Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:48, курс лекций
Бухгалтерский учет – это система учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, проводимая по принятым правилам с использованием установленных форм документов. Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, а целью – выявление результатов хозяйственной деятельности и обеспечение сохранности ценностей.
История бухгалтерского учета многогранна, по мере экономического развития человечества и в зависимости от особенностей деятельности деловых людей бухгалтерский учет трансформировался, принимая различные формы. И для того чтобы понимать происходящие в области учета процессы, надо иметь представление о вкладе ведущих стран и отдельных исторических личностей в развитие бухгалтерского учета.
Информацию о прочих доходах и расходах отражают на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 «Прочие расходы» и кредитового оборота по субсчету 91-1 «Прочие доходы» определяют сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывают с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет.
Счет 99 «Прибыли и убытки» является активно-пассивным, так как сальдо этого счета может меняться в зависимости от полученного результата. Сальдо дебетовое показывает убыток, а кредитовое – прибыль. Этот счет предназначен для выявления конечного (окончательного) финансового результата работы по итогам года. Это достигается путем сопоставления сумм дебетового и кредитового оборотов за весь отчетный период по данному счету. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) записывается в балансе по специальной статье: прибыль – в пассиве, убыток – в активе баланса.
Все рассмотренные счета независимо от их принадлежности к той или иной группе, имея остатки (наличие средств или источников), показывают в балансе, и поэтому их называют балансовыми счетами
Система счетов бухгалтерского учета способна обеспечить любой информацией, необходимой для целей планирования, нормирования, управления и контроля за выполнением заданий, но для единообразия содержания экономической информации о хозяйственных средствах, источниках, хозяйственных процессах, а также для правильного и четкого построения и организации бухгалтерского учета необходимы четкий перечень и конкретная характеристика каждого счета. Таким документом является План счетов бухгалтерского учета – систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.
План счетов разработан на основе экономической классификации счетов, и счета в нем сгруппированы по признаку экономического содержания отражаемых хозяйственных процессов и расположены в определенной, экономически обоснованной последовательности. В Плане приведены наименования и коды синтетических счетов (счета первого порядка) и субсчетов (счета второго порядка).
По Плану счетов бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
Для учета специфических операций предприятия могут по согласованию с Минфином РФ (или другим соответствующим органом) вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используют исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Предприятия могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий:
– регламентирует вопросы, имеющие отношение к основным методическим принципам ведения бухгалтерского учета;
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
– приводит краткую характеристику синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов;
– раскрывает структуру и назначение счетов, экономическое содержание обобщаемых на них фактов;
– раскрывает порядок учета наиболее распространенных операций. Порядок ведения аналитического учета устанавливается предприятием исходя из положений Инструкции и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, производственных запасов и т. д.).
В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, предприятия могут дополнять ее, соблюдая основные методологические принципы ведения бухгалтерского учета, установленные Инструкцией.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета. Этим определено место Плана счетов бухгалтерского учета в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации как документа, который имеет методический, рекомендательный характер.
Метод двойной записи основывается на балансовом равновесии, заключающемся в сопоставлении уравновешивающих друг друга систем показателей (ресурсы и их использование, производство и потребление, денежные доходы и расходы и т. п.).
Двойная запись на счетах бухгалтерского учета заключается в следующем: всякая хозяйственная операция затрагивает два счета (две статьи баланса) и поэтому должна записываться дважды – в дебет одного счета и в кредит другого. Причем записи на счетах производятся таким образом, что дебет одного счета может быть взаимосвязан с кредитом одного или нескольких счетов, а кредит одного счета – с дебетом одного или нескольких счетов в одинаковых суммах.
Благодаря методу двойной записи объекты бухгалтерского учета получают отражение на счетах во взаимной связи, что имеет важное значение для контроля.
Процедура определения счетов, затрагиваемых данной хозяйственной операцией, и последующего отражения в этих счетах суммы произведенной операции называется бухгалтерской проводкой – сумма операции как бы проводится от счета к счету.
Бухгалтерская проводка составляется только на основании документов. Для составления бухгалтерской проводки по какой-либо хозяйственной операции необходимо:
– определить сущность происходящих в результате операции изменений в хозяйственных средствах предприятия;
– по Плану счетов выбрать счета, по дебету и кредиту которых должна быть записана сумма данной хозяйственной операции.
Связь между счетами, возникающая при двойной записи, называется корреспонденцией счетов, а счета, между которыми возникает такая связь, называются корреспондирующими счетами.
В результате обработки документов бухгалтер устанавливает корреспонденцию счетов, указывая дебетуемый и кредитуемый счета. Проводка (корреспонденция) может быть простой, если на основании документа по операции указываются два счета, и сложной – при участии трех и более счетов.
Многообразие хозяйственных операций, совершаемых на предприятии, оказывает влияние на величину имущества и источников его образования. Одни операции изменяют состав средств, другие – источники этих средств, третьи увеличивают одновременно как состав средств, так и их источники, четвертые одновременно уменьшают то и другое. Это находит отражение в изменении статей баланса. Но, как бы ни были разнообразны эти изменения, у работников бухгалтерии не должно возникать затруднений в установлении корреспонденции счетов, в конечном итоге все они сводятся к четырем видам.
Первый вид хозяйственных операций вызывает изменения только в активе баланса: одна его статья увеличивается, другая – уменьшается на сумму хозяйственной операции, т. е. видоизменяется состав хозяйственных средств, их размещение. Итог баланса не изменяется.
Второй вид хозяйственных операций вызывает изменения только в пассиве баланса: одна его статья увеличивается, другая – уменьшается, т. е. видоизменяются источники хозяйственных средств. Итог баланса не изменяется.
Третий вид хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону увеличения его статей. Итог баланса также увеличивается на сумму хозяйственной операции по активу и пассиву.
Четвертый вид хозяйственных операций вызывает изменения в активе и пассиве баланса одновременно в сторону уменьшения его статей. Итог баланса также уменьшится на сумму хозяйственной операции.
Все четыре вида хозяйственных операций можно выразить формулами, заменив буквенным выражением: А – актив, П – пассив, X – хозяйственная операция, повлекшая за собой изменения (увеличение или уменьшение).
Учетная информация, поступающая в течение месяца, оказывается разобщенной по многим счетам синтетического и аналитического учета.
Для ведения постоянного контроля за качеством (полнота и правильность) учетных записей и для обобщения данных учетной регистрации на счетах бухгалтерского учета на предприятии используют различные приемы, одним из которых является составление оборотных ведомостей. Оборотные ведомости также носят название оборотно-сальдовых, так как их составляют на основании данных счетов об оборотах за месяц и остатках (сальдо) на начало и конец месяца.
Посредством составления оборотных ведомостей по счетам синтетического и аналитического учета реализуется принцип тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета (п. 4 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).
Оборотная ведомость представляет собой таблицу, в которой на каждый счет отводится отдельная строка, где записывают наименование и номер счета, сумму начального сальдо (дебетовое или кредитовое), сумму оборотов по дебету и кредиту, и выводится конечное сальдо (дебетовое или кредитовое). Оборотную ведомость составляют в конце месяца и в ней регистрируют обороты и остатки по всем работающим счетам.
Существуют оборотные ведомости по счетам синтетического и аналитического учета.
Форма оборотной ведомости по счетам синтетического учета
По итогам оборотной ведомости осуществляется проверка учетных записей на синтетических счетах. Так, по итоговой строке в оборотной ведомости должно быть три пары равенств:
1) остатки на начало отчетного периода по дебету и кредиту (гр. 3 и 4);
2) обороты по дебету и кредиту (гр. 5 и 6);
3) остатки на конец отчетного периода по дебету и кредиту (гр. 7 и 8).
Первое равенство показывает, что итоговая сумма всех средств предприятия на начало периода равна итоговой сумме источников этих средств. Эти цифры отражают баланс предприятия на начало периода (в приведенном примере 1250 = 1250).
Второе равенство вытекает из принципа двойной записи, при котором каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов, и если суммы не совпадают, то это свидетельствует об ошибках при записях по счетам бухгалтерского учета либо в подсчетах (55 750 = 55 750).
Третье равенство, так же как и первое, вытекает из равенства итогов средств и их источников и показывает баланс на конец отчетного периода (9400 = 9400).
В оборотной ведомости по синтетическим счетам содержатся обобщенные сведения о состоянии, изменении и остатках имущества и обязательств организации. Эти данные используются при составлении бухгалтерского баланса.
Оборотные ведомости по счетам аналитического учета составляют раздельно к каждому синтетическому счету, по которому ведется аналитический учет. Они имеют различную форму в зависимости от особенностей объектов аналитического учета. По счетам аналитического учета применяют три формы оборотных ведомостей:
1) при ведении натурально-стоимостного учета;
2) при ведении учета только в денежном выражении;
3) при ведении учета по счетам расчетов с разными дебиторами и кредиторами. Если объект учета отражается на аналитических счетах только в стоимостном выражении, то оборотные ведомости по этим счетам составляются по такой же форме, что и оборотные ведомости по счетам синтетического учета. Если объект учета отражается на аналитических счетах не только в стоимостном, но и в натуральном или трудовом выражении, то показатели оборотных ведомостей по этим счетам приводятся также в стоимостном, натуральном или трудовом выражении.
Оборотные ведомости по счетам аналитического учета – свод оборотов и сальдо по всем счетам аналитического учета, открытым к данному синтетическому счету. Для выявления допущенных ошибок на счетах (например, суммы могут быть записаны не на те счета, к которым они относятся) сверяют итоги оборотных ведомостей по счетам аналитического учета с данными соответствующего синтетического счета в оборотной ведомости по синтетическим счетам. Итоги оборотной ведомости по счетам аналитического учета должны равняться итогам по синтетическому счету.
Инвентаризация (от лат. inventarium – опись имущества) – периодическая проверка наличия числящихся на балансе предприятия ценностей, их сохранности и правильности хранения.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризации подлежит все имущество предприятия (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы) независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Основными целями инвентаризации являются:
– выявление фактического наличия имущества;
– сопоставление фактически имеющегося имущества с учетными данными (выявление излишка или недостачи);