Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 21:50, курсовая работа
Основной целью общества является удовлетворение общественных потребностей в обувных изделиях, получение прибыли и использование ее в интересах акционеров, для развития производства и решения социальных задач трудового коллектива ОАО «Спартак».
Введение 3
1. Экономическая сущность затрат на производство 7
1.1. Понятие затрат, их классификация 7
1.2. Особенности формирования затрат в обувной промышленности 15
2. Бухгалтерский учет затрат на производство 23
2.1. Учет и распределение израсходованных в производстве материальных, трудовых и финансовых ресурсов
2.2. Учет затрат вспомогательных производств
2.3. Учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов
2.4. Учет и оценка незавершенного производства
2.5. Аналитический учет затрат на производство на ОАО «Спартак»
2.6. Сводный учет затрат на производство
3. Контроль и анализ затрат на производство
3.1. Анализ общей суммы затрат на производство
3.2. Анализ затрат на рубль товарной продукции
3.3. Контроль и анализ затрат и результатов
3.4. Анализ себестоимости единицы изделия
Заключение
Список литературы
Приложения
Критический объем продаж – это объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая тем самым нулевую прибыль. Любая единица продукции, произведенная сверх этого объема, будет уже приносить прибыль.
Если выручку представить как произведение цены единицы изделия (p) и количества проданных единиц (q), а переменные затраты пересчитать на единицу изделия, то получим развернутое уравнение
pq = Zconst + Zvar*q, где
Zconst – условно-постоянные расходы на весь объем производства продукции;
Zvar – переменные расходы на единицу изделия.
Отсюда: q = Zconst/ (p – Zvar) = Zconst/d, где
q – критический объем продаж, ед.
d – маржинальный доход на единицу изделия, руб.
Для предприятий с большим
Возможно также и графическое решение.
Себес-
тоимость зона прибыли
и доход зона убытков Zconst + Zvar*q
Критический объем продаж
Рис. 3.3.1 График расчета критического объема продаж.
В последние десятилетия выше изложенная система контроля и анализа затрат сделала большие шаги в своем развитии. Все больше специалистов (особенно в Германии) считают, что недостаточно простого разделения затрат на постоянные и переменные, необходимо внедрение в систему методов, основанных на исчислении нормативной себестоимости. Возможности администрации в оперативном контроле за затратами в данном случаи значительно расширяются.
Нормативный учет затрат и калькулирование себестоимости предполагают управление процессами через отклонения, фиксируемые через механизмы обратной связи.
Анализ отклонений составляет суть нормативного учета затрат. При этом проводится строгое различие между прямыми и косвенными затратами. Отклонения прямых затрат представлены в учете в виде отклонений фактических затрат на единицу готовой продукции от нормативов. Отклонения общих затрат фиксируются в виде разницы между фактическими затратами и затратами, заложенными в смету на планируемый период (год, квартал, месяц, декада).
Основная задача анализа эффективности производства сводится к сопоставлению фактически выработанной продукции, выраженной в нормативных затратах, с фактическим выпуском готовой продукции.
Для прямых затрат теоретически можно выделить три типа отклонений: стоимостные (например, приобретение материала по иной цене), материальные (экономия или перерасход материала на единицу изделия) и совокупные (экономия материала, приобретенного по цене более низкой, чем заложено в смете).
По-иному строится анализ косвенных
затрат. Он основан на изучении: а) технологических
затрат, которые могут нормироваться подобно
прямым затратам, и б) организационно-
Анализ и контроль косвенных
расходов наиболее сложный в сравнении
с прочими издержками, поскольку
накладные расходы включают в
себя множество различных
Другая трудность состоит в том, что не все расходы, относящиеся к производству или сбыту, осуществляются одновременно с процессом производства или сбыта. Некоторые приходятся на периоды намного более ранние, чем случаются изменения в производстве или сбыте. Другие приходятся на более позднее время, после того, как упомянутые изменения уже давно прошли.
На ОАО «Спартак» для принятия управленческих решений используют элементы маржинального анализа. В частности, подразделяют затраты на переменные, условно - переменные, условно - постоянные и постоянные.
К переменным затратам на производство относятся основные и вспомогательные материалы, заработная плата основных производственных рабочих и отчисления на социальное страхование.
К условно – переменным затратам относят потери от брака.
К условно – постоянным затратам
относятся непроизводительные расходы,
расходы вспомогательных
К постоянным расходам относят заработную плату аппарата управления и прочего персонала, а также износ и расходы по содержанию зданий и оборудования.
В общей структуре затрат на производство переменные затраты составляют 77%, условно – переменные – 0,4%, условно – постоянные – 9,3%, постоянные – 13,3%.
Для анализа затраты группируются в разрезе затрат на производство обуви специального назначения и гражданской обуви. Для каждого направления на предприятии рассчитывается порог рентабельности. Так, для производство обуви специального назначения он составляет 4,3 миллиона рублей в месяц, а для производства обуви для населения – 13,2 миллиона рублей.
В течение довольно длительного периода производство обуви специального назначения не достигает порога рентабельности, поэтому в 2003 году планируют отказаться от ее производства.
Производство гражданской
После получения данных о переменных затратах на единицу продукции анализ сводится к определению маржинального дохода на пару конкретной модели обуви. На основании полученных данных принимаются различные управленческие решения. При планировании ассортимента продукции и наличии узких мест в производстве предпочтение отдается моделям с наибольшим маржинальным доходом на пару обуви. В таблице 3.3.1. представлен расчет маржинального дохода на пару обуви конкретной модели.
Таблица 3.3.1.
Расчет маржинального дохода на конкретную пару обуви.
Наименование |
Модель |
Цена без НДС, руб. |
Переменные затраты |
Маржинальный доход |
Ботинки мужские |
2-262 |
625 |
350 |
275 |
Ботинки мужские |
2-83 |
666 |
392 |
274 |
Ботинки мужские |
2-304 |
608 |
325 |
283 |
Ботинки мужские |
2-510 |
715 |
418 |
297 |
Ботинки мужские |
2-317 |
683 |
413 |
270 |
Ботинки мужские |
2-489 |
625 |
381 |
244 |
Ботинки мужские |
2-191 |
541 |
299 |
242 |
Сапоги женские |
2-87 |
1083 |
617 |
466 |
Сапоги женские |
2-210 |
1250 |
688 |
562 |
Сапоги женские |
2-258 |
1181 |
682 |
499 |
Сапоги женские |
2-428 |
1166 |
624 |
542 |
Ботинки школьные |
3-187 |
409 |
265 |
144 |
Ботинки школьные |
3-238 |
436 |
238 |
198 |
Ботинки школьные |
3-234 |
436 |
232 |
204 |
При планировании ассортимента выпуска нужно отдать предпочтение моделям с наибольшим маржинальным доходом. Если у предприятия есть узкое место, то лучше всего из мужских ботинок отдать приоритет модели 2-304, из женских сапог – модели 2-210, а из школьных ботинок – модели 3-234.
3.4. Анализ себестоимости единицы изделия.
Для более глубокого изучения причин изменения затрат на производство продукции анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым в целом и по статьям затрат. Особое внимание при анализе нужно уделять тем изделиям, которые занимают значительный удельный вес в общем объеме выпуска продукции и тем изделиям, по которым наблюдается существенное изменение себестоимости единицы продукции от планового значения, особенно в сторону увеличения.
Наибольший интерес для анализа представляет модель 3ум075 (модель 2-344) – мужские полуботинки из натуральной кожи (хром), так как фактическая себестоимость одной пары значительно отличается от плановой. Она возросла на 41 рубль или на 7%.
В таблице 3.4.1. представлены исходные данные для факторного анализа затрат на пару обуви модели 2-344.
Исходные данные для факторного анализа себестоимости пары обуви (мужских полуботинок модели 2-344).
Условные обозначения. |
Показатель |
по плану |
по факту |
Откло-нение |
ХА
В
С |
Объем производства, парСумма постоянных затрат, тыс.руб Сумма, переменных затрат на ед. прод., руб. Себестоимость 1 пары М 2-344, руб |
2000 400,0
381
581 |
1945 408,45
412
622 |
-55 +8,45
+31
+41 |
К переменным расходам относятся прямые материальные затраты, заработная плата производственных рабочих и отчисления на социальные страхования от суммы заработной платы производственных рабочих. Остальные затраты условно отнесены к постоянным.
Произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости пары обуви модели 2-344, используя прием ценных подстановок:
Спл = апл/хпл + впл = 400000/2000 + 381 = 581 руб.,
Сусл.1 = апл/хф + впл = 400000/1945 +381 = 586,66 руб.,
Сусл.2 = аф/хф + впл = 408450/1945 +381 = 591 руб.,
Сф = аф/вф + вф = 408450/1945 +412 = 622 руб.
Общее изменение затрат на единицу продукции составило + 41 руб. (622- 581), в том числе за счет изменения:
а) объем производства продукции:
Сусл.1 – Спл = 586,66 – 581 = +5,66 руб., то есть в результате сокращения объема производства модели 2-344 на 55 пар затраты на 1 пару возросли на 5,66 рублей;
б) суммы постоянных затрат:
Сусл.2 – Сусл.1 = 591 – 586,66 = +4,34, то есть в результате роста суммы постоянных затрат (в основном из-за непроизводительных расходов, например, оплата рабочим в дни простоев, которые бывают из-за отсутствия сырья) затраты на 1 пару модели 2-344 возросли на 4,34 рубля;
в) суммы удельных переменных затрат:
Сф – Сусл.2 = 622 – 591 = +31 руб., то есть за счет роста переменных затрат себестоимость единицы возросла на 31 руб. или более чем на 5% от планового уровня.
Далее следует более детально изучить переменные затраты и определить причины их повышения, для этого будут использованы данные плановой и отчетной калькуляции по модели мужских полуботинок 2-344.
Переменные затраты включают в себя прямые материальные расходы, которые в отчетной и плановой калькуляциях расшифрованы.
Данные отчетной и плановых калькуляций представлены в таблице 3.4.2.
Из таблицы видно, что
на изменение себестоимости
Так материальные затраты внесли наибольший вклад в увеличение себестоимости модели 2-344. За счет уменьшения стоимости верхнего края и фурнитуры предприятие получило экономию в размере (4 + 1)*1945 = 9725 рублей. Изменение же стоимости деталей низа повлекло за собой перерасход в размере 91415 рублей (47*1945), прежде всего это связано с увеличением стоимости подошвы. Дело в том, что в связи с отсутствием нужного фасона подошвы российского производства пришлось использовать более дорогую подошву импортного производства.
Исходные данные для анализа переменных затрат по модели 2-344.
Детализация переменных затрат |
Факт, руб. |
Переменные затраты на пару по плану, руб. |
Откло-нение, руб. | |
сумма переменных затрат на 1945 пар |
переменные затраты на пару | |||
1. Материальные затраты: в т.ч. верхний крой; детали низа:
Фурнитура. |
706035 320925 315090 279690 9920 3696 14004 1750 6030 70020 |
363 165 162 143,8 5,1 1,9 7,2 0,9 3,1 36 |
321 <span class="dash041e_0431_ |
Информация о работе Бухгалтерский учет затрат на производство