Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:29, дипломная работа
Актуальность темы выпускной дипломной работы объясняется тем, что в современных и сложных условиях экономического развития стратегической задачей России является повышение уровня жизни населения страны и рост его благосостояния.
В Российской Федерации в настоящее время проживает 30,61 млн. человек в возрасте старше трудоспособного (21,9% от обшей численности населения). Одиноко проживает 6,7 млн. пожилых людей. К 2015 г. численность граждан старшего поколения уже увеличится на 2,1 млн. человек. Структура населения по возрасту и далее будет существенно меняться. Доля лиц старших возрастов увеличится к 2016 г. до 24,5%
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИИ 8
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 8
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 24
1.3 Пенсионный фонд России, его функции и роль в реализации социальной политики государства 28
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СТРАХОВАНИЯ В РОССИИФ
2.2.Формирование бюджета ПФР на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов 41
2.2 Исчисление и уплата страховых взносов в пенсионный фонд России на обязательное пенсионное страхование 52
2.3 Индивидуальный (персонифицированный) учет: страховых взносов на обязательное пенсионное страхование 59
ГЛАВА 3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ НА ПРИМЕРЕ ГУ УПРАВЛЕНИЯ ПФР В КОЛЬСКОМ РАЙОНЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 63
3.1. Организационная структура ГУ Управления ПФР в Кольском районе Мурманской области 63
3.2 Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работодателями 67
3.3 Предложения по совершенствованию контроля за уплатой страховых взносов с использованием камеральных и выездных проверок 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………
Порядок использования временных свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Ответственность за нецелевое расходование денежных средств Пенсионного фонда Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Для обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективах финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования в случае возникновения профицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации создается резерв.
Размер этого резерва, а также порядок его формирования и расходования определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.[47]
Общие доходы бюджета ПФР за 2010 год составили 4,61 трлн. рублей, что по отношению к ВВП составляет 10,4% (в 2009 году – 3,2 трлн. рублей, или 8,2% к ВВП). Доходы бюджета Фонда без учета накопительной составляющей в 2010 году выросли по сравнению с 2009 годом на 44,5% и составили 4,25 трлн. рублей, из них: 1,6 трлн. рублей – страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии; 2,64 трлн. рублей – межбюджетные трансферты из федерального бюджета, из которых на покрытие дефицита бюджета ПФР перечислено 1,32 трлн. рублей.
С 1 января 2010 года тариф отчислений в пенсионную систему был установлен в размере 20%, при одновременном введении для отдельных категорий плательщиков пониженных тарифов. В связи с этим на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда из федерального бюджета было перечислено 72,84 млрд. рублей.
В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2010 году в бюджет Фонда от граждан и работодателей поступило 3,6 млрд. рублей, что на 1,1 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. При этом за застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы в 2009 году, из федерального бюджета перечислено 2,5 млрд. рублей.
Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год составили 4,25 трлн. рублей, что по отношению к ВВП составляет 9,6%.
Расходы на пенсионное обеспечение за 2010 год увеличились на 1 трлн. рублей и составили свыше 3,6 трлн. рублей, в том числе 480 млрд. руб. было направлено на повышение трудовых пенсий вследствие проведения валоризации расчетного пенсионного капитала пенсионеров. Из них 3,4 трлн. рублей – расходы на выплату трудовых пенсий (в 2009 году – 2,4 трлн. рублей).[48]
В результате проведенной в 2010 году валоризации средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1090 рублей. Для отдельных категорий граждан, имеющих продолжительный трудовой стаж, сумма увеличения составила: для инвалидов вследствие военной травмы, включая инвалидов Великой Отечественной войны – 1715 рублей, для участников Великой Отечественной войны – 1855 рублей.
При этом наблюдается рост числа вновь назначенных пенсий. Если в 2005 году были назначены пенсии 2,5 млн. человек, то в 2010 году – почти 2,8 млн. человек. В 2010 году общее количество пенсионеров превысило 39,7 млн. человек. Из них число получателей трудовых пенсий составило 36,6 млн. человек, получателей социальных пенсий – 2,8 млн. человек.
В течение 2010 года пенсии были проиндексированы трижды. 1 апреля 2010 года трудовые пенсии россиян были проиндексированы на 6,3%, социальные пенсии – на 8,8%. Кроме того, 1 июля социальные пенсии дополнительно увеличились на 3,41%. Помимо увеличения трудовых и социальных пенсий, 1 апреля на 10% был проиндексирован размер ежемесячных денежных выплат. В целом, в течение 2010 года пенсии в стране увеличилась на 23%, а по сравнению с серединой 2009 года – на 46%, что превышает уровень потребительской инфляции.
Общий уровень материального обеспечения (пенсий) граждан из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны за 2010 год повысился на 3,5 – 3,7 тыс. рублей и на конец года составил свыше 23 тыс. рублей. Кроме того, к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов ПФР осуществил единовременную выплату в размере 5 000 рублей и 1000 рублей гражданам РФ из числа ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе постоянно проживающим в странах Балтии.
Важно отметить, что впервые в истории современной России даже самая маленькая пенсия – социальная – в 2010 году стала выше прожиточного минимума пенсионера. С 1 января 2010 года минимальный уровень материального обеспечения 4,9 млн. неработающих пенсионеров за счет установления федеральной социальной доплаты к пенсии (2,5 млн. человек) и региональной социальной доплаты к пенсии (2,4 млн. человек) поддерживается на уровне прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ. Таким образом, были реализованы положения Послания Президента Российской Федерации о ликвидации в стране бедности среди пенсионеров.[49]
В 2010 году на обязательное пенсионное страхование поступило свыше 1,9 трлн. рублей страховых взносов, что на 655 млрд. рублей, или в 1,5 раза больше, чем в 2009 году.
При этом за 2010 год сформировалась задолженность страхователей по уплате страховых взносов. Только в ОПС на конец года сумма задолженности – 31,6 млрд. руб. Это всего 1,6 % от начисленных страховых взносов на ОПС.
Задолженность, образовавшаяся за периоды 2002–2009 годы, по которым главным администратором доходов является ФНС России, – 82,8 млрд руб. За год она усилиями Пенсионного фонда снизилась на 10 млрд. рублей.
В целом по поступлениям в 2010 году территориальные органы Пенсионного фонда с задачей справились успешно. Приоритетной задачей в 2010 году было неукоснительное исполнение обязанности плательщиков по уплате страховых взносов в полном объеме и в срок, установленный законом.
В 2010 году ПФР продолжал работу по материнскому семейному капиталу. 1,8 млн. владельцев сертификатов из 2,6 млн. распорядились средствами материнского капитала на сумму 97,6 млрд. рублей. Большинство средств – 77,7 млрд. рублей – семьи направили на погашение жилищных кредитов и приобретение или строительство жилья.
В 2010 году при активном участии Пенсионного фонда был разработан и внесен ряд изменений в законодательство. Теперь семьи могут использовать материнский капитал на строительство и реконструкцию индивидуального жилого дома без привлечения строительных организаций. Сняты ограничения по периоду заключения кредитных договоров на покупку жилья. Значительно сокращены сроки перечисления средств материнского капитала.
Принятые меры позволили улучшить жилищные условия десятков тысяч семей. Так, на индивидуальное жилищное строительство без привлечения подрядных организаций уже принято порядка 9 тысяч заявлений на сумму 1,9 млрд. рублей.
Главнейшими из задач, которые стоят перед Пенсионным фондом в 2011 году, глава ПФР Антон Дроздов назвал обеспечение неуклонного роста благосостояния российских граждан и дальнейшее совершенствование видов и форм оказания услуг населению в сфере деятельности ПФР.
Так, с 1 февраля 2011 года уже проведена индексация трудовых пенсий на 8,8% для 36,6 млн. человек. В результате размер трудовой пенсии по старости увеличился в среднем на 700 рублей, трудовой пенсии по инвалидности – на 418 рублей, трудовой пенсии по случаю потери кормильца – на 428 рублей.
1 апреля социальные пенсии выросли на 10,27%, ежемесячные денежные выплаты – на 6,5%. Стоит отметить, что увеличение социальных пенсий с 1 апреля совместило в себе две индексации, которые планировалось провести 1 апреля и 1 июля.
Что касается дальнейшего повышения трудовых пенсий в 2011 году, то в случае, если по итогам первого полугодия 2011 года уровень инфляции превысит порог в 6%, в соответствии с законодательством РФ с 1 августа 2011 года трудовые пенсии будут проиндексированы с учетом фактического роста цен за указанный период.[50]
Пенсионный фонд по-прежнему остается мощнейшей финансовой структурой в России. Его более чем пятитриллионные доходы в следующем году составят, по оценкам, 10,2 процента объема ВВП страны (для сравнения в 2010 году - 9,87 процента). Таким образом, каждый десятый рубль в стране - пенсионный.
Суммарные расходы за 2011 год вырастут по сравнению с 2010 годом на 400 миллиардов рублей. Как всегда, в бюджете заложены средства на повышение материального обеспечения пенсионеров – индексацию трудовых пенсий с 1 февраля 2011 года на 8 процентов (это коснется 36,6 миллиона пенсионеров), а также увеличение на 6,5 процента размеров ЕДВ с 1 апреля 2011 года (число получателей – 17 миллионов человек). Кроме того, предстоит индексация госпенсий в общей сложности на 9,1 процента (с 1 апреля 2011 года повышение на 8 процентов, что улучшит материальное обеспечение 3,3 миллиона граждан). При этом минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом предоставляемых мер социальной поддержки у неработающих пенсионеров, как и в 2010 году, не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. Соответственно, так же, как и сейчас, будет продолжать действовать механизм социальных доплат тем из пенсионеров, чьи доходы остаются ниже черты бедности.
Продолжится в 2011 году и программа предоставления материнского капитала. Кстати, это еще одна из статей, которые финансируются по закону за счет федерального бюджета. На предоставление материнских денег в будущем году в бюджете заложено 120,8 миллиарда рублей. Размер маткапитала с 1 января 2011 года вырастет на 6,5 процента и составит 365 тысяч 698 рублей.
Превышение доходов над расходами бюджета эксперты ПФР оценивают в сумму 315 миллиардов рублей. Эти средства будут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии будущих пенсионеров. Эта часть пенсии формируется у граждан 1967 года рождения и моложе за счет части уплачиваемых работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд. Вне зависимости от возраста накопительную часть могут формировать и сами работники - при помощи добровольной программы софинансирования пенсии. На эту программу в бюджет ПФР за счет средств Фонда национального благосостояния в 2011 году поступит 5 миллиардов рублей.
Напомним, средства накопительной части не идут на выплаты текущих пенсий, а сохраняются на индивидуальном счете гражданина и инвестируются выбранной им управляющей компанией или негосударственным пенсионным фондом.
Из федерального бюджета в бюджет ПФР в 2011 году поступит 2,3 триллиона рублей. Нередко финансовые эксперты именно эту сумму приводят, когда оценивают дефицит пенсионной системы. Однако есть статьи расходов пенсионного ведомства, которые согласно законодательству должны компенсироваться из федерального бюджета.
В частности, исполнение обязанностей государства по выплате пенсий, пособий и других социальных выплат в будущем году составит 1396,2 миллиарда рублей. На компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР из-за пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий работодателей уйдет 69,55 миллиарда рублей.
Непосредственно на покрытие дефицита бюджета ПФР из бюджета придется потратить 875,93 миллиарда рублей.[51]
Верстая пенсионный бюджет на три года вперед, специалисты исходили из того, что с 2012 года благодаря увеличению ставки страхового взноса собственные доходы Пенсионного фонда заметно возрастут. Планируется, что в 2012 году они составят 5,65 триллиона рублей, а в 2013-м - 6,25 триллиона.
Дефицита Пенсионного фонда в 2010 году составлял 1 триллион 300 миллионов рублей, то уже в 2011 с учетом повышения совокупного тарифа страховых взносов до 34 процентов дефицит снизится в 1,5 раза.
ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», устанавливает особенности использования средств в сфере социальной политики фонда. В частности, предусматривается включать в расходы, связанные с ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, затраты на обработку их заявлений о выборе инвестиционного портфеля, о переходе из фонда в негосударственный пенсионный фонд, о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Кроме того, планируется направлять на финансирование выплаты страховой части пенсии средства, на которые страхователями по состоянию на 1 января 2011 года не представлены сведения индивидуального учета.
Доходы бюджета ПФР устанавливаются в 2011 году в размере 5,137 триллиона рублей, в 2012 году - 5,654 триллиона рублей, в 2013 году - 6,245 триллиона рублей, расходы - на уровне 4,822 триллиона рублей, 5,301 триллиона рублей и 5,843 триллиона рублей соответственно. Трансферты из федерального бюджета Пенсионному фонду запланированы в 2011 году на уровне 2,341 триллиона рублей, в 2012 году - 2,561 триллиона рублей, в 2013 году - 2,803 триллиона рублей. Профицит бюджета ПФР в 2011 году должен составить 314,99 миллиарда рублей, в 2012 году - 353,64 миллиарда рублей, в 2013 году - 402,143 миллиарда рублей.
Доходы бюджета ПФР на 2012 г запланированы в сумме 5 трлн 654,85 млрд руб, расходы – 5 трлн 301,21 млрд руб, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП, доходам в сумме 5 трлн 158,54 млрд руб и по расходам в сумме 5 трлн 158,54 млрд руб.
Доходы бюджета ПФР на 2013 г запланированы в сумме 6 трлн 245,35 млрд руб, расходы – 5 трлн 843,21млрд руб, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования НЧП, доходам в сумме 5 трлн 667,54 млрд руб и по расходам в сумме 5 трлн 667,54 млрд руб (Приложение 1).
Сбалансированность системы обязательного пенсионного страхования в период 2011-2013 гг обеспечивается за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета ПФР на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на покрытие дефицита бюджета ПФР.