Бухгалтерский учет и аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:48, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет – это система учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, проводимая по принятым правилам с использованием установленных форм документов. Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, а целью – выявление результатов хозяйственной деятельности и обеспечение сохранности ценностей.
История бухгалтерского учета многогранна, по мере экономического развития человечества и в зависимости от особенностей деятельности деловых людей бухгалтерский учет трансформировался, принимая различные формы. И для того чтобы понимать происходящие в области учета процессы, надо иметь представление о вкладе ведущих стран и отдельных исторических личностей в развитие бухгалтерского учета.

Файлы: 1 файл

лекции для рекламы_ часть 1.doc

— 1.52 Мб (Скачать файл)

4.2. Организация документооборота

Бухгалтерия предприятия осуществляет учетные работы в определенной последовательности по отдельным этапам, тесно связанным между собой. Основанием для записей в бухгалтерском учете служат документы, которые с момента составления и до сдачи в архив проходят определенный путь – совершают документооборот (схема 4.2).

Организуя документооборот, необходимо определить виды первичных документов, применяемых в данной организации, их перечень с указанием названий и номеров форм и, в зависимости от способов обработки и группировки учетных данных, установить требования к оформлению и содержанию документа. Все документы, служащие основанием для записей в бухгалтерском учете, должны представляться в бухгалтерию предприятия в установленном порядке к определенному сроку для проверки с точки зрения законности отраженных в них операций, правильности оформления и для последующей обработки и группировки.

Создание графика документооборота, т. е. определение порядка, сроков составления и прохождения отдельных документов, а также функций каждого исполнителя в составлении, оформлении и обработке документа, способствует рациональному использованию рабочего времени, создает условия для ритмичной работы и повышает ответственность каждого учетного работника за качество и сроки выполнения определенных работ.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. На начальном этапе работы по составлению графика документооборота устанавливаются:

– перечень первичных документов, применяемых на предприятии;

– круг лиц, которые обращаются с первичными документами; кто из работников предприятия имеет право подписывать данные документы и несет ответственность за правильность их оформления и своевременность представления в бухгалтерию (утверждается руководителем организации);

– рабочая схема функционирования отделов организации; порядок движения каждого документа между отделами организации и крайний срок представления документов конечному потребителю информации (бухгалтерии);

– график движения документов внутри бухгалтерии, позволяющий своевременно организовать начисление налогов и составление бухгалтерской отчетности.

 

 

График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия и может быть оформлен в виде схемы или перечня работ.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации. В обязанности работников организации включаются положения о создании и представлении документов, относящихся к сфере их деятельности, в строгом соответствии с графиком документооборота. Каждому лицу, участвующему в документообороте, вручается соответствующая выписка и определяется ответственность за невыполнение требований документооборота.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации, согласно п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», должны быть отражены в приказе по учетной политике организации.

4.3. Учетные регистры

В сроки, установленные графиком документооборота, первичные документы должны быть представлены в бухгалтерию. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных учетных документах, служит основанием для записей в сводных учетных документах (учетных регистрах).

Совокупность приемов и средств (вручную или с использованием средств автоматизации), с помощью которых осуществляется регистрация учетной информации из первичных документов, называется техникой бухгалтерского учета.

4.3.1. Классификация учетных регистров

Учетные регистры применяются для систематизации, накопления и отражения информации на счетах бухгалтерского учета и в зависимости от степени автоматизации могут составляться на бумажных и машинных носителях информации (в электронном виде).

По внешнему виду учетные регистры могут иметь форму книг, карточек, свободных листов, машинных носителей (магнитные ленты, диски, дискеты и др.).

