Бухгалтерский учет и его роль в системе управления предприятияем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Цель бакалаврской работы — рассмотрение основ организации бухгалтерского учета на предприятиях и выявление тенденций его совершенствования с учетом требований современных экономической ситуации в России.
Цель исследования предполагает реализацию следующих задач бакалаврской работы:
— раскрытие сущности и роли предприятий как коммерческих организаций в экономической системе страны;
— характеристика системы бухгалтерского учет предприятий как основы управления предпринимательской деятельностью;
— систематизация правовых основ ведения бухгалтерского учета предприятиями в России

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретическая глава. Бухгалтерский учет в системе управления предприятием
6
1.1 Сущность и роль предприятий как коммерческих организаций в экономической системе страны
6
1.2 Бухгалтерский учет предприятий как основа управления предпринимательской деятельностью
12
1.3 Правовые основы ведения бухгалтерского учета предприятиями в России
23
2. Практическая глава. Совершенствование организации бухгалтерского учета в современных условиях
28
2.1 Основы организации бухгалтерского учета на предприятиях
28
2.2 Содержание бухгалтерской отчетности, формируемой предприятиями
42
2.3 Основные направления развития бухгалтерского учета на предприятиях
53
Заключение
63
Глоссарий
66
Список использованных источников
69
Список сокращений
74
Приложение А
75
Приложение Б
81

Файлы: 1 файл

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯЕМ.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

Предметом бухгалтерского учета является все многообразие хозяйственных  средств, отображаемых параллельно  в двух формах: по составу и по источникам образования. Состав хозяйственных средств в бухучете называется активом. Источники образования этих средств - пассив. Актив всегда должен быть равен пассиву - это основное положение бухучета.

По составу хозяйственные средства - активы подразделяются на группы:

  1. Основные средства и другие долгосрочные вложения.
  2. Запасы и затраты.
  3. Денежные средства и средства в расчетах.

По источникам образования –  пассивы – средства подразделяются тоже на три группы: [17]

  1. Источники собственных средств.
  2. Источники заемных средств.
  3. Обязательства по расчетам.

Суть предмета бухгалтерского учета  – средства предприятий и их источники  постоянно изменяются – совершают  кругооборот из 4-х стадий:

а) заготовка  материальных ценностей;

б) процесс производства продукции;

в) процесс реализации продукции, услуг;

г) процесс обращения, включающий расчеты с различными кредиторами и дебиторами.

Для ведения учета и описания различных процессов, происходящих на предприятии, в учете приняты  три вида измерителей.

Натуральные измерители (кг, м, шт. и др.) необходимы при учете материальных запасов, основных средств, готовой продукции и др. С помощью натуральных измерителей осуществляется контроль за сохранностью различных форм собственности.

Трудовые измерители (мин., час, день) позволяют определить затраченное время и труд. На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, рассчитывается производительность труда.

Денежный измеритель - обобщающий, так как через рубли (или другую валюту) определяются объем имущественных прав предприятия, его затраты, ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях, составляются сметы, производственные задания, отчеты и балансы.

Задачами бухгалтерского учета  являются: [1]

  • формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами;
  • предупреждение и нейтрализация непроизводительных потерь на всех стадиях кругооборота хозяйственных средств независимо от причин их возникновения;
  • предоставление пользователям необходимой информации, соответствующей требованиям действующего законодательства, о всех участках деятельности экономического субъекта;
  • своевременное и полное представление качественной отчетности внутренним и внешним пользователям учетной информации о финансовых результатах деятельности экономического субъекта и его финансовом положении, а также о его положении на соответствующем рынке товаров, работ или услуг;
  • обеспечение информацией для контроля за наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности;
  • выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

Познание сущности предмета достигается  через познание содержания его метода. [19]

Диалектический метод — определяющий метод познания экономических явлений  и основа научного мышления во всех областях экономической науки. Разработка на данной основе метода бухгалтерского учета получает конкретное выражение в совокупности его слагаемых (способов, приемов). Их применение дает возможность опираясь на законы диалектики, регистрировать и обобщать факты хозяйственной жизни, представляя ее как результат единства противоположностей.

В процессе познания сущности предмета используются так же дедуктивный и индуктивный методы исследования. Хотя в процессе отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта имеет место сочетание обоих методов, тем не менее в большей степени применяется индуктивный метод. Это связано с тем, что хозяйственные операции вначале раскрывают содержание микропроцессов, а уже затем происходит их группировка и обобщение. Наряду с указанными общепринятыми методами в экономической науке бухгалтерский учет располагает своими специфическими приемами, обусловленными сущностью самого предмета, а также поставленными перед ними задачами и требованиями. Все это предопределяет необходимость глубокого осмысливания и понимания системы приемов, способов, составляющих основу и содержание метода бухгалтерского учета.

Метод бухучета – совокупность специфических  способов и приемов для отражения  хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Состоит из элементов: документирования; инвентаризации; оценки; калькуляции; составления сетов  и баланса на основе ведения двойной записи.

Если рассматривать технологию формирования и обобщения учетной  информации как последовательность четко регламентированных этапов в  виде первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности организации, то вполне логично предположить, что каждому из этих этапов должны быть присущи свои специфические способы.

Так, на этапе первичного наблюдения на первый план выступает документация, поскольку в учете такое наблюдение может быть зафиксировано только в виде документа, заполненного с соблюдением определенных требований, придающих подобному документу юридическую силу. Даже если хозяйственная операция зафиксирована средствами вычислительной техники на машинном носителе, она в дальнейшем должна быть оформлена в другой форме, удобной для восприятия человеком, и соответствовать ГОСТу 6.10.4.-84 на унифицированные системы документации.

Принимая во внимание, что бухгалтерский  учет осуществляет сплошную и непрерывную  регистрацию всех хозяйственных операций только с помощью документов, составленных с учетом определенных требований, можно вести систематический контроль за состоянием и изменением имущества и источников его формирования и использования.

Выявить и оформить такие факты, установить размер отклонений относительно информации, зафиксированной в первичных документах и отраженной в учете, становится возможным только при обнаружении этих фактов в процессе проведения инвентаризации путем проверки средств в натуре, а также состоянии расчетов с другими организациями. Одновременно решается задача проверки и документального подтверждения фактического наличия имущества. Следовательно, инвентаризация является продолжением документации. Она дополняет и уточняет достоверность данных текущего бухгалтерского учета и годовой бухгалтерской отчетности. С ее помощью обеспечивается организация более четкого контроля за наличием и движением имущества и источников его формирования, работой материально ответственных лиц.

Фактическая себестоимость объектов бухгалтерского учета исчисляется путем соизмерения и обобщения прошлого овеществленного и живого труда.

Этот прием получил название калькуляции. Сопоставление текущих  издержек и конечных результатов  достигается через оценку их в  стоимостном измерении, базирующейся на данных калькуляции фактической себестоимости. Общие правила калькуляции устанавливаются постановлениями Правительства РФ, Министерством финансов РФ На их основе министерства и ведомства разрабатывают отраслевые инструкции по калькулированию себестоимости продукции, товаров, работ и услуг. Таким образом, оценка и калькуляция выступают в качестве определяющего критерия для целей стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета.

Процесс управления только тогда достигает  цели, когда в текущем учете контроль за наличием и движением имущества, формированием и погашением обязательств осуществляется по отдельным их группам, видам, наименованиям в разрезе каждой позиции по местам нахождения или возникновения. Такая необходимость обусловлена различием в составе и функциональной роли отдельных объектов бухгалтерского учета в процессе расширенного общественного воспроизводства. Поэтому в учете объекты должны быть сгруппированы по экономической однородности. Решается эта задача при помощи системы счетов бухгалтерского учета.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных  операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут  в зависимости от объема учетной работы:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Руководитель обязан:

  • создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета;
  • обеспечить выполнение требований главного бухгалтера по вопросам оформления и представления для учета документов и сведений всеми структурными подразделениями и работниками организации, имеющими отношение к учету.

По действующему законодательству все предприятия, объединения и  организации, включая предприятия  с участием иностранных инвесторов (совместные предприятия), а также предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, должны вести бухгалтерский учет в соответствии с общим концептуальным подходом, принятым в стране, и нести ответственность за соблюдение порядка ведения учета и отчетности.

Бухгалтерский учет должен обеспечивать объективность при получении  учетных данных; полноту, простоту, оперативность и экономичность  учета; сопоставимость планируемых (прогнозных), нормативных и учетных показателей (рис.3 Приложения 1).

Структура бухгалтерии и организация дела в ней должны обеспечивать выполнение учетных задач в минимальные сроки и с высоким качеством. К главным задачам, стоящим перед бухгалтерской службой, относятся следующие:

  • предоставлять полную и достоверную информацию руководству о финансовом состоянии предприятия, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и материальных поставок, а также о дефиците денежных средств;
  • осуществлять и регулировать расчетные взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, а также с сотрудниками предприятия по оплате труда и средствам выданным под отчет;
  • контролировать работу материально ответственных лиц;
  • отвечать за своевременное и в полном объеме выполнение предприятием своих обязательств по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • нести ответственность за полноту и четкость операций по наличному и безналичному денежному обороту предприятия;
  • представлять в срок в контролирующие органы бухгалтерскую, финансовую и налоговую отчетность предприятия.

Организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета:

  • самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствования;
  • определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, а также технологию обработки учетной информации;
  • разрабатывает систему внутрипроизводственного  учета,  отчетности  и контроля;
  • формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам.

 

1.3 Правовые основы  ведения бухгалтерского учета  предприятиями в России

 

 

Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны.

Законодательство России о бухгалтерском  учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете  являются:

  • обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
  • составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработанная Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ, состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

К первой группе относятся законодательные документы: федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Нормативной базой по бухгалтерскому учету являются Закон РФ «О бухгалтерском  учете», План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, а также Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (табл. 1 Приложение 1) в части, не противоречащей указанному выше Закону. Они определяют методологические основы и порядок организации бухгалтерского учета в стране. На их базе и с учетом требований соответствующего стандарта строится учетная политика предприятия. [2-15]

Эти нормативные документы разработаны  исходя из Государственной программы  перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Они созвучны общепризнанным Международным стандартам бухгалтерского учета, разработанным Комитетом по международным стандартам при ООН.

Основные принципы ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые правовые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности на территории РФ для всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, используемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также взаимоотношения по этим вопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включая органы государственного управления.

Информация о работе Бухгалтерский учет и его роль в системе управления предприятияем