Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:40, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть особенности организации бухгалтерского учета и контроля в бюджетных учреждениях.
Для достижения поставленной цели данной работы потребовалось решение следующих задач:
- Изучить теоретические аспекты бухгалтерского учета и контроля в бюджетных организациях;
- проанализировать отдельные аспекты учета хозяйственных средств в учреждениях бюджетной сферы;
- Рассмотреть особенности бухгалтерского учета и контроля в ГУ «16 ОФПС по Алтайскому краю»;

Файлы: 1 файл

ВКР бухучет и контроль в бюджетных организациях.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

 

Бухгалтерский учет и контроль в  бюджетных организациях  

Введение

Экономические преобразования в России явились предпосылкой реформирования бухгалтерского учета. За последние  годы в стране разработана Концепция  бухгалтерского учета, создана нормативная  база его регулирования, принят новый Бюджетный кодекс и План счетов, инструктивные материалы и т. д., обусловившие повышение информативности учета и прозрачность финансовой отчетности.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы, предопределило ее цель и задачи, а именно, недостаточная разработанность теоретических и практических аспектов бухгалтерского учета и контроля в бюджетных учреждениях в изменившихся условиях, низкая действенность контроля целевого характера использования бюджетных средств, дискуссионность отдельных положений.

Бухгалтерский учет, контроль и отчетность отражают картину использования полученного финансирования. В частности бухгалтерский учет бюджетных учреждений представляет собой обобщение и сопоставление плановых и отчетных показателей, характеризующих исполнение сметы доходов и расходов за определенный период времени. Совершенствование бухгалтерского учета, усиление его контрольных функций за финансовой и хозяйственной деятельностью организации – основа укрепления финансово-бюджетной дисциплины. Бухгалтерская отчетность бюджетных учреждений является основой для составления отчета об исполнении соответствующего бюджета.

Неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета является бухгалтерская отчетность, которая выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Хорошо поставленный бухгалтерский  учет позволяет не только выявить  скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать и вовремя устранять возможные потери и необоснованные затраты.

Используя информацию бухгалтерского учета, руководители учреждений могут  оперативно принимать меры, по устранению просчетов и отклонений от утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности. С помощью бухгалтерского учета в каждом учреждении устанавливаются систематическое наблюдение за сохранностью средств, контроль за их рациональным использованием.

Следовательно, бухгалтерский  учет – это важнейшее звено  системы управления учреждениями непроизводственной сферы.

Предметом выпускной квалификационной работы  является бухгалтерский учет и контроль в бюджетных организациях.

Объектом исследования является ГУ «16  ОФПС по Алтайскому краю».

Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть особенности организации бухгалтерского учета и контроля в бюджетных учреждениях.

Для достижения поставленной цели данной работы потребовалось решение следующих задач:

-    Изучить теоретические аспекты бухгалтерского учета и контроля в бюджетных организациях;

- проанализировать отдельные аспекты учета хозяйственных средств в учреждениях бюджетной  сферы;

-    Рассмотреть особенности бухгалтерского учета и контроля в ГУ «16  ОФПС по Алтайскому краю»;

-  проанализировать отдельные аспекты учета хозяйственных средств ГУ «16  ОФПС по Алтайскому краю».

Практическая часть данной работы выполнена на базе ГУ «16  ОФПС по Алтайскому краю». В работе использованы годовые отчеты за 2007 - 2009 года.

Теоретические и практические аспекты бухгалтерского учета и  контроля нашли отражение в работах  отечественных и зарубежных ученых: Акопяна А. С., Вахрушиной М., Гарнова  И. Ю., Жигулиной Т. М., Матарова В. М., Путина М. Е., Синевой Е. Н., Соколова В. Я. и др.

Особенности бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, приказом Минфина России от 26 августа 2004 года №70н утверждена Инструкция по бюджетному учету. Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н внесены изменения в инструкцию по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н), другими нормативными документами, содержащими указания по учету и отражению в балансе операций организаций и учреждений, состоящих на бюджете.

В ходе исследования были использованы следующие методы: метод анализа литературы, нормативно-правовой документации, анализ документов, архивов, логический метод, статистический, метод сравнения.

Практическая  значимость заключается в том, что представленный материал можно использовать как практическое пособие для начинающего бухгалтера других специалистов по вопросам связанных с организацией бюджетного учета в Российской Федерации. Также можно использовать при написании рефератов, контрольных и курсовых работ, а также при подготовке к семинарским и практическим занятиям, так и преподавателям высших гуманитарных учебных заведений относительно экономических дисциплин.