Книги представляют собой сброшюрованные свободные листы определенного формата и графления. Применение их ограничено, так как работу по их ведению разделить между счетными работниками нельзя – ее должен вести один человек (например, кассовая книга). Такие книги пронумерованы и прошнурованы, а на последней странице указано количество страниц за подписью руководителя предприятия и главного бухгалтера. В таких книгах исключена возможность замены отдельных листов новыми при злоупотреблениях и хищениях. Примером применения учетных регистров в виде книг могут служить главная книга – регистр синтетического учета, книга остатков материалов на складах – регистр аналитического учета (необходим для взаимосвязи данных бухгалтерского учета с данными оперативно-складского учета и для контроля за сохранностью различных видов собственности).

 

 

 

Карточки предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки), материальных ценностей по местам их хранения (карточки складского учета материалов). На их основе бухгалтерия создает картотеку основных средств, а материально ответственные лица – картотеку материалов, запасных частей, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, готовой продукции.

Свободные листы – учетные регистры большого формата и с большим количеством сведений по сравнению с карточками. Они предназначены для синтетического и аналитического учета и выполняют роль комбинированных регистров. К ним относятся: журналы-ордера, ведомости, табуляграммы и машинограммы. Они удобны в использовании, так как позволяют более рационально распределить обязанности между работниками учета. Это самый распространенный вид учетных регистров.

По степени детализации информации, содержащейся в учетных регистрах, они могут быть синтетическими (главная книга, журналы-ордера) и аналитическими (карточки аналитического учета).

По характеру регистрации записей учетные регистры группируются в хронологические, систематические и комбинированные.

Регистрация хозяйственных операций в учетных регистрах в хронологическом порядке предусматривает их отражение в последовательности совершения операций и оформления документов (в последовательности поступления документов в организацию) независимо от содержания записей. Примером хронологической записи может служить регистрационный журнал, применяемый при мемориально-ордерной форме учета, в котором регистрируются все мемориальные ордера в порядке их номеров. Итог записей по регистрационному журналу за месяц должен равняться итогу дебетовых, а также итогу кредитовых оборотов по всем счетам за этот же месяц.

Систематическая регистрация хозяйственных операций в учетных регистрах – это запись операций по их содержанию на счетах бухгалтерского учета посредством двойной записи (по дебету одного и кредиту другого счета). Примером может служить главная книга, в которой все хозяйственные операции систематизируются по синтетическим счетам: обороты по кредиту каждого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету – в корреспонденции с кредитуемыми счетами.

При комбинированной регистрации хозяйственных операций сочетается использование хронологических и систематических записей. Комбинированные регистры позволяют осуществлять контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета путем совмещения итогов аналитических и синтетических записей, в результате чего отпадает необходимость сверки этих записей.

Состав учетных регистров, их форму, порядок и последовательность заполнения, технику взаимосверки определяет форма бухгалтерского учета.

4.3.2. Исправление ошибок в учетных регистрах

Записи в учетных регистрах основываются на тщательно проверенных документах, поэтому и сами регистры приобретают доказательную силу при использовании их показателей для анализа хозяйственной деятельности предприятия, при контроле за состоянием средств и при выявлении результатов его работы.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну, за ее разглашение они несут ответственность.

Исправление ошибочно сделанных записей в регистрах бухгалтерского учета производится одним из следующих способов:

– корректурным способом – ошибочно сделанную запись (неправильная сумма или текст) аккуратно зачеркивают тонкой чертой (так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое), над зачеркнутым делают запись исправленного текста и суммы. Одновременно здесь же, на полях, против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делают оговорку «Исправлено» с указанием даты. Этот метод применяют в тех случаях, когда ошибка сделана в одном из регистров и обнаружена до подсчета итоговых сумм;

– способом дополнительной проводки – дополнительную проводку составляют, если фактически разнесенная в учетные регистры сумма меньше правильной. При этом оформляют бухгалтерскую справку с указанием того, какая ошибка исправлена и где искать первичный документ, который является основанием записи. При мемориально-ордерной форме учета для дополнительных проводок составляют мемориальный ордер. Этот способ применяют в том случае, когда ошибка повторяется в нескольких учетных регистрах или выявлена после подсчета итогов;

– способом «красное сторно» – в случае если операция записана в большей сумме, чем следовало, или по счетам разнесена ошибочная бухгалтерская запись, при подсчете итогов излишне записанную сумму вычитают. Исправления способом «красное сторно» оформляют бухгалтерской справкой, в которой дают ссылку на номер и дату исправляемого документа, а также обоснование внесения исправления;

– способом обратной проводки – для исправления проводки (как правило, ошибочно сделанной в прошлом отчетном периоде) делают запись обратной корреспонденцией.

