Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 09:40, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть особенности организации бухгалтерского учета и контроля в бюджетных учреждениях.
Для достижения поставленной цели данной работы потребовалось решение следующих задач:
- Изучить теоретические аспекты бухгалтерского учета и контроля в бюджетных организациях;
- проанализировать отдельные аспекты учета хозяйственных средств в учреждениях бюджетной сферы;
- Рассмотреть особенности бухгалтерского учета и контроля в ГУ «16 ОФПС по Алтайскому краю»;

Файлы: 1 файл

ВКР бухучет и контроль в бюджетных организациях.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

Записи в регистры бухгалтерского учета производятся с первичных учетных документов не позднее следующего дня после их получения. По окончании каждого месяца в регистрах бухгалтерского учета подсчитываются итоги оборотов и выводятся остатки по субсчетам.

На основании данных регистров бухгалтерского учета  составляется отчетность.

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности бюджетной организации за отчетный период и состоит из таблиц, которые составляются на основе данных бухгалтерского учета.

Единый порядок ведения  бухгалтерского учета и составления  отчетности в бюджетных учреждениях  и иных организациях определен Приказом Минфина Российской Федерации от 21 января 2005 года №5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности».

Органы государственной  власти, органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения (далее главные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов) составляют годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность (далее - бюджетная отчетность) по формам документов согласно приложению №1 Инструкции №70н.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов, органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, на следующие даты:

-                  месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным:

-                  квартальная - на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;

-                  годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.

Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных и электронных  носителях информации.

Главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнение бюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, имеют право вводить дополнительные специализированные формы бюджетной отчетности, представляемые в составе форм годовой, квартальной, месячной отчетности, которые отражают специфику деятельности распорядителей, получателей средств бюджетов; органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.8

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги. Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в общеустановленном порядке.

Бюджетная отчетность должна составляться нарастающим итогом с  начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

 «Получатели средств бюджета составляют бюджетную отчетность и представляют ее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки.

Главные распорядители (распорядители) средств бюджета на основании представленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность для представления ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю), в установленные им сроки.

Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, составляет и представляет отчет о кассовых поступлениях и выбытиях органу, организующему исполнение соответствующего бюджета.

Орган, организующий исполнение бюджета, на основании представленной сводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета и отчета о кассовых поступлениях и выбытиях соответствующего бюджета составляет консолидированную отчетность об исполнении соответствующего бюджета.

Орган, организующий исполнение местного бюджета, представляет консолидированную отчетность в органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, представляют консолидированную  отчетность органу, уполномоченному на формирование консолидированной отчетности об исполнении бюджета по Российской Федерации. Отчетность представляется в тысячах рублей без копеек».9

В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы документов:

-                  Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503130);

-                  Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (форма 0503140);

-                  Баланс по операциям кассового обслуживания бюджета (форма 0503150);

-                  Баланс исполнения бюджета (форма 0503120);

-                  Пояснительная записка (форма 0503160);

-                  Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);

-                  Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (форма 0503123);

-                  Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127);

-                  Отчет об исполнении бюджета (форма 0503122);

-                  Месячный отчет об исполнении бюджета (форма 0503128);

-                  Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (форма 0503129);

-                  Справка по внутренним расчетам (форма 0503125);

-                  Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (форма 0503126).

Формы бюджетной отчетности составляются на отчетную дату и представляются соответствующему главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, органу, организующему исполнение бюджета.10

Ошибка, обнаруженная за данный отчетный период до момента  представления бухгалтерского баланса, не требующая изменения данных мемориального  ордера, исправляется следующим образом: тонкой чертой зачеркивается неверная сумма и текст, а рядом пишутся правильные сведения. Одновременно против исправления делается заверенная подписью главного бухгалтера оговорка "Исправлено".

Ошибка в мемориальном ордере, обнаруженная до момента представления  бухгалтерского баланса, в зависимости от ее характера исправляется дополнительным мемориальным ордером или по способу "красное сторно". Так же исправляются ошибки в случаях их обнаружения за отчетный период, за который баланс уже представлен. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "красное сторно" оформляются бухгалтерской справкой по форме №433. В ней делается ссылка на номер и дату исправляемого мемориального ордера, документа, обоснование внесения исправления. На основании бухгалтерской справки по форме №433 составляется мемориальный ордер по форме №274.

