Бухгалтерский учет, анализ и аудит расчетов с поставщиками и покупателями коммерческого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 22:56, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является исследование бухгалтерского учета, анализа и аудита расчетов с поставщиками и покупателями на конкретном объекте – коммерческом предприятии.
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
раскрыть понятия, цели и задачи бухгалтерского учета и анализа расчетов с поставщиками и покупателям;
обозначить проблемы эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью;

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы бухгалтерского учета расчета с поставщиками и покупателями
1.1 Необходимость и сущность расчетов с поставщиками и покупателями
1.2 Цель, задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателями
Глава 2 Бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и покупателями на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками
2.3 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями
2.4 Совершенствование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и покупателям
2.5 Методика анализа расчетов с поставщиками и покупателями
2.6 Анализ расчетов с поставщиками и покупателями
2.7 Совершенствование расчетов с поставщиками и покупателями.
Глава 3 Аудит расчетов с поставщиками и покупателями
3.1 Цели, задачи, источники и методы аудита расчета с поставщиками и покупателями
3.2 Организация процесса аудиторской проверки: планирование и программа аудита
3.3 Аудит состояния расчетов с поставщиками
3.4 Аудит состояния расчетов с покупателями
3.3 Выводы по проведенной проверке. Аудиторское заключение
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Расчеты с поставщиками и подрядчиками1.docx

— 165.46 Кб (Скачать файл)

Взаимоотношения аудиторской организации и экономического субъекта начинаются с заключения договора, которому предшествует составление письма-обязательства в соответствии с правилом  (стандартом). Договор на оказание аудиторских услуг является официальным документом, регламентирующим взаимоотношения аудиторской организации и экономического субъекта, и составляется в соответствии с правилом (стандартом) номер 12 «Согласование условий проведения аудита» []. Приступая к аудиторской проверке, аудиторы должны четко представлять её цели. Смысл целей аудита заключается в том, чтобы сформировать методическую основу для определения состава аудиторских процедур, реализация которых позволит собрать достаточное количество доказательств профессионального мнения аудитора.

Для достижения цели аудита операций с поставщиками и подрядчиками решаются следующие основные задачи:

  • подтверждение того, что обязательства, отраженные на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», представляют собой полный объем реальной задолженности за полученные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
  • подтверждение того, что объем дебиторской задолженности представляет собой величину, в отношении которой имеются законные основания на ее взыскание;
  • подтверждение своевременности отражения в учете дебиторской задолженности и кредиторской задолженности;
  • подтверждение своевременности погашения в учете дебиторской задолженности и кредиторской задолженности;
  • подтверждение правильности оформления первичных документов на основании которых формируется дебиторская и кредиторская задолженность по поставщикам и подрядчикам;
  • подтверждение правильности рублевой оценки дебиторской и кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, в условных денежных единицах;
  • оценка экономической обоснованности цен и вознаграждений;
  • проверка наличия и эффективности системы оценки добросовестности контрагентов;
  • подтверждение правильности формирования показателей бухгалтерской отчетности, связанных с расчетами по поставщикам и подрядчикам.

Для решения поставленных задач аудиторами рассматриваются положения учетной политики, касающиеся расчетов с поставщиками и подрядчиками, договоры с поставщиками и подрядчиками на предмет их соответствия действующему законодательству, в том числе налоговому, изучена экономическая сущность договорных схем.

Для подтверждения достоверности расчетов будут сверены данные заключенных договоров, первичной учетной документации, накладных, актов выполненных работ, оказанных услуг, платежных документов с данными регистров бухгалтерского учета. Проверены материалы инвентаризации расчетов, правильность отражения их на счетах бухгалтерского учета, а также правильность отражения в бухгалтерской отчетности дебиторской и кредиторской задолженности по поставщикам и подрядчикам.

Также проводится оценка качества системы внутреннего контроля и учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Аудиторы проверят имеются ли договоры на все поставки и услуги, как часто производятся сверки учета расчетов, кому выписываются доверенности, имеются ли случаи недостач, непредставления отчетов за выданные доверенности, предъявляются ли претензии и как они удовлетворяются, применяются ли штрафные санкции за невыполнение условий договоров, производится ли сверка цен по документам и цен указанных в договорах и другие вопросы.

