Бухгалтерский учет и аудит готовой продукции и ее реализация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Бухгалтерский учет готовой продукции и ее реализация..…...….….
1.1 Готовая продукция и ее оценка………………………………………5
1.2 Синтетический учет готовой продукции ……………………..…….8
1.3 Учет реализации продукции …………………………………..……12
1.4 Инвентаризация готовой и отгруженной продукции……...........…26
Глава 2 Аудит готовой продукции и ее реализация …………….………….28
2.1 Проверка выпуска, отгрузки и продажи продукции при проведении аудита .28
2.2 Типичные ошибки и нарушения в учете готовой продукции и ее продажи ……………………………………………….…………......34
Заключение…………………………………………………………………….36
Библиографический список ………………………………………….............38

Файлы: 1 файл

бух учет.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

 

Сальдо счета 46 принимают во внимание при расчете  налога на имущество. Кроме того, при  использовании данного счета  возникает необходимость более ранней уплаты оборотных налогов (на пользователей автодорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы).

Если выручка  от продажи продукции, выполнения работы и оказания услуги не может быть определена, то она принимается к учету в размере признанных расходов по изготовлению этой продукции (п. 14 ПБУ 9/99). В составе информации об учетной политике организации подлежит раскрытию следующая информация:

1. О порядке признания выручки организации (по отдельным этапам сразу);

2. О способе определения готовности продукции, работ, услуг.[7, С.121].

 

1.4 Инвентаризация готовой и отгруженной продукции

 

Инвентаризация  готовой продукции осуществляется таким же образом, как и по материалам. При инвентаризации товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций проверяют обоснованность числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета  товарно-материальных ценностей, не находящихся  в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами:

1) по находящимся в пути товарно-материальным ценностям — расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами;

2) по отгруженным товарно-материальным ценностям — копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.);

3) по просроченным оплатой документам — с обязательным подтверждением учреждением банка;

4) по находящимся на складах сторонних организаций — сохранными расписками, переоформленными па дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Предварительно  должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету 45 «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-то отражена па других счетах, или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

Описи составляют отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся па складах других организаций.

В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не отгруженные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименования покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносят в описи па основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указывают их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дату принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов [7, С.293].

 

Глава 2 Аудит готовой продукции и ее реализация

2.1 Проверка выпуска, отгрузки и продажи продукции при проведении аудита

 

Цикл выпуска  и продажи готовой продукции  является основным разделом деятельности промышленного предприятия. В этом цикле формируются значимые для пользователей бухгалтерской отчетности показатели, такие как выручка от продажи, себестоимость проданной продукции и прибыль (убыток) от продажи, отражающие эффективность основной деятельности организации. Операции по продаже готовой продукции являются объектом налогообложения и соответственно основным участком контроля, осуществляемым налоговыми органами и аудиторскими фирмами.

Цель аудита выпуска готовой продукции и  ее реализации - контроль за правильностью, полнотой, своевременностью бухгалтерского учета выпуска и движения готовой продукции, ее оценки и исчисления выручки от реализации продукции, а также управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.

Источниками информации для проверки операций, отражающих выпуск готовой продукции и ее реализацию, являются: Положение об учетной политике организации, акты сдачи готовой продукции на склад, карточки складского учета готовой продукции, прейскурант цен, договоры на поставку продукции, счета-фактуры, книга продаж, накладные на передачу готовой продукции в места хранения (ф. № МХ-18), приказ-накладная, товарные накладные (ф. № ТОРГ-12), доверенности покупателей, ведомости учета остатков ТМЦ в местах хранения (ф. № МХ-19) ведомости выпуска готовой продукции, ведомости отгрузки и реализации готовой продукции, журнал-ордер № 11; ведомость № 16; количественно-суммовые карточки, оборотные ведомости, выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами, кассовые документы о поступлении выручки, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 20, 40, 43, 45, 46, 50, 51, 62, 90 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность и др. В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:

- анализируется учетная политика предприятия в части, регулирующей порядок организации учета выпуска и продажи готовой продукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;

- подтверждается  первоначальная оценка систем  бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

- контролируется  договорная дисциплина в соответствии  с законодательством;

- проверяется  правильность документального оформления  операций по выпуску и продаже  продукции;

- изучается  порядок учета и списания затрат  на производство и продажу готовой продукции;

- проверяется  правильность расчетов и списания  сумм отклонений фактической  себестоимости от плановой;

- оцениваются  полнота, своевременность и достоверность  оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям;

- анализируется  правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;

- контролируется  соблюдение налогового законодательства  в части налогообложения операций по продаже готовой продукции.

План и программа аудита.

При подготовке программы аудита оценивается система внутреннего контроля экономического субъекта с точки зрения надежности, качества и степени доверия с использованием процедуры тестирования. Результаты тестирования организации бухгалтерского учета цикла выпуска и продажи готовой продукции организации определяют критерии формирования плана и программы проверки [3, С.231].

