Бухгалтерский учет и его роль в системе управления предприятияем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Цель бакалаврской работы — рассмотрение основ организации бухгалтерского учета на предприятиях и выявление тенденций его совершенствования с учетом требований современных экономической ситуации в России.
Цель исследования предполагает реализацию следующих задач бакалаврской работы:
— раскрытие сущности и роли предприятий как коммерческих организаций в экономической системе страны;
— характеристика системы бухгалтерского учет предприятий как основы управления предпринимательской деятельностью;
— систематизация правовых основ ведения бухгалтерского учета предприятиями в России

Содержание работы

Введение
3
1 Теоретическая глава. Бухгалтерский учет в системе управления предприятием
6
1.1 Сущность и роль предприятий как коммерческих организаций в экономической системе страны
6
1.2 Бухгалтерский учет предприятий как основа управления предпринимательской деятельностью
12
1.3 Правовые основы ведения бухгалтерского учета предприятиями в России
23
2. Практическая глава. Совершенствование организации бухгалтерского учета в современных условиях
28
2.1 Основы организации бухгалтерского учета на предприятиях
28
2.2 Содержание бухгалтерской отчетности, формируемой предприятиями
42
2.3 Основные направления развития бухгалтерского учета на предприятиях
53
Заключение
63
Глоссарий
66
Список использованных источников
69
Список сокращений
74
Приложение А
75
Приложение Б
81

Файлы: 1 файл

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯЕМ.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

Ко второй группе относятся нормативные документы, устанавливающие по отдельным разделам базовые правила ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, другими ведомствами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

По поручению Правительства  Минфин России разработал и утвердил Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 № 34н, действие которого распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, за исключением Банка России и кредитных организаций.

Для целей регулирования порядка  формирования и составления бухгалтерской  отчетности также применяются и  другие нормативные акты:

Приказ Минфина РФ от 13.01.2000 № 4н  «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н  «О методических рекомендациях о  порядке формирования показателей  бухгалтерской отчетности организации»;

Приказ Минфина РФ от 28.07.95 № 81 (ред. от 23.01.2001) «О порядке отражения в  бухгалтерском учете отдельных  операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации»;

Приказ Минфина РФ от 30.12.96 № 112 (ред. от 12.05.99) «О методических рекомендациях  по составлению и представлению  сводной бухгалтерской отчетности»;

Приказ Минфина России от 28.11.96 № 101 «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» и др.

На основе положения о ведении  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации  Минфин России разрабатывает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

В настоящее время в России действуют  следующие учетные стандарты (ПБУ):

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденное Приказом Минфина РФ от 20.12.94 № 167;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное Приказом Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.97 № 26н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом Минфина РФ от 25.11.98 № 56н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утверждено Приказом Минфина РФ от 28.11.2001 № 96н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000), утвержденное Приказом Минфина РФ от 13.01.2000 №5н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное Приказом Минфина РФ от 27.01.2000 № 11н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 92н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 № 91н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденное Приказом Минфина РФ от 02.08.2001 № 60н;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 № 66н.

Основная цель стандартов заключается  в выработке единого содержания основных принципов и понятий  бухгалтерского учета, в достижении единообразного содержания терминологии бухгалтерского учета, едином подходе  к построению форм и толкованию показателей финансовой отчетности. Положения по бухгалтерскому учету (документы второго уровня), также как и документы первого уровня носят строго обязательный характер.

К третьей группе документов нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические документы: инструкции; рекомендации; методические указания и разъяснения по применению ПБУ и других документов, подготавливаемые и утверждаемые федеральными органами, общественными объединениями профессиональных бухгалтеров, министерствами и ведомствами на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Документы этого уровня носят рекомендательный, разъясняющий и уточняющий характер по отношению к документам более высоких уровней.

Рабочие документы, формирующие учетную  политику предприятия, а также положения и инструкции, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации составляют четвертую группу.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем, а формируются бухгалтерскими, финансовыми и экономическими службами организации и содержат:

  • выбранные организацией способы бухгалтерского учета в соответствии с документами по регулированию бухгалтерского учета первого и второго уровней нормативных документов;
  • способы бухгалтерского учета, описание которых отсутствует в документах вышестоящих уровней;
  • особенности применения выбранных организацией способов бухгалтерского учета в соответствии со спецификой условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т.п.)

Названия документов, их содержание и статус, принципы построения и  взаимодействия между собой, а также  порядок подготовки и утверждения  руководство организации определяет самостоятельно.

 

 

2 Практическая глава. Совершенствование организации бухгалтерского учета в современных условиях

 

 

2.1 Основы организации  бухгалтерского учета на предприятиях

 

 

Организация ведет бухгалтерский  учет имущества, обязательств и хозяйственных  операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством  финансов Российской Федерации.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется  в валюте Российской Федерации - в  рублях. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Для ведения бухгалтерского учета  в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

В бухгалтерском учете организации  текущие затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг и затраты, связанные с  капитальными и финансовыми вложениями, учитываются раздельно.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными  документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании  которых ведется бухгалтерский  учет.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных  операций и представлению в бухгалтерскую  службу документов и сведений обязательны  для всех работников организации.

Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники).

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а по документам, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемым организацией, должны содержать обязательные реквизиты в соответствии с требованиями абзаца первого настоящего пункта.

В зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и  технологии обработки учетной информации в первичные документы могут  быть включены дополнительные реквизиты.

Перечень лиц, имеющих право  подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации  по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные  операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

Без подписи главного бухгалтера или  уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются  недействительными и не должны приниматься к исполнению (за исключением документов, подписываемых руководителем федерального органа исполнительной власти, особенности оформления которых определяются отдельными указаниями Министерства финансов Российской Федерации). Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.

В случае разногласий между руководителем  организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций и включения данных о них в бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это  не представляется возможным - непосредственно  по окончании операции.

При реализации товаров, продукции, работ  и услуг с применением контрольно - кассовых машин допускается составление  первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании  на основании кассовых чеков.

Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов могут составляться сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные  документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация  обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета  в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим  счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных  операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие  и подписавшие их.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской  отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - государственной тайной.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; имущества, полученного  безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества).

В состав фактически произведенных  затрат включаются, в частности, затраты  на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования  имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем. Под стоимостью изготовления признаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.

Информация о работе Бухгалтерский учет и его роль в системе управления предприятияем