Результатом проведенного аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками станет анализ ошибок, выявленных в процессе проверки, их влияние на показатели бухгалтерской отчетности и на формирование налогооблагаемой базы по прибыли.

Будут даны рекомендации по исправлению выявленных нарушений и по недопущению их в будущем. Оформлены результаты - аудит расчетов с подрядчиками - будет в виде подробного письменного отчета руководству организации или владельцам бизнеса.

Источниками  информации  для  проведения  аудиторской  проверки   расчетов с поставщиками и покупателями  являются:

  • приказ об учетной политике;

  • договоры  купли-продажи, оказания  услуг, которые  составляются  на  поставку  товаров  или  оказание  услуг  и  являются  одним  из  основных  документов, регулирующих  взаимоотношения  поставщика  и  покупателя;

  • счета-фактуры, товарно-транспортные накладные,  на  основании  которых  производится  оприходование  или  реализация  товаров  (работ, услуг);

  • книга  покупок, где  регистрируются  счета-фактуры  для  учета  НДС  по  полученному  от  поставщика  товару;

  • книга  продаж, которая служит  для  регистрации  счетов-фактур, учета  НДС  по  отгруженным  товарам (работам, услугам);

  • аналитические  карточки  по  счетам  60, 62, 76 (при  автоматизированном  учете), в  которых  отражается  полная  информация  по  каждому  поставщику  или  покупателю  по  каждой  произведенной  операции. При ведении учета с использованием компьютерной программы, используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счетам 60,62,76, оборотные ведомости, аналитические карточки;

  • журнал-ордер  по счетам 60, 62, 76 где все  произведенные  операции   по  получению, продаже  товаров  или  оплате  счетов-фактур  накапливаются  в  регистре  бухгалтерского  учета, который  является  основанием  для  заполнения  Главной  книги  и  составления     оборотного    баланса.   В   ООО  «Хейнекен Логистик – У»   журналы-ордера  не имеют номеров в связи с применением  автоматизированной формы учета.

  • акты      претензий,    составляемые     в     том     случае,    если     качество

поставляемого  товара  отличается  от  нормы, в  случае  брака  или  иных  отклонений;

  • акты  инвентаризации (сверок)  расчетов, составляемые  для  проверки  расчетов  с  поставщиками, покупателями  с  целью  выявления  неточностей  в  учете  расчетов;

  • бухгалтерская финансовая отчетность. По бухгалтерскому балансу (ф.№1) устанавливается состояние задолженности по данным раздела 2 «Оборотные активы» по статьям «Дебиторская задолженность» и раздела 5 «Краткосрочные обязательства» по статьям «Кредиторская задолженность». По приложению к бухгалтерскому балансу (ф.№5) в разделе 2 «Дебиторская  и кредиторская задолженность» выясняется состояние  (на начало и конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности с выделением «просроченной», а из нее – длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. По справкам к разделу 2 (ф. №5) устанавливается перечень организаций – дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность.

3.2 Организация  процесса аудиторской проверки: планирование и программа аудита

Решение о проведении аудиторской проверки руководством ООО «Эколайн» обычно принимается по нескольким причинам:

- подтверждение  достоверности отражения показателей  дебиторской и кредиторской задолженности  в отчётности;

-ограничение рисков наложения штрафных санкций в случае проведения налоговых проверок, в частности для определения расходной части при расчёте налогооблагаемой прибыли в организации.

Задачи данного вида аудита - установление правильности определения и отражения в учёте расчётов с поставщиками, покупателями, дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами.

Проведение внутреннего аудита можно разделить на несколько этапов:

- планирование аудиторской проверки (с помощью рабочего документа «Задание на аудит»);

- проведение аудиторских процедур (с помощью рабочего документа «Аудиторский тест») [14, п.34];

- формирование результатов аудита (с помощью рабочего документа «Аудиторский отчет») [15, п.3].

В сфере аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками можно выделить задачи по детальной проверке следующих учетных моментов:

1. Договоры  поставки продукции (выполнения  работ, оказания услуг), их соответствие  действующему гражданскому кодексу, наличие условий договора не  увеличивающих налоговую нагрузку.

2. Накладные, счета-фактуры оцениваются аудиторами, прежде всего на предмет правильного  оформления. Ведь от правильного  оформления этих первичных документов  зависит вопрос возмещения налога  на добавленную стоимость по  приобретаемым ценностям в случае, если эти товары и сырье  используется для деятельности, облагаемой НДС. Сопутствующей задачей  аудитора является проверка правильности  ведения раздельного учёта поступающих  товаров с целью разделить  товар, реализуемый в торговых  точках, попадающих под режим  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход (ЕНВД).

3. Принятая  в организации учётная политика  и объём отраженных в ней  особенностей, касающихся деятельности  организации, ведущего несколько  направлений деятельности.

4. Задача аудита  в области проверки актов сверок  всегда является актуальной в  плане подтверждения остатков  по счету 60 «Расчеты с поставщиками  и подрядчиками», отражаемых в  отчетности предприятия. Таким образом, Задача аудита актов сверок  с поставщиками поставлена как  перед внутренними аудиторскими  проверками, так и перед проверками  независимыми аудиторами отдельно  участка расчётов и подтверждения  отчётности организации в целом.

5. Акты о  зачёте взаимных требований устанавливают  аудиторскую задачу по проверке  правильности и своевременности  отражения зачёта взаимных требований  организации и его поставщиков  в учётных регистрах по счёту 60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками» и других счетах.

6. Дополнительной  задачей аудита расчётов с  поставщиками является проверка  наличия регистрации договоров, по которым организация использует  в своей деятельности нематериальных  активов в виде программных  продуктов для учёта продаж  в оптовой и розничной торговле.

Во избежание рисков в отношениях проверяемого экономического субъекта и контролирующих органов задачей аудитора при проверке операций по расчётам входит обязательное изучение лицензий на применяемые организацией лицензируемые виды деятельности.

Обязанность аудитора планировать свою работу установлена п. 2 Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. №696. [19].

Для фиксации информации об арендных отношениях, полученной на этапе предварительного планирования аудита, можно использовать форму документа «Рабочий документ по сбору информации об арендованном имуществе». Такой документ составлен аудитором в ходе проверки деятельности по сдаче имущества в аренду (приложение 4).

Планирование проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками включает:

а) планирование проверки по существу - составление детализации проверки, то есть насколько детально будет проверятся данный участок. На этом этапе планирования аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками при большом количестве учётного материала ООО «ЕвроАзия - АП» аудиторы должны определить нужно ли проверить расчёты с каждым контрагентом, или достоверность аудиторского заключения не пострадает, если осуществить выборочную проверку;

б) планирование персонального состава, т.е. кто именно проверяет отдельные участки;

в) составление календарного графика проверки, т.е. когда и с какими затратами времени будут проводиться отдельные аудиторские процедуры.

Среди задач, решаемых при аудиторской проверке, особое место занимает анализ обнаруженных искажений и выявление их причин с использованием терминологии Положения по бухгалтерскому учёту "Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчётности" (ПБУ 22/2010) могут послужить обоснованием факторов модифицирования аудиторского заключения, что отражено в соответствующих стандартах (рис. 12).

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Суждение аудитора о степени распространения влияния (возможного влияния)│

│            искажения на бухгалтерскую (финансовую) отчетность           │

└────────────────┬───────────────────────────────────────┬────────────────┘

/│\                                     /│\

┌────────────────┴─────────────────┐ ┌───────────────────┴────────────────┐

│Искажение отчетности как следствие│ │  Искажение отчетности в результате │

│ ошибки в классификации имущества │ │      недобросовестных действий     │

└────────────────┬─────────────────┘ └───────────────────┬────────────────┘

Информация о работе Бухгалтерский учет, анализ и аудит расчетов с поставщиками и покупателями коммерческого предприятия