Если вышестоящей организацией при утверждении годового отчета сделаны исправления в заключительном балансе, то на основании соответствующего письменного распоряжения исправляются регистры бухгалтерского учета прошлого года (путем исправительной бухгалтерской записи) и регистры бухгалтерского учета текущего года (путем изменения входящих остатков).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Контроль в бюджетных организациях  

Правильность учета  доходов и расходов бюджетных  учреждений обеспечивается применением бюджетной классификации с интегрированным единым Планом счетов бюджетного бухгалтерского учета. Однако они по-прежнему ориентированы на разграничение источников финансирования и не могут являться основой ведения управленческого учета.

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд  функций, основными из которых являются: контрольная, обеспечение сохранности собственности, информационная, обратной связи, аналитическая.

Контроль – это  процесс, позволяющий определить достижение организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Различают три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и туже цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только  временем  проведения. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственной операции. Текущий – во время осуществления операции, последующий (заключительный) – после ее совершения.11

Качественная учетная  информация позволяет осуществлять контроль на разных стадиях производства, контролировать в случае необходимости во всех деталях деятельность предприятия и его подразделений,  анализировать ее и на базе этой информации  подготавливать, обосновывать и принимать соответствующие  управленческие решения на различных уровнях управления.

Таким образом, в процессе контроля систематически проверяется  и наблюдается деятельность всех объектов управления, всех участков, производств, выявляются причины отклонений, отступлений  от целей, поставленных перед конкретным  объектом, и в оперативном порядке принимаются меры по их устранению.

Обеспечение сохранности  собственности - эта функция тесно  связана с совершенствованием  системы бухгалтерского учета и усилением его контрольной функции. Следует особо заметить, что для реализации этой функции – необходимы соответствующие предпосылки: наличие оборудованных складских помещений, контрольных и измерительных приборов, мерной тары, расходомеров и др.

Научно организованная система учета позволяет не только вскрывать растраты и хищения, выявлять деятельность различных коррумпированных группировок и т.п., но и предупреждать их.

Используя обратную связь  с помощью бухгалтерской информации, отражающей фактические значения показателей, осуществляют контроль за выполнением плановых показателей, стандартов, норм и нормативов, смет, соблюдение экономического использования  всех видов ресурсов, устанавливают различные недостатки, выявляют резервы производства и степень их мобилизации и использования.

В экономически развитых странах государственный контроль целевого использования бюджетных средств уже давно дополняется аудитом эффективности расходования средств, учитывающим социальную значимость отрасли. Недостатком существующей системы контроля расходов по содержанию учреждений обеспечения безопасности, следует признать дублирование функций у отдельных контролирующих органов и недостаточность методологической и нормативной базы.

В связи с участием России в международных финансовых организациях вызывает дискуссию необходимость ведения учета и представления отчетности по международным стандартам (МСФО), дающим возможность получать на качественно новой основе всеобъемлющую информацию о секторе государственного управления.12

Контрольная деятельность осуществляется субъектом финансового контроля в порядке, установленном в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.13

С целью организации  и осуществления контрольной  деятельности должны быть обеспечены:

а) распределение обязанностей между работниками, занятыми контрольной  деятельностью (далее - работники финансового  контроля);

б) планирование контрольной  деятельности;

в) создание системы стимулов и условий для профессионального  развития и повышения квалификации работников финансового контроля;

г) контроль качества контрольной  деятельности;

д) отчетность о контрольной  деятельности.

Субъект финансового  контроля устанавливает критерии оценки результативности контрольной деятельности в целом, а также работы каждого работника финансового контроля.

При осуществлении контрольной  деятельности работники финансового  контроля руководствуются следующими принципами:

а) независимость;

б) профессиональная компетентность;

в) должная тщательность.

Независимость работников финансового контроля состоит в том, что при проведении контрольного мероприятия они независимы от объекта финансового контроля, в том числе:

а) не имеют родства  с должностными лицами объекта финансового  контроля;

б) не являлись в проверяемый период должностными лицами объекта финансового контроля.

Работники финансового  контроля должны принимать меры по предотвращению конфликта интересов  при проведении контрольных мероприятий.

Профессиональная компетентность работников финансового контроля состоит в том, что при осуществлении контрольной деятельности они обладают необходимыми профессиональными знаниями и навыками и постоянно поддерживают их на должном уровне.

Информация о работе Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных организациях