Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ (на примере Управления Пенсионного Фонда Кольского района Мурманской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:29, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной дипломной работы объясняется тем, что в современных и сложных условиях экономического развития стратегической задачей России является повышение уровня жизни населения страны и рост его благосостояния.
В Российской Федерации в настоящее время проживает 30,61 млн. человек в возрасте старше трудоспособного (21,9% от обшей численности населения). Одиноко проживает 6,7 млн. пожилых людей. К 2015 г. численность граждан старшего поколения уже увеличится на 2,1 млн. человек. Структура населения по возрасту и далее будет существенно меняться. Доля лиц старших возрастов увеличится к 2016 г. до 24,5%

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ 8
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 8
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 24
1.3 Пенсионный фонд России, его функции и роль в реализации социальной политики государства 28
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СТРАХОВАНИЯ В РОССИИФ
2.2.Формирование бюджета ПФР на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов 41
2.2 Исчисление и уплата страховых взносов в пенсионный фонд России на обязательное пенсионное страхование 52
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 59
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ НА ПРИМЕРЕ ГУ УПРАВЛЕНИЯ ПФР В КОЛЬСКОМ РАЙОНЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 63
3.1. Организационная структура ГУ Управления ПФР в Кольском районе Мурманской области 63
3.2 Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работодателями 67
3.3 Предложения по совершенствованию контроля за уплатой страховых взносов с использованием камеральных и выездных проверок 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали и специальные. Они получали дополнительное вознаграждение за плавание в размере 1/2 оклада жалования за плавание сроком от 120 до 180 месяцев (за всю службу) и 2/3 оклада за плавание более 180 месяцев. Кроме того, командирам кораблей выдавалось вознаграждение (от половины до полного оклада) за долговременное командование судном, корабельным инженерам – за постройку и перестройку судов (до 1350 руб. в год), инженерам-механикам – за долговременное управление судовыми машинами (до 900 руб.).

Вдовы и дети умерших офицеров получали право на пенсию, если офицер: а) был убит в сражении или умер на службе от ран, либо погиб в море; б) умер на службе, имея право на пенсию; в) умер, находясь в отставке, независимо от получения пенсии, но имея на нее право.

Из нижних чинов правом на пенсию пользовались только унтер-офицеры и солдаты, служившие сверхсрочно. За 20 лет такой службы назначалась пенсия в размере 96 руб. в год или единовременное пособие в 1000 руб.

Правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались офицеры, которым покровительствовал так называемый Александровский комитет о раненых. Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер при получении увечья, и от степени тяжести ранения (1 и 2 класс раненых).

Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше, чем обычные. Так, размер пенсии раненому первого класса составлял от 300 до 1716 руб., 2 класса – от 170 до 1143 руб. 90 коп.

Офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства, и не только в отставке, но и находясь на службе.

Кроме пенсии, отставным пенсионерам выдавалось ежегодное пособие на наем прислуги.

Негосударственные пенсионные системы для чиновников и военных

Кроме пенсий, выплачивавшихся государственным казначейством, существовали и так называемые эмеритуры (от лат. emeritus – заслуженный).

Эмеритуры являлись специальной пенсией уволенным в отставку государственным чиновникам и пособием вдовам и сиротам из сумм эмеритальных касс, средства которых составлялись из обязательных отчислений от жалованья государственных служащих.

Целью этих касс являлось обеспечение своих членов дополнительными пенсиями. Ее денежные средства составляли неприкосновенную собственность и могли использоваться только на пенсии и пособия, а также на расходы по осуществлению деятельности кассы.

Доходы кассы образовывались за счет процентов от «неприкосновенных капиталов», вычетов из жалования участников и случайных поступлений.

В конце XIX в. лучшей в стране считалась эмеритальная касса Министерства юстиции. Ее деятельность началась еще в период осуществления судебной реформы. В 1866 г. Александр II повелел начать вычеты из жалования судебных чинов для создания кассы, но ее деятельность началась только в 1885 г.

Начиная с этого года, через каждые пять лет Совет эмеритальной кассы, куда входили высшие чины министерства, назначал комиссию из членов кассы для проверки ее деятельности. Осторожность в ведении дел способствовала росту авторитета и популярности кассы среди чиновников министерства и позволила ей предоставить своим членам дополнительные льготы.

На 1 января 1901 г. ее основной капитал превысил 23 млн. руб., ежегодный доход от взносов участников составил 780 тыс. руб.

Пенсионные системы для рабочих

На протяжении всего XIX в. фабричные рабочие пенсиями не обеспечивались - ни государственными, ни частными.

Лишь в 1893 г. по предложению С.Ю.Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.

В сентябре 1902 г. законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев» был завершен.

2 июня 1903 года он был утвержден Николаем II, а с 1 января 1904 г. вступил в силу.

При всей своей ограниченности и недостатках закон 1903 г. все же был шагом вперед в разработке рабочего законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий.

При полной потере трудоспособности выплачивалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере выплачивалась пенсия семье в случае смерти рабочего. Однако при этом закон искусственно занижал исчисление годового заработка рабочего, что вело к уменьшению размера пенсий.

Однако даже такие урезанные пенсии, полагавшиеся по закону, на практике выплачивались далеко не всегда. По некоторым приблизительным подсчетам, накануне первой мировой войны рабочие фабрично-заводской промышленности получили 2,2 млн. руб., горнозаводские – 2,3 млн. руб., акционерные общества выплатили 2 млн. руб., а взаимные – 1,6 млн. руб.

Таким образом, общая сумма составила более 8 млн. руб. Она распределялась между 20,4 тыс. увечных рабочих. Всего же увечных по фабрично- и горнозаводской промышленности было около 112 тыс. человек и по закону им причиталось более 40 млн. руб. То есть рабочие должны были получить значительно больше, однако буква закона и его практическое применение далеко не всегда соответствовали друг другу.

При фактическом отсутствии государственной пенсионной системы многое зависело от владельцев предприятия, где трудились рабочие.

Многие предприниматели, занимаясь меценатством и благотворительностью, не забывали и о рабочих собственных компаний. Известно множество случаев строительства различных частных богаделен, бесплатных квартир, вдовьих и сиротских домов, где могли проживать старики и дети, не способные к работе на заводе или фабрике.[4]

Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (ПФР, Фонд) был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 № 442-1.[5] Целью образования ПФР яв­ляется государственное управление финансами пенсионного обеспечения в РСФСР, денежные средства которого не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других фондов и изъятию не подлежат. Одновременно законодателем было пре­дусмотрено следующее:

1.                 Пенсионный фонд РСФСР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением РСФСР.

2.                 Все предприятия и организации независимо от форм собственности и подчиненности, находящиеся на территории РСФСР, вносят в 1991 году взносы на социальное страхование в размере 26 % по отношению к начисленной оплате труда. Из них 20,6% направляются в Пенсионный фонд РСФСР и 5,4 % – в Фонд социального страхования РСФСР.

3.                 Руководство Пенсионным фондом РСФСР осуществляется Правлением Фонда и его постоянно действующим исполнительным органом – Исполнительной дирекцией.

4.                 Пенсионный фонд РСФСР подотчетен Верховному Совету РСФСР.

Действовавшая до 1991 г. система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования. Она охватывала не только выплаты пенсий и пособий всех видов, но и различные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслужива­ния трудящихся масс, содержание и обслуживание престаре­лых и нетрудоспособных. Эти сферы имеют свою специфику развития и финансирования. Поэтому выделение пенсионного обеспечения в самостоятельную организационную структуру, формирование ПФР как самостоятельного фонда денежных средств, регулируемого специальным законодательством Российской Федерации и принятыми в его развитие правовыми актами, принятие закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации» являются важнейшими вехами в развитии социального обеспечения населения страны.[6]

Для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения на местах Правлением ПФР было принято решение о создании 89 региональных отделений Фонда – по фактическому количеству всех национальных, областных и краевых образований России. Созданные отделения и их управляющие непосредственно подчинялись Правлению ПФР. Такая жесткая иерархическая структура, исключающая двойное управление по горизонтали и вертикали власти, не позволяла местным органам власти использовать средства ПФР, собираемые на их территориях, не по целевому назна­чению. Положение о региональных отделениях и их структура утверждались Правлением ПФР строго индивидуально, исхо­дя из условий работы в территориях. Однако во всех отделе­ниях было предусмотрено обязательное наличие отдела учета поступления и расходования средств, отдела по координации деятельности уполномоченных и экономического отдела.

С 1992 г. в состав Правления ПФР стали входить его пред­седатель, первый заместитель и заместители председателя Правления, исполнительный директор, управляющие отде­лениями Фонда, а также по должности Министр социальной защиты населения Российской Федерации. На Министерство социальной защиты населения было возложено непосредс­твенное руководство органами социальной защиты населения в сфере управления пенсионным (и социальным) обеспечением в Российской Федерации. При этом их задачи были определены соответствующими нормативными актами.

