Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:40, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть особенности организации бухгалтерского учета и контроля в бюджетных учреждениях.
Для достижения поставленной цели данной работы потребовалось решение следующих задач:
- Изучить теоретические аспекты бухгалтерского учета и контроля в бюджетных организациях;
- проанализировать отдельные аспекты учета хозяйственных средств в учреждениях бюджетной сферы;
- Рассмотреть особенности бухгалтерского учета и контроля в ГУ «16 ОФПС по Алтайскому краю»;

Файлы: 1 файл

ВКР бухучет и контроль в бюджетных организациях.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

Реальность и достоверность  содержащейся в отчетности информации об имуществе и обязательствах учреждения, его финансовом положении и результатах деятельности в отчетном периоде зависят не только от правильности оформления документов и учетных регистров, но и от своевременности и полноты проведения годовой инвентаризации.

Составлению отчетности предшествует сверка оборотов и остатков на счетах аналитического учета с оборотами и остатками на счетах синтетического учета.

Остатки неиспользованных бюджетных средств учреждения, финансируемого из федерального бюджета, закрываются учреждениями банков 31 декабря. Сэкономленные против установленных ассигнований по смете расходов и перечисленные не позднее 31 декабря на счета "Суммы по поручениям" средства остаются в распоряжении организации и при условии выполнения показателей деятельности в установленном порядке направляются на производственные и социальные нужды.

Размер экономии по смете  определяется как разница между  общей суммой уточненных сметных назначений и кассовым расходом за год.

При исполнении сметы расходов бюджетными учреждениями различают кассовые и фактические расходы.

Кассовые расходы –  это суммы, выданные банком с бюджетных  или текущих счетов бюджетных учреждений на их расходы. Однако по ним нельзя судить о фактическом использовании средств, так как отдельные суммы могут быть начислены, но не выплачены. Кассовые  расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета по отдельным сметам подразделений, что позволяет располагать данными о кассовом исполнении смет и об остатках неиспользованных кредитов на каждую конкретную дату. Учет кассовых расходов позволяет контролировать целевое расходование бюджетных средств.

Фактические расходы  – это действительные расходы  организации по исполнению сметы. Фактические  расходы более полно свидетельствуют об окончательно произведенных расходах, чем кассовые. Их учет позволяет контролировать как ход фактического исполнения сметы расходов учреждения в целом, так и соблюдение установленных норм расходов по отдельным статьям и структурным подразделениям.

Расчеты с дебиторами и кредиторами к концу года  завершены. По расчетам с подотчетными лицами остатки неиспользованных средств  возвращены, по неиспользованным средствам  – составлены авансовые отчеты.

При составлении бухгалтерского баланса и заполнении отдельных форм данные предыдущего года берутся из отчета за прошлый год. При этом важно обеспечить сравнимость показателей отчетного периода и показателей прошлого года с учетом изменения методологии их составления. Допустим, если в отчетном году изменен порядок оценки или исчисления того или иного показателя, либо произошли структурные изменения в организации работы учреждения, то показатели отчетности прошлого года пересчитываются с учетом этих изменений.

Годовой и квартальные  отчеты представляются в сброшюрованном виде с оглавлением. Страницы отчетов нумеруются. Баланс исполнения сметы расходов, все формы отчетности и объяснительные записки к годовому и квартальным отчетам подписываются руководителем учреждения, главным бухгалтером и руководителем планово-финансовой службы.

Кроме представления  бухгалтерской отчетности действующее  законодательство возлагает на организацию  обязанности по представлению государственной  статистической отчетности. Порядок  представления данной отчетности регламентируется положением о порядке предоставления государственной статистической отчетности в РФ, утвержденным постановлением Госкомстата России от 14 августа 1992 года №130.

Отчетность представляется по месту регистрации учреждения в территориальных органах государственной статистики в сроки и по формам, утверждаемым постановлениями Госкомстата России.

Бухгалтерские операции, совершенные бюджетным учреждением  в течение 2009 года, приведены в Приложение 2. 