 

1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета и контроля в бюджетных организациях

    1. Основы организации и особенности бухгалтерского учёта в бюджетных организациях

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации одним  из главных принципов, на которых  основана Бюджетная система Российской Федерации, является единство бюджетной системы Российской Федерации.1     Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.          Приказом Минфина России от 26 августа 2004 года №70н утверждена Инструкция по бюджетному учету. Приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н внесены изменения в инструкцию по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н) Таким образом, Бюджетный кодекс РФ предписывает установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений. Это положение отражено в тексте Инструкции по бюджетному учету - в абзаце втором пункта 1 внесено уточнение в понятие "Бюджетный учет".3

Вместе с тем, Инструкция по бюджетному учету предусматривает, что формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а также правила их ведения, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

«Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов».4

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти,  органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее в целях настоящей Инструкции - учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Существенное влияние  на правоспособность некоторых видов  бюджетных учреждений оказывает  практика централизации бухгалтерского учета.

При централизации бухгалтерского учета сметное планирование и  расходование денежных средств подчиняются специальным правилам.

Вместе с тем все  бухгалтерские документы, связанные  с исполнением смет доходов и  расходов по бюджетным средствам  подписываются руководителем и  главным бухгалтером учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, а руководителям обслуживаемых учреждений централизованная бухгалтерия представляет только сведения об исполнении смет доходов и расходов.

Таким образом, правоспособность бюджетных учреждений, входящих в  систему централизованного бухгалтерского учета, еще более ограничена по сравнению с объемом, предусмотренным не только Гражданским, но и Бюджетным кодексами: они фактически лишены возможности распоряжаться денежными средствами, полученными по смете.

В связи с этим следует  отметить, что важным направлением в части финансирования бюджетных учреждений является проблема рационального использования бюджетных средств. Проблему целевого использования бюджетных средств поможет решить правильно организованная система бухгалтерского учета в бюджетном учреждении. Отчасти эту проблему решает казначейское исполнение бюджета, однако, что касается рациональности планирования сметы расходов и затем ее исполнения, то приоритет остается за бухгалтерской службой учреждения, что прямо вытекает из основных задач бухгалтерского учета:

-  формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам, и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

-  предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет в  бюджетных организациях имеет специфические  особенности, обусловленные законодательством  о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. К этим особенностям нужно отнести:  организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;   контроль исполнения сметы расходов;  переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;  выделение в учете кассовых и фактических расходов;  отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (безопасности, здравоохранения, образования, науки и др.).

Специфические особенности  учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить  общие задачи бухгалтерского учета  более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины.

Таким образом, вооруженная  методами экономического анализа, организованная в соответствии с действующим  законодательством, бухгалтерская  служба бюджетного учреждения должна стать дополнительным источником экономии бюджетных средств.

Введение нового Плана  счетов связано с необходимостью отслеживать правильность расходования бюджетных средств, а также результативность использования этих средств. Новый  план счетов поможет бухгалтерам  бюджетных учреждений вести бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством.5

Номер счета нового Плана  счетов состоит из 26 разрядов. При  формировании номера счета Плана  счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 - 17 разряд - код классификации  доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд - код вида  деятельности: при отсутствии возможности  отнесения к определенному виду  деятельности - 0; бюджетная деятельность - 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, - 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений - 3;

19 - 21 разряд - код синтетического  счета Плана счетов бюджетного  учета;

22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 -26 разряд-код Классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 - 23 образуют Код  счета бюджетного учета.

Структура номера счета  приведена в таблице 1.

Таблица 1

Структура номера счета  плана счетов бюджетного учета

1-17 разряды

18 разряд

19-20 разряды

22-23 разряды

24-26 разряды

Код функциональной классификации  расходов бюджета

Код вида деятельности

Код синтетического счета

Код аналитического счета

Код классификации операций сектора  государственного управления

Администратор ГРБС

Наименование раздела, подраздела

Наименование целевых статей

Наименование вида расходов

177

0310

2016700

014

1

101

02

310


 

 Органам государственной власти, органам  местного самоуправления разрешается  введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Также в Инструкции №70н  содержится информация о новых формах учетных документов (актов, ведомостей и так далее), приведена корреспонденция счетов.

В новом плане счетов всего 5 разделов:

1. Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

3. Обязательства.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов  бюджета.

И забалансовые счета.

Таким образом, бюджетные  учреждения обязаны организовать бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией №70н. В том случае, если учреждением в установленном порядке оказываются платные услуги, учет по таким операциям ведется раздельно с предоставлением всей установленной отчетности.

Информация о работе Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных организациях