При автоматизированном способе ведения бухгалтерского учета при обнаружении в выходных формах документов ошибок бухгалтерия осуществляет диагностику ошибочных данных, внесение исправлений в соответствующие базы данных и получение выходных форм документов с учетом исправлений. Внесение исправлений осуществляется датой обнаружения ошибочных данных путем обязательного оформления измененных документов, сторнирующих проводок. Без оформления документального подтверждения любые исправления непосредственно в электронных базах данных не допускаются.

4.4. Формы бухгалтерского учета

Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них (ручным или механизированным).

Сочетание различных учетных регистров и технических средств образует разные формы бухгалтерского учета, которые отличаются одна от другой: количеством применяемых регистров, их назначением, внешним видом, содержанием; взаимосвязью хронологических и систематических синтетических и аналитических регистров; последовательностью и техникой записи в учетные регистры; степенью автоматизации учетно-вычислительных работ.

Вопрос о выборе формы бухгалтерского учета является одним из важнейших в технике учета и зависит от специализации предприятия, масштабов хозяйственной деятельности, объема получаемой информации, степени подготовленности бухгалтеров, уровня механизации учетных работ. Как правило, форма учета определяется при создании бухгалтерской службы и в течение всего периода деятельности предприятия меняется крайне редко.

К формам бухгалтерского учета, наиболее распространенным в настоящее время, можно отнести автоматизированную и журнально-ордерную. В бюджетных организациях, а также государственных и муниципальных унитарных предприятиях применяется, как правило, мемориально-ордерная форма учета. Упрощенная форма бухгалтерского учета предназначена для субъектов малого предпринимательства.

 

4.4.1. Мемориально-ордерная форма учета

Мемориально-ордерная форма учета возникла в 30-е гг. XX в. и предполагала выписку на каждый документ отдельной справки с бухгалтерской проводкой. Эти справки получили название мемориальных ордеров (буквально – «памятных приказов»). Со временем однородные операции стали группировать в специально открываемых накопительных ведомостях, и только итоги этих ведомостей включались в мемориальные ордера.

При мемориально-ордерной форме учета систематическую и хронологическую запись ведут раздельно. На основе первичных документов оформляют мемориальные ордера. В них указывают месяц, год, содержание операции, наименование дебетуемого и кредитуемого счетов (корреспонденцию счетов), сумму. Записи производят по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа (как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов). Корреспонденцию субсчетов в мемориальном ордере записывают в зависимости от характера операций по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или дебету одного субсчета и кредиту нескольких субсчетов (кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов).

К мемориальному ордеру прилагают первичные документы, на основании которых он составлен. Эти документы служат основанием для записей в регистрах аналитического учета.

Хронологическую запись мемориальных ордеров производят в специальном регистрационном журнале, при этом на мемориальных ордерах проставляют номера, под которыми они зарегистрированы в нем. Мемориальным ордерам присваивают постоянный номер по однородным операциям, что в последующем облегчает поиск документов (кассовые операции – № 1, расчетный счет – № 2 и т. д.).

 

 

Данные регистрационного журнала служат основанием для заполнения главной книги.

Главная книга – регистр синтетического учета. В ней каждому счету отводится развернутый лист для записи остатка на начало и конец месяца, оборота по дебету в развернутом виде, т. е. в корреспонденции с кредитуемыми счетами и общей суммы оборота по кредиту. Главная книга открывается на год, а каждому месяцу отводят одну строку.

Информация о работе Бухгалтерский учет и аудит