В ходе аудиторской  проверки аудитор применяет различные методы получения аудиторских доказательств.

Методика аудиторской  проверки.

Готовая продукция представляет собой часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Организация может  применять, согласно учетной политике, один из шести основных способов оценки готовой продукции:

1) по фактической производственной себестоимости;

2) по неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции. В этом случае себестоимость продукции определяется по фактическим затратам без общехозяйственных расходов;

3) по оптовым ценам реализации. Оптовые цены применяются в качестве учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитываются на отдельном аналитическом счете. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества;

4) по плановой (нормативной) производственной себестоимости, выступающей в качестве твердой учетной цены. При этом способе обусловливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании учета. Если плановая или нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то оценка остатков готовой продукции усложняется. Вариантом этого способа оценки готовой продукции является оценка по сокращенной плановой производственной себестоимости;

5) по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. Этот способ используется при выполнении единичных заказов и работ;

6) по свободным рыночным ценам. Этот вариант оценки применяется для учета товаров, реализуемых через розничную сеть.

На начальной  стадии проверки цикла выпуска и  продажи готовой продукции аудитору следует ознакомиться с учетной  политикой организации. Необходимо произвести анализ следующих элементов учетной политики: методы определения даты реализации продукции для целей налогообложения (счет 90); методы списания общепроизводственных расходов (счет 25) и общехозяйственных расходов (счет 26); методы учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости продукции (счет 20); способы учета выпуска готовой продукции с использованием и без использования (счет 40); методы оценки готовой продукции (счет 43) и товаров отгруженных (счет 45) для целей аналитического учета; метод распределения по видам выпускаемой продукции расходов на продажу (счет 44). Элементы учетной политики могут контролироваться и группироваться в рабочем документе аудитора.

Для проверки объема производства продукции и полноты  ее оприходования используются данные первичных документов и производственных отчетов, регистров аналитического и синтетического учета. При этом показатели фактического выхода и сдачи на склад готовой продукции (по фактической себестоимости), учтенные по дебету счета 43 «Готовая продукция», сравнивают с оборотами по кредиту счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства». При возникновении серьезных сомнений в полном оприходовании выпускаемой продукции, аудиторы могут, исходя из данных о фактическом расходе материалов и нормативов затрат на единицу продукции, составить альтернативный баланс выхода готовой продукции. Если аудитор выявляет случаи производства и вывоза неучтенной готовой продукции с проверяемого предприятия, он должен определить материальный ущерб в размере реализованной неучтенной продукции [4, С.189].

Фактическое движение готовой продукции анализируется  по данным производственных отчетов, отчетов о движении материальных ценностей на складах, накладных на отпуск или передачу готовой продукции.

Проверяя правильность учета отгруженной продукции, аудитор должен убедиться в наличии договоров на поставку продукции и правильности их оформления, наличии документов на отгрузку продукции, правильности установления отпускных цен, полноте регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдении сроков оплаты покупателями за поставленную продукцию. Поскольку операции по реализации продукции носят систематический характер и являются типичными, они могут контролироваться выборочно. В выборку следует включать операции из разных отчетных периодов, по различным покупателям и разнообразной продукции (работам, услугам).

В процессе проверки выясняется также наличие договоров поставки, в которых предусмотрен отличный от общеустановленного порядок перехода права собственности на поставляемую продукцию от продавца к покупателю - не в момент отгрузки, а в момент оплаты. Продукция, отгруженная по таким договорам до момента ее оплаты, должна учитываться на счете 45 «Товары отгруженные».

Отгрузка готовой  продукции по фактической себестоимости  определяется как алгебраическая сумма отгрузки по учетным ценам и отклонений. Сумма отклонений рассчитывается исходя из уровня среднего процента отклонений, который определяется как отношение суммы отклонения фактической себестоимости от учетной цены к сумме остатка готовой продукции на начало периода и ее выпуска за период по учетной цене. Перерасход отражается на счетах 43 «Готовая продукция» (40 «Выпуск продукции») и 90-2 «Себестоимость продаж» обычной записью, а экономия — сторнировочной.

Так как бухгалтерский учет выручки от реализации осуществляется по методу начисления или «по отгрузке», то аудиторы должны проконтролировать полноту отражения операций по реализации (отгрузке) продукции по кредиту счета 90-1 «Выручка» независимо от ее оплаты.

Аудиторам также следует удостовериться (по данным учетных регистров по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета». 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи») в правильности отражения в учете выручки от реализации продукции «по отгрузке» в соответствии с требованиями нормативных документов, а также определения выручки для целей налогообложения в соответствии с принятой учетной политикой.

Аналогичному  контролю подвергаются и расходы  на продажу, которые связаны со сбытом продукции. Они учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Распределение таких расходов должно производиться пропорционально стоимости реализованной (отгруженной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам, кроме расходов на тару и транспортировку, которые списываются прямым путем.

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит готовой продукции и ее реализация