1991-1994 годы можно считать первым этапом пенсионной реформы, которая проходила в сложных социально-экономи­ческих условиях развития страны. И в этих условиях она не могла быть реализована. К началу 1995 г. ситуация с пенсион­ным обеспечением характеризовалась низким уровнем пенсий и высоким тарифом страховых взносов. Заработная плата ос­новной массы населения перестала оказывать влияние на раз­мер пенсии, исчезла ее дифференциация.

Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ шаги, реальное содержание пенсий продолжало снижаться, посколь­ку правительство и ПФР пытались одновременно решить за время первого этапа реформы практически неразрешимую за­дачу – довести минимальный размер пенсий до уровня прожи­точного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. В резуль­тате в пенсионной системе возник комплекс социальных и эко­номических противоречий, которые свойственны пенсионной системе переходного периода: потеря управляемости формированием государственных пенсионных обязательств; разрушение принципов пенсионного страхования; неконтролируемый рост долга перед пенсионерами. Без устранения этих причин невозможно было устойчивое развитие ПФР как фонда денежных средств.[7]

1995 год считается началом второго этапа пенсионной реформы и, следовательно, дальнейшего развития и совершенс­твования структуры ПФР. В целях усиления государствен­ных гарантий граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы в августе 1995 г. Правительством РФ принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Основными целями реформирования пенсионной системы являлись: реализация права граждан, проживающих на территории Российской Федерации, на пенсионное обеспечение; обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы; создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования; адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся в России рыночным отношениям; рационализация и оптимизация условий предоставления пенсий и их размеров; повышение эффективности управления пенсионным обеспечением.[8]

Из целей Концепции следовало, что в процессе проведения пенсионной реформы возникает необходимость пересмотра практически всех основных принципов функционирования пенсионной системы. Концепцией предусматривалось не разрушение, а сохране­ние и укрепление государственной пенсионной системы с учетом развития новых форм пенсионного обеспечения. С введением в государственную пенсионную систему социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенси­онных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой (с точки зрения идеологов реформы) пенсионной системы.

Первый уровень системы – базовая пенсия, которая в перспективе заменит социальную пенсию. Она в принципе должна предоставляться всем гражданам Российской Федерации и обеспечивать материальные условия жизни человеку при наступлении инвалидности, или по достижении пенсион­ного возраста, или в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Второй уровень – трудовая (страховая) пенсия. Роль ее определяет всю организацию пенсионного страхования в стране. По своей сути трудовая пенсия должна соответствовать природе солидарности поколений, на которой базируется система социального страхования. При определении права граждан на трудовую пенсию, ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета. Это означает последовательное осуществление в пенсионной системе стра­ховых принципов, исключающих какие-либо привилегии для отдельных слоев и групп застрахованных лиц. Третий уровень – негосударственные пенсии. Они рассматриваются в пенсионной системе как дополнительные по отношению к государственным пенсиям и могут реализовываться как в форме дополнительных (профессиональных) пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхо­вания граждан, производящих накопление средств на свое до­полнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Здесь могут участвовать как работо­датели, так и наемные работники.[9]

В развитие Концепции реформы пенсионного обеспечения в 1996 г. принят Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».[10] Социальная значимость пенсионного обеспечения представляет собой одну из важнейших социально-экономических проблем страны, поэтому Пенсионный фонд Российской Феде­рации в рамках проводимой пенсионной реформы должен был сосредоточиться на обеспечении достойного уровня жизни не­трудоспособных граждан.

Одним из шагов, осуществленных в этот период, ста­ло принятие Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который вступил в действие с 01 февраля 1998 года. Закон связан с реализацией увязки размера пенсии с трудовым вкладом работника. Им также уста­новлен принципиально новый механизм индексации разме­ров трудовых пенсий и заработков, из которых исчисляются пенсии, предусматривается переход на принципиально иной механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, который основан на определении индивидуального коэффи­циента (ИКП) для каждого пенсионера. Причем перерасчет и назначение пенсий с применением ИКП производится полу­чателям пенсий по старости, по инвалидности, по случаю по­тери кормильца, за выслугу лет, исчисляемых из среднеме­сячного заработка. Этот механизм исчисления пенсии не является универ­сальным и не решает проблем всех пенсионеров, но он дает воз­можность разработать механизм исчисления пенсии, учитыва­ющий экономические особенности на каждом этапе развития пенсионной системы.[11]

Информация о работе Формирование и использование средств Пенсионного Фонда РФ (на примере Управления Пенсионного Фонда Кольского района Мурманской области)