнительной) дебиторской задолженности в общей величине дебиторской задолженности

Увдзпр = ,

Где ДЗпр (сом) – просроченная (сомнительная) дебиторская задолженность,

ДЗ – общая величина дебиторской задолженности.

Снижение в динамике, =0

Оборачиваемость и эффективность

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Кобдз= ,

Где ПДЗ –сумма погашенной дебиторской задолженности в отчётном периоде (сумма кредитового оборота по счетам расчётов с дебиторами),

ДЗ  - средняя величина дебиторской задолженности в отчётном периоде.

Рост в динамике,

≥ Кобдз

Период оборота дебиторской задолженности (период инкассации долгов дебиторов)

Подз=,

Где Д – количество дней в анализируемом периоде.

.

Снижение в динамике,

≤Подз


 

 

2.6 Анализ расчетов  с поставщиками и покупателями

2.7 Совершенствование  расчетов с поставщиками и  покупателями.

 

Важным показателем при принятии управленческих решений является относительный прирост (снижение) кредиторской задолженности. Темпы роста кредиторской задолженности должны соответствовать темпам роста выручки от продажи. Данный показатель отражает степень этого соответствия. Если в результате расчётов получается отрицательное значение, то это свидетельствует об относительном сокращении использования кредиторской задолженности, что оправдано в случае ее высокой стоимости, в иных случаях ситуацию нельзя рассматривать как позитивную. Положительный относительный прирост кредиторской задолженности свидетельствует о расширении привлечения кредиторской задолженности в деятельности организации. Данное обстоятельство следует рассматривать как позитивное при отсутствии просроченной задолженности, а также невысокой стоимости задолженности.

Кредиторская задолженность относится к группе наиболее срочных обязательств. Соответственно рост удельного веса кредиторской задолженности в заемном капитале свидетельствует об увеличении финансового риска и соответственно о снижении финансовой устойчивости предприятия. Также несвоевременность расчётов влияет на деловой имидж организации.

Можно рекомендовать следующее:

  • тщательный контроль за возникшими обязательствами, особенно за сроками и объемами погашения;
  • закрепление функции контроля за кредиторской задолженностью за конкретным работником финансовой службы предприятия;
  • осуществление постоянного мониторинга состояния кредиторской задолженности.

Важным показателем для оценки эффективности использования кредиторской задолженности является эффект финансового рычага, с помощью которого можно определить влияние кредиторской задолженности на рентабельность собственного капитала. Если значение данного показателя отрицательное  или имеет тенденцию к снижению , то можно говорить о снижении эффективности использования кредиторской задолженности.

Для устранения рекомендуется следующее:

  • Продление периода действия коммерческого кредита путём переговоров с поставщиками. Так, увеличение периода в два раза позволит снизить стоимость кредита в два раза.
  • Оценка влияния задолженности перед бюджетом и внебюджетным фондомю Увеличение данного показателя свидетельствует о некачественной работе бухгалтерии предприятия.
  • Постоянная работа с поставщиками, выбор поставщиков с наиболее выгодными условиями.

 

Для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности используют различные формы рефинансирования:

Факторинг

Учёт векселей

Форфейтинг

Рефинансируя дебиторскую задолженность организация несёт определенные затраты, которые при расчёте следует вычесть из полученного эффекта.

Увеличение удельного веса просроченной дебиторской задолженности как правило свидетельствует о слабом развитии контрольной функции на предприятии. Можно утверждать, что основным инструментом повышения качества дебиторской задолженности является усиление контроля. Исходя из жтого рекомендуется:

Проводить регулярную инвентаризацию и мониторинг дебиторской задолженности;

Перед началом планового периода рассчитать возможные суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту;

При заключении договоров с покупателями жестко оговаривать кредитные условия, такие как срок предоставления кредита, его размер (кредитный лимит), стоимость, систему штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями;

Вести контроль выполнения условий продажи с учётом форс-мажорных обстоятельств;

Организовать службу по выявлению и истребованию просроченной дебиторской задолженности.

В целях контроля выполнения работ и оказания услуг в кредит важно, чтобы система учёта предприятия позволяла анализировать дебиторскую задолженность по срокам ее возникновения, установленным срокам оплаты и по покупателям (ведение реестров старения счетов). Это позволит вести систематический оперативный анализ расчётов, оценивать и регулировать платежеспособность самого продавца (предприятия) и его денежные потоки.

Для предприятия также важно чтобы размеры и условия получения коммерческих кредитов от поставщиков были не хуже условий кредитования предприятием его покупателей.

В качестве контрольных соотношений рекомендуется следующее:

ДЗ≤КЗ, Кдз≥Ккз, Пдз≤зПк

 

 

Глава 3 Аудит расчетов с поставщиками и покупателями

3.1 Цели, задачи, источники  и методы аудита расчета с  поставщиками и покупателями

 

Основная цель аудита расчётов с поставщиками и покупателями заключается в установлении соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и покупателями действующему законодательству и достоверности отражения этих операций в бухгалтерской отчетности. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях. [федотова (стандарту) номер 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».]

Главными нормативными документами, на основании которых производится аудиторская проверка расчетов с поставщиками и покупателями, являются Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ. (с изменениями, от 01.07.2010 N 136-ФЗ) и Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Информация о работе Бухгалтерский учет, анализ и аудит расчетов с поставщиками и покупателями коммерческого предприятия