Бухгалтерский учет и аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:48, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет – это система учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, проводимая по принятым правилам с использованием установленных форм документов. Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, а целью – выявление результатов хозяйственной деятельности и обеспечение сохранности ценностей.
История бухгалтерского учета многогранна, по мере экономического развития человечества и в зависимости от особенностей деятельности деловых людей бухгалтерский учет трансформировался, принимая различные формы. И для того чтобы понимать происходящие в области учета процессы, надо иметь представление о вкладе ведущих стран и отдельных исторических личностей в развитие бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

лекции для рекламы_ часть 1.doc

— 1.52 Мб (Скачать файл)

Через систему бухгалтерского учета проходят все факты хозяйственной жизни предприятия, создающие поток экономической информации для целей управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой и статистической отчетности, а также отчетности перед надзорными органами. Кроме того, на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете путем корректировки ее по правилам налогового законодательства, составляется налоговая отчетность (предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством).

Однако для организации действенной системы управления бизнесом, эффективного использования финансовых, материальных и людских ресурсов в условиях жесткой конкуренции у современного предприятия возникает необходимость развивать управленческий учет. В этом случае бухгалтерский учет подразделяют на управленческий и финансовый.

Управленческий учет – внутреннее дело каждого предприятия. Он необходим для получения оперативной и достоверной информации о текущем состоянии дел на предприятии и предназначен для того, чтобы помочь руководству просчитывать экономические последствия принимаемых решений. В управленческом учете формируется прогнозная и плановая информация, основанная на анализе хозяйственной деятельности предприятия. При этом основой системы управленческого учета является учет затрат: сбор и группировка затрат, распределение их по объектам учета (единица продукции, центр затрат и т. п.). Данные управленческого учета предназначены для внутреннего использования (для руководства и другого управленческого персонала предприятия), составляют коммерческую тайну и не подлежат оглашению. Отличительными особенностями управленческого учета являются полезность, своевременность и понятность получаемой информации. В отличие от финансового учета информация, формируемая в управленческом учете, должна быть более подробной, регулярной, четкой и ориентированной на будущее.

Финансовый учет предоставляет учетную информацию о результатах деятельности организации ее внешним пользователям: акционерам, партнерам, кредиторам, налоговым и статистическим органам, банкам, осуществляющим финансирование, и т. д. С этих позиций данные финансового учета не представляют коммерческой тайны, поскольку в нем отражаются наиболее общие показатели деятельности предприятия. Ведение финансового учета осуществляется в обязательном порядке и в строго регламентированной форме согласно действующему законодательству. Для финансового учета характерно соблюдение общепринятых бухгалтерских принципов, применение денежных единиц измерения, периодичность, объективность и выделение в качестве главного объекта анализа деятельности организации в целом.

Раздельное ведение финансового и управленческого учета не означает, что они существуют независимо друг от друга. Так, в управленческом учете используются данные финансовой отчетности, а управленческий учет позволяет рассчитать такие важные показатели финансового учета, как себестоимость, остатки готовой продукции и др.

Для ведения учета и описания различных процессов, происходящих на предприятии, приняты три вида измерителей

Натуральные измерители (килограммы, метры, штуки и др.) необходимы при учете материальных запасов, основных средств, готовой продукции и др. С помощью натуральных измерителей осуществляется контроль за сохранностью различных форм собственности. Трудовые измерители (минуты, часы, дни) позволяют определить затраченное время на труд. На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда. Денежный измеритель – обобщающий, так как через рубли (или другую валюту) определяются объем имущественных прав предприятия, его затраты, ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях, составляются сметы, производственные задания, отчеты и балансы.

1.2. Общая характеристика бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете») .

Под сплошным отражением хозяйственных операций подразумевается обязательный учет всего имущества, всех видов производственных запасов, затрат продукции, денежных средств, фондов, задолженности предприятия и т. д. Непрерывность (во времени) требует постоянного наблюдения и записи в документах совершающихся на предприятии фактов движения материальных ценностей, денежных средств, расчетов, кредитов и т. д. При этом ни одна хозяйственная операция, не зарегистрированная в первичных документах (документальный учет), не может быть отражена в последующих этапах учетного процесса.

Исходя из определения бухгалтерского учета, учетный процесс состоит из определенных этапов.

Бухгалтерский учет является важным звеном в формировании экономической политики предприятия, одним из главных механизмов управления производством и сбытом продукции.

Цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, необходимой широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений. Формируя и представляя обществу информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности, предприятие решает свои текущие хозяйственные задачи, и прежде всего задачи привлечения капитала и установления хозяйственных взаимоотношений с другими участниками рынка.

1.3. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на каждом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей страны.

Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

– обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

– составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций, их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

К первой группе относятся законодательные документы: федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Закон о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.

Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые Министерством финансов РФ. Основные правила ведения бухгалтерского учета, а также составления и представления бухгалтерской отчетности изложены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

На основе Закона о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности Министерство финансов РФ разрабатывает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Основная цель стандартов заключается в выработке единого содержания основных принципов и понятий бухгалтерского учета, достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности. Положения по бухгалтерскому учету (документы второго уровня), так же как и документы первого уровня, носят строго обязательный характер.

К третьей группе документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.

Рабочие документы, формирующие учетную политику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации, составляют четвертую группу.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат: выбранные организацией способы бухгалтерского учета в соответствии с документами по регулированию бухгалтерского учета первого и второго уровней нормативных документов; способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней; особенности применения выбранных организацией способов бухгалтерского учета в соответствии со спецификой условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т. п.). Названия документов, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения руководство организации определяет самостоятельно.

Дальнейшее развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования.

1.4. Задачи реформирования бухгалтерского учета

Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

В основе принятой модели лежит разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это совокупность общепринятых правил квалификации, признания, оценки и раскрытия хозяйственных операций и финансовых показателей для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъектами большинства стран мира. МСФО – универсальные стандарты, они не содержат четких правил для каждого отдельного случая. В МСФО отсутствуют стандартный план счетов, формы регистров бухгалтерского учета и типовая корреспонденция, а вопросы организации и ведения бухгалтерского учета каждой компанией решаются самостоятельно. Для российских специалистов процесс подготовки профессиональных (мотивированных) суждений пока довольно непривычен и поэтому сложен. Мотивированные суждения – это профессиональные оценки, базирующиеся на объективных фактах, для выработки которых необходимы как минимум базовые знания МСФО и опыт применения стандартов на практике.

К необходимости единого набора мировых стандартов финансовой отчетности и унификации порядка оценки активов и обязательств приводит глобализация мировой экономики. Применение МСФО поможет повысить «прозрачность» отчетности, улучшить ее качество, снизить стоимость капитала, инициировать поток инвестиций. Инвестор стремится вложить свой капитал только в прибыльные предприятия (в прибыльности которых он может убедиться), поэтому финансовая отчетность предприятия должна быть для него понятной и достоверной. В первую очередь переход на МСФО коснулся европейских компаний, чьи ценные бумаги обращаются на финансовых рынках Европы. С 2005 г. они обязаны готовить консолидированную отчетность в соответствии с принципами МСФО.

Для того чтобы инвестиционный потенциал российских организаций был реализован в полной мере, необходима перестройка процедуры подготовки и раскрытия финансовой информации. По оценкам специалистов Минфина РФ, имеется около 4000 компаний, которым в России действительно необходимо применять МСФО в полном объеме. Переход на МСФО дает таким компаниям ряд преимуществ: возможность получать банковские кредиты на более выгодных условиях; возможность выхода на западный рынок и привлечения иностранного капитала; наличие более «прозрачной» и структурированной информации для принятия управленческих решений; повышение степени известности компании в среде конкурентов, покупателей и на финансовых рынках, улучшение корпоративного имиджа. Однако большинству российских организаций применение такой сложной системы, как МСФО, в полном объеме не требуется, эти компании могут использовать МСФО в сокращенном или упрощенном варианте.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Новым этапом реформирования отечественного бухгалтерского учета с целью его адаптации к условиям рыночной экономики стала одобренная Министерством финансов РФ Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (утв. приказом Минфина РФ от 01.07.2004 г. № 180). В Концепции было отмечено, что сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации. Переход на МСФО должен происходить постепенно, с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации.

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит