Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:48, курс лекций
Бухгалтерский учет – это система учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, проводимая по принятым правилам с использованием установленных форм документов. Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, а целью – выявление результатов хозяйственной деятельности и обеспечение сохранности ценностей.
История бухгалтерского учета многогранна, по мере экономического развития человечества и в зависимости от особенностей деятельности деловых людей бухгалтерский учет трансформировался, принимая различные формы. И для того чтобы понимать происходящие в области учета процессы, надо иметь представление о вкладе ведущих стран и отдельных исторических личностей в развитие бухгалтерского учета.
Под объектом калькуляции, т. е. носителем издержек, понимают виды продукции (отдельные изделия, заказы), выполняемые виды работ и услуг. В качестве единицы калькулирования принимаются как натуральные (штуки, метры, литры), так и стоимостные показатели (рубль затрат, рубль выручки).
Калькуляция как способ группировки затрат относительно конкретной единицы продукции дает возможность отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне производственного процесса. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Иными словами, себестоимость продукции – это текущие затраты (издержки) предприятия на производство продукции и ее реализацию (сбыт).
Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) – заключительный этап учета затрат. Он состоит в исчислении себестоимости единицы выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг путем деления затрат, связанных с производством, на их количество. Этот порядок действует при любом методе учета затрат, а особенности калькулирования проявляются лишь при выборе объекта исчисления себестоимости. Так, при позаказном методе в качестве объекта калькулирования принимается заказ, при попередельном – единица вида полуфабрикатов или продукции соответствующего передела (стадии технологического процесса) и т. д.
При составлении плановых и отчетных (фактических) калькуляций себестоимости продукции и свода затрат на производство по предприятию в целом используется группировка затрат по местам их возникновения.
К основным местам (сферам) возникновения затрат относятся:
– материальная сфера (склад сырья, склад вспомогательных материалов);
– производственная сфера (производственные цеха, отдел проектирования, ремонтные мастерские);
– сфера управления (дирекция, отдел кадров, юридический отдел, финансовый отдел, бухгалтерия);
– коммерческая сфера (отдел сбыта, рекламный отдел, отдел исследования рынка, отдел отправки продукции).
Выделение мест возникновения затрат имеет важное значение для анализа издержек, так как связь между ростом затрат и изменением степени загрузки производственных мощностей предприятия наиболее четко проявляется в месте возникновения затрат. Принцип разграничения затрат позволяет определить результаты внутрипроизводственной, хозяйственной деятельности отдельных подразделений предприятия.
Учет затрат и его разделение на учет затрат по видам, по местам их возникновения и по носителям (объектам) позволяет осуществлять текущее наблюдение и контроль за производственным процессом, а также планировать издержки, сравнивать их с издержками за прошлые периоды и издержками других предприятий. Затраты (расходы) предприятия, их учет являются основным объектом управленческого учета.
Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета (п. 4 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).
Счет бухгалтерского учета – это способ группировки и текущего учета однородных по экономическому содержанию хозяйственных средств предприятия, их источников, а также хозяйственных процессов. Отражение операций на счетах ведется в денежном измерителе.
Графически счет представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой называется дебет (от лат. debet – он должен), а правая – кредит (от лат. credit – он верит).
Открыть счет – значит дать ему название и на соответствующей стороне записать начальное состояние учитываемого объекта, которое называется сальдо начальное (от итал. saldo – расчет, расплата, остаток).
Остатки, увеличение и уменьшение учитываемых объектов отражаются на разных сторонах счета в зависимости от того, что учитывается на счете – средства или источники.
Сумма всех записей, сделанных за период (месяц) по дебету и по кредиту счета, называются соответственно дебетовым и кредитовым оборотами.
Результат соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов определяется как остаток по счету и называется сальдо конечное.
В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные, пассивные и активно-пассивные счета бухгалтерского учета.
Активный счет открывается для учета средств предприятия (основные средства, производственные запасы, готовая продукция, денежные средства в кассе и на расчетных счетах и др.), т. е. для статей, находящихся в активе баланса.
На активных счетах суммы операций, соответствующие приходу средств, регистрируются в дебете счета, а суммы расходных операций – в кредите. Сальдо активного счета расположено в дебете (дебетовое сальдо) и рассчитывается следующим образом: к дебетовому сальдо по соответствующему счету (например, счету 50 «Касса») на начало отчетного периода прибавляются обороты по дебету данного счета (поступление наличных денег в кассу) и вычитаются обороты по кредиту счета (выдача наличных денег из кассы) в течение отчетного периода. В результате на конец отчетного периода получается дебетовое сальдо (остаток денег в кассе).
На пассивных счетах отражается наличие и изменение источников формирования средств предприятия, их целевого назначения (уставный, резервный и добавочный капитал, прибыль и др.), т. е. пассивный счет открывается для статей, находящихся в пассиве баланса.
Суммы операций, соответствующие приходу средств по этому счету, регистрируются в кредите счета, а суммы расходных операций – в дебете. Сальдо пассивного счета расположено в кредите и определяется путем прибавления к кредитовому сальдо на начало отчетного периода сумм, записанных по кредиту счета, и вычитания из полученного итога сумм, записанных по дебету счета.
Счета, которые имеют признаки активных и пассивных счетов, носят название активно-пассивных счетов. На активно-пассивном счете одновременно учитываются два объекта. Сальдо по таким счетам может быть как дебетовое, так и кредитовое или одновременно по дебету и кредиту счета (развернутое).
Счета для отражения расчетов с дебиторами по своему строению противоположны счетам, на которых учитываются расчеты с кредиторами. Погашение или зачет (уменьшение) дебиторской задолженности отражается по кредиту счетов расчетов с дебиторами, а кредиторской задолженности – по дебету счетов расчетов с кредиторами. Если остаток дебиторской задолженности отражается, как правило, по дебету соответствующего счета расчетов с дебиторами, то остаток кредиторской задолженности – наоборот, по кредиту соответствующего счета расчетов с кредиторами. Поэтому счета расчетов с дебиторами являются активными, а с кредиторами – пассивными.
Необходимость в этих счетах возникает тогда, когда во взаимоотношениях данного предприятия с другими предприятиями, организациями и лицами может меняться их экономический характер. Например, дебиторы прошлого периода становятся кредиторами в текущем периоде, и наоборот. Активно-пассивными могут быть счета расчетов – счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.
Примером активно-пассивного счета с двусторонним развернутым сальдо может служить счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Дебетовое сальдо по этому счету показывает сумму дебиторской задолженности (когда организации кто-нибудь должен) и отражается в активе баланса. При этом каждая запись по дебету показывает увеличение дебиторской задолженности или уменьшение кредиторской задолженности. Кредитовое сальдо по счету 76 показывает сумму кредиторской задолженности (когда должна организация) и отражается в пассиве баланса. Каждая запись по кредиту показывает увеличение долгов организации либо погашение дебиторской задолженности.
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 40 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности зачет между статьями актива и пассива баланса не допускается, т. е. информация о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности должна формироваться в бухгалтерском учете в развернутом виде с обособлением задолженности дебиторов и кредиторов.
Активные, пассивные и активно-пассивные счета предназначены для учета хозяйственных средств и источников их формирования, принадлежащих предприятию, а также привлеченных им в оборот. Они соответствуют статьям актива и пассива баланса, и поэтому их принято называть балансовыми счетами. В плане счетов бухгалтерского учета балансовые счета имеют двухзначный шифр.
Предприятия и организации кроме средств, принадлежащих им на правах собственности, должны учитывать средства, не принадлежащие им, но находящиеся в их распоряжении: на ответственном хранении, в переработке, принятые на комиссию и т. п. Учет таких операций осуществляется на забалансовых счетах, т. е. средства, учитываемые на них, в итоги баланса не включаются, а отражаются за балансом.
Учет на забалансовых счетах ведется без применения двойной записи, по дебету счета отражают получение ценностей либо возникновение обязательств, а по кредиту – их выбытие (списание). Забалансовые счета имеют трехзначный шифр.
Активные и пассивные счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические.
Синтетические счета – счета бухгалтерского учета, предназначены для учета наличия и движения средств предприятия, их источников и совершаемых процессов в обобщенном виде. Синтетические счета ведут только в денежном выражении. Отражение хозяйственных средств и процессов на синтетических счетах называется синтетическим учетом.
Данные синтетических счетов используют при заполнении форм бухгалтерской отчетности, и прежде всего баланса и отчета о прибылях и убытках, т. е. применяют для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Содержание синтетических счетов раскрывают данные аналитических счетов. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
К счетам синтетического учета, имеющим несколько групп аналитических счетов, открывают субсчета. Субсчета необходимы для получения укрупненных показателей для анализа и составления баланса. Субсчет является промежуточным звеном между синтетическим счетом и открытыми к нему аналитическими счетами. Например, на синтетическом счете 10 «Материалы» предусмотрено иметь одиннадцать субсчетов: 10-1 «Сырье и материалы»; 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»; 10-3 «Топливо»; 10-4 «Тара и тарные материалы»; 10-5 «Запасные части» и т. д. На каждом из этих субсчетов будут объединены данные на основе аналитических счетов.
Синтетические счета, не требующие ведения аналитического учета, называются простыми («Касса», «Расчетные счета» и др.). Счета, которые требуют ведения аналитического учета, называются сложными («Вложения во внеоборотные активы», «Материалы», «Товары» и др.).
Аналитические счета – счета бухгалтерского учета, предназначенные для детализации, конкретизации информации о наличии, состоянии и движении средств и их источников, содержащейся в синтетических счетах. Они открываются в развитие определенного синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей и, где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении. Различают аналитические счета, открытые к активным и пассивным синтетическим счетам.
Между синтетическим счетом и относящимися к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь:
– сальдо начальное и конечное данного синтетического счета равно сумме остатков на всех аналитических счетах, открытых к данному счету;
– суммы оборотов по дебету и кредиту одного синтетического счета должны быть равны суммам оборотов (соответственно) по дебету и кредиту всех аналитических счетов, относящихся к нему.
Отражение хозяйственных средств и процессов в детализированном виде на аналитических счетах называется аналитическим учетом. Аналитический учет организуется в карточках или книгах.
Регистрация хозяйственных операций в бухгалтерском учете может производиться в форме хронологической или систематической записи. Хронологическая запись фиксирует хозяйственные операции в порядке их совершения и оформления, а систематическая – посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с содержанием хозяйственных операций.
Разнообразие и многочисленность объектов бухгалтерского учета вызывает необходимость применения большого количества различных счетов. Поэтому для изучения и правильного применения счетов бухгалтерского учета можно применить их группировку по определенным признакам и установить общие свойства для различных групп счетов. Однако следует учитывать, что счета можно классифицировать в зависимости от поставленной задачи, при этом многие из них могут быть классифицированы по-разному.
Для правильного использования счета необходимо знать:
– название счета;
– структуру и экономическое содержание счета;
– объекты, учитываемые на данном счете;
– характер оборотов и сальдо счета;
– роль счета в контроле за хозяйственной деятельностью, в определении себестоимости продукции, в выявлении финансовых результатов.
Классификация счетов должна представлять собой взаимосвязанную систему, отражающую перечень хозяйственных фактов и процессов, формы функционирования средств и хозяйственных операций, источников формирования средств и результатов деятельности предприятий. Классификация может производиться по различным признакам, наиболее существенными из которых являются:
– отношение счетов к бухгалтерскому балансу;
– степень детализации получаемых показателей;
– назначение и структура счетов;
– экономическое содержание счетов.
Классификация счетов по экономическому содержанию. Принцип классификации счетов по экономическому содержанию заключается в том, какой экономический объект учета должен быть отражен на счете. Совокупность объектов бухгалтерского учета определяется содержанием финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это позволяет установить виды и количество счетов, необходимых для всесторонней характеристики учитываемых объектов.