Бухгалтерский учет денежных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 13:06, дипломная работа

Описание работы

Проблема безубыточного функционирования, расширенного воспроизводства многих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности является как нельзя более актуальной. Только рост прибыли, нововведения обеспечивают финансовую основу самофинансирования рыночной деятельности фирмы.
Залог выживания предприятия – его стабильность на рынке. В рыночной экономике денежные средства образуют основу расчетов всех хозяйственных операций и действий.
Деньги – особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира для осуществления роли всеобщего эквивалента. Они самостоятельная форма меновой стоимости всех других товаров, обеспечивающая связь товаропроизводителей в условия общественного разделения труда.

Файлы: 1 файл

Учет денежных средств.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 ВВЕДЕНИЕ

Проблема безубыточного функционирования, расширенного воспроизводства многих предприятий различных отраслей хозяйства и сфер деятельности является как нельзя более актуальной. Только рост прибыли, нововведения обеспечивают финансовую основу самофинансирования рыночной деятельности фирмы.

Залог выживания предприятия – его стабильность на рынке. В рыночной экономике денежные средства образуют основу расчетов всех хозяйственных операций и действий.

Деньги – особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира для осуществления роли всеобщего эквивалента. Они самостоятельная форма меновой стоимости всех других товаров, обеспечивающая связь товаропроизводителей в условия общественного разделения труда.

Денежные средства выполняют следующие функции:

1. являются мерой стоимости товаров;

2. используются для обмена товарной  продукции;

3. предназначены для накопления  капитала;

4. служат для образования сокровищ;

5. являются мировым эквивалентом.

Денежные средства – это средства, которые быстро и легко преобразуются в любые другие материальные ценности и потому служат показателем их ликвидности.

Под ликвидностью активов в бухгалтерском учете понимают скорость их превращения в денежные средства. Если рассматривать денежные средства с этой позиции, то они абсолютно ликвидный актив. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств требует повышенного внимания: своевременного и надежного оформления операций по их движению, повседневному контролю их сохранности и целевого использования.

Бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения  расчетов и кредитования  в народном хозяйстве, в укреплении платежной дисциплины, в эффективном использовании финансовых ресурсов.

От успешности ее решения  во многом зависит платежеспособность  предприятия, своевременность выплаты заработной платы его персоналу, расчетов с заказчиками, платежей  в бюджет и др.

Целью данной дипломной работы является изучение организации бухгалтерского учета денежных средств на предприятии.

Из этой цели вытекают следующие основные задачи данной работы:

1. Изучить ведения кассовых операций и операций на расчетном счете и другим счетам;

2. Описать основные формы ведения расчетов на предприятии;

3. Сделать общий анализ финансово-хозяйственной деятельности;

4. Проанализировать движение денежных средств;

5. Отыскать пути совершенствования  учета и управления финансами  на ОАО «МГОК».

Объектом исследование дипломной работы является одно из крупнейших предприятий горнодобывающей промышленности – ОАО «МГОК». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

1.1. Учет кассовых операции и денежных документов

Денежные средства ОАО «МГОК» находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации.

 В соответствии с этим документом организации независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

ОАО «МГОК» производит расчеты по своим обязательствам с другими организациями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными деньгами ОАО «МГОК» имеет кассу и ведет кассовую книгу по установленной форме.

Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы  в пределах установленного банком лимита для  оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течении трех рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам организации, пособий по временной нетрудоспособности, пенсий , премий и т.д.

 Лица, получившие деньги под  отчет обязаны не позднее трех  рабочих дней по истечении  срока предъявить в бухгалтерию  предприятия  отчет об израсходованных  суммах. Выдача денег под отчет производится при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. При выдаче денег отдельному лицу требуется паспорт, записывается наименование и номер документа, кем и когда он выдан, отбирают расписку получателя. 

Для учета кассовых операций на ОАО «МГОК» применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер (форма № КО-1), расходный кассовый ордер (форма № КО-2), Журнал регистрации приходных и расходных (форма № КО-3), Кассовая книга (форма КО-4), Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5). Эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 по согласованию с Минфином России и введены в действие с 1 января 1999г.

Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записывают в ордерах не только цифрами, но и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер или лицо им уполномоченное, а расходные – руководитель организации и главный бухгалтер или лица, ими уполномоченные. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательна.

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документы заполняются четко и ясно чернилами и шариковыми ручками или выписываются на пишущей (вычислительной) машинке. Подчистки, помарки и исправления, хотя бы и оговоренные, в этих документах не допускаются. Прием и выдача денег по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Главный кассир перед началом рабочего дня выдает другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.

Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным документам, и сдать остаток наличных денег и кассовые документы по произведенным операциям главному кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней должно быть заверено подписями руководителей организации и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут через копировальную бумагу на двух листах. Один лист книг отрывной, его сдают в конце дня со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям под расписку в кассовой книге. Подчистки и не оговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира и главного бухгалтера организации.[1, с. 56]

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации.

Руководитель организации несет ответственность за обеспечение сохранности денег в помещении кассы, а также за доставку их из учреждений банка и сдачей их в банк.

Помещение кассы должно быть изолированно, а двери в кассу во время совершения операций – заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассиров, которым запрещается оставлять их в условленных местах, предавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты. Учтенные дубликаты ключей в опечатанных кассирами пакетах, шкатулках хранятся у руководителя организации. Не реже одного раза в квартал проводится их проверка комиссией, назначаемой руководителем организации, результаты их фиксируются в акте.

Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя организации, главных бухгалтеров и кассиров. Порядок ведения кассовых операций систематически проверяют банки (не реже одного раза в два года).

Денежные средства, хранящиеся в кассе на ОАО «МГОК», учитываются на активном синтетическом счете 50 «Касса». В дебет его записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит – выбытие денежных средств из кассы. Оборот по дебету показывает увеличение в виде сумм зачисленных денежных средств, приобретений и переводов. Оборот по кредиту – уменьшение денежных средств, использование их по целевому назначению.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты следующие субсчета:

50/1 «Касса организации»;

50/2 «Операционная касса»;

50/3 «Денежные документы» и др.

Учет  поступления и выбытия денежных документов оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Данные кассовых ордеров кассир записывает в книгу движения денежных документов, являющуюся регистром аналитического учета денежных документов. Аналитический учет денежных документов ведут по их видам. Один-два раза в месяц кассир составляет в кассовой книге отчет по поступившим и выбывшим документам.

Синтетический учет денежных документов осуществляется в журнале-ордере № 3. По окончанию отчетного периода остатки по журналу-ордеру сверяют с данными книги движения денежных документов.

 

1.2. Безналичные  расчеты

Безналичные расчеты на ОАО «МГОК» осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, обеспечивает их более надежную сохранность.

Безналичные расчеты осуществляют по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции и т.п. Их учитывают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 45 «Товары отгруженные» и др.

К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями и т.п. Их учитывают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Формы безналичных расчетов определены ст. 862 ГК РФ и Положением Центрального банка РФ:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по инкассо;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками.

В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Все операции по банковским счетам осуществляются только на основании расчетных документов. Расчетный документ – это оформленное на бумажном носителе или в электронном виде распоряжение:

плательщика – о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя;

получателя – о списании денежных средств со счета плательщика и перечислении на счет, указанный покупателем.

Расчетные документы должны быть представлены в банк в течении 10 календарных дней, не считая дня выписки расчетного документа. В банк представляется столько экземпляров расчетных документов, сколько необходимо для всех участников расчетов. Копии расчетных документов могут быть изготовлены с применением копировальной бумаги, множительной техники или ЭВМ.

Первый экземпляр расчетного документа (кроме чека) подписывают два уполномоченных лица. Кроме того, на документе ставится оттиск печати.

 

1.3. Расчеты платежными поручениями

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Расчеты платежными поручениями являются наиболее распространенной формой расчетов.

Платежными поручениями могут производиться перечисления денежных средств:

- за поставленные товары, выполненные  работы, оказанные услуги;

- в бюджеты всех уровней и  во внебюджетные фонды;

- в целях возврата/размещения  кредитов и займов, депозитов  и уплаты процентов по ним;

Информация о работе Бухгалтерский учет денежных средств на предприятии