Порядок заполнения Баланса  исполнения бюджета главного распорядителя представлен в Приложении 3. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.   Осуществление контроля в ГУ «16 ОФПС по Алтайскому краю» 

Отсутствие синтетического счета в новом Плане счетов бюджетного учета по учету расходов на содержание учреждения обуславливает  их постатейное списание при заключении счетов, сопровождающееся сложным расчетом по закрытию счетов аналитического учета. Это не позволяет оперативно рассчитывать фактическую себестоимость оказываемых услуг и анализировать их социальную и экономическую эффективность.

Контрольные мероприятия по проверке правильности использования бюджетных средств в ГУ «16 ОФПС по Алтайскому краю» осуществляют многие органы, но эффективность таких мероприятий различная.

Анализ данных департамента обеспечения безопасности жизнедеятельности края по результатам контрольных мероприятий свидетельствует о снижении незаконных (нецелевых) расходов по содержанию учреждений противопожарной службы с переходом учреждений на казначейскую систему исполнения бюджета. Нецелевые расходы средств федерального бюджета в 2009 году уменьшились на 23,2 %, а неэффективные - на 47,9 % по сравнению с 2007 годом. При этом серьезные недостатки в работе департамента обеспечения безопасности жизнедеятельности, установленные Контрольно-счетной палатой по организации и осуществлению закупок материальных ценностей для нужд государственных противопожарных учреждений. Это закупка пожарного оборудования с худшими эксплуатационными характеристиками взамен заявленных на ту же сумму, и приобретение пожарно-технического вооружения (ПТВ) у 23-х фирм, ранее поставляющих  бракованное обмундирование. Закупки пожарно-технического вооружения у таких фирм за 2007-2009 гг. составили около 600 млн. руб.

Проведенный анализ контроля исполнения смет расходов учреждениями противопожарной безопасности края показал, что недостаточно проработаны вопросы воздействия результатов казначейского и ведомственного контроля на непосредственных участников и исполнителей финансовых операций.

Текущий контроль и анализ расходов ГУ «16 ОФПС по Алтайскому краю» затруднен, поскольку информация о расходах завуалирована в аналитических счетах. Для повышения достоверности отражения в учете доходов и расходов государственных учреждений от оказания платных услуг необходимо разработать регистры аналитического учета, по которым составляется документ - справка бухгалтера по расчету суммы средств к возмещению в бюджет за платные услуги, оказанные в пределах основного рабочего времени сотрудниками учреждения.

Эти регистры позволят систематизировать  и накапливать информацию о доходах противопожарной службы по каналам их поступления, и о расходах - по статьям затрат и видов услуг для усиления контроля за рациональным расходованием материальных и денежных ресурсов.

Существующая система  контроля исполнения доходов и расходов ГУ «16 ОФПС по Алтайскому краю» предполагает проверку целевого использования бюджетных средств в виде последующего контроля. При этом вопросы целевого использования бюджетных средств, правильности отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, особенно по предпринимательской деятельности, остаются за рамками контроля.

Поэтому необходимо создание вневедомственной независимой службы аудита эффективности использования  бюджетных средств, готовящей по результатам проверок бюджетных  учреждений материалы органам власти для разработки управленческих решений.

Исходя из этого, необходимо разработать организационно-методический механизм аудита эффективности использования  бюджетных средств по содержанию государственных учреждений противопожарной службы, позволяющий обеспечивать действенность финансового контроля.

Главной задачей отдела внутреннего контроля ГУ «16 ОФПС по Алтайскому краю»  является осуществление внутреннего контроля.

В рамках поставленной задачи отдел внутреннего контроля выполняет следующие функции:

- проведение регулярных проверок за осуществлением операций исполнения бюджета;

- выявление ошибок и нарушений;

-разработка рекомендаций  по устранению допущенных ошибок  и нарушений;

-          контроль процедур сверок с другими участниками бюджетного процесса;

-          контроль правильности ведения бухгалтерского учета;

-          проведение других мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности процедур внутреннего контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Таким образом, исходя, из поставленных во введении задач, можно сделать вывод, что основы ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях на современном этапе заключаются в организации бюджетного учета, выступающего как средство контроля за исполнением бюджета, содействует рациональному использованию национального дохода в целях расширенного  воспроизводства, соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, точному исполнению утвержденного бюджета.

Система бухгалтерского учета бюджетных учреждений представляет собой совокупность правил, средств  и методов учета хозяйственной  деятельности бюджетных учреждений.

Основы бухгалтерского учета как бюджетных, так и  коммерческих организаций закреплены в Федеральном законе от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями). Основные принципы учета (принцип двойной записи, принцип оценки и др.) едины для бухгалтерского учета организаций всех форм собственности. Однако система бухгалтерского учета бюджетных учреждений характеризуется наличием специальной нормативно-правовой базы: постановления Правительства РФ, инструкции, приказы, письма Министерства финансов РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, Минтруда РФ, указания Центрального Банка РФ относительно деятельности, порядка учета и налогообложения бюджетных учреждений. Основным  нормативным актом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета бюджетных организаций, является Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях № 70н.20

Бухгалтерский учет в  бюджетных организациях имеет специфические  особенности, обусловленные законодательством  о бюджетном устройстве и бюджетном  процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях,  другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:

-                  организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;

-                  контроль исполнения сметы расходов;

-                  переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

-                  выделение в учете кассовых и фактических расходов;

-                  отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (обеспечения безопасности жизнедеятельности, здравоохранения, образования, науки и др.).

Специфические особенности  учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить  общие задачи бухгалтерского учета  более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.

В отличие от бухгалтерского учета коммерческих организаций, где  главной задачей отчетности является оценка их деятельности, отчетность бюджетных  учреждений ориентирована, прежде всего, на контроль за деятельностью учреждений со стороны органов государственной власти.

Правоспособность бюджетных  учреждений, входящих в систему централизованного  бухгалтерского учета, еще более  ограничена по сравнению с объемом, предусмотренным не только Гражданским, но и Бюджетным кодексами: они фактически лишены возможности распоряжаться денежными средствами, полученными по смете.

Бухгалтерский учет в ГУ «16 ОФПС по Алтайскому краю» ведется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению. Бухгалтерский учет ведется компьютерным способом с применением программы «1С: Бухгалтерия» (версии 7.7.).

Организация ежемесячно (ежеквартально) формирует и оформляет  в печатном виде регистры бухгалтерского учета по форме, утвержденной приказом начальника отряда (для иных форм, при наличии утвержденной приказом внутренней инструкции по применению формы учета).

Контрольные мероприятия  по проверке правильности использования  бюджетных средств в  ГУ «16 ОФПС по Алтайскому краю»  осуществляют многие органы, но эффективность таких мероприятий различная.

Текущий контроль и анализ расходов ГУ «16 ОФПС по Алтайскому краю» затруднен, поскольку информация о расходах завуалирована в аналитических счетах. Для повышения достоверности отражения в учете доходов и расходов государственных учреждений от оказания платных услуг необходимо разработать регистры аналитического учета, по которым составляется документ - справка бухгалтера по расчету суммы средств к возмещению в бюджет за платные услуги, оказанные в пределах основного рабочего времени сотрудниками учреждения. Эти регистры позволят систематизировать и накапливать информацию о доходах противопожарной службы по каналам их поступления, и о расходах - по статьям затрат и видов услуг для усиления контроля за рациональным расходованием материальных и денежных ресурсов.

В целях усиления контроля в бюджетных учреждениях можно  сделать вывод о необходимости  создания новой организационно-правовой формы, которая имела бы характеристики общественно контролируемой (публичной) бюджетной организации. Искомая форма организации должна отвечать следующим требованиям:

-                  основная цель деятельности не связана с извлечением прибыли; предмет и цели деятельности определяются в уставе;

Информация о работе